Из рапорта командира линейного корабля “Евстафий” о встрече и бое с неприятелем во время похода 24–29 декабря 1914 года

24 декабря флот, идя в ночном порядке, лежа на курсе 87°, в 6 ч 50 мин при полной почти тьме встретил неприятеля, шедшего курсом как надо думать нам на пересечку по носу слева направо. Первым неприятеля открыл крейсер “Память Меркурия”.

Минуты через 2–3 спустя справа на курсовом угле 30–40° был замечен дым и слабый силуэт; в тот же момент неприятелем были открыты два прожектора. Левый прожектор осветил крейсеры, а затем последовательно линию кораблей. Правый прожектор осветил концевые корабли, и затем его луч короткое время светил в море, было впечатление, что оба прожектора с одного корабля и светят на циркуляции. Левый прожектор, дойдя до концевого корабля, был переведен на “Евстафий” и освещал его секунд 10–15, затем снова был переведен на крейсеры, а затем оба они были закрыты. Общая продолжительность освещения была 1–1,5 мин.

С открытием прожекторов крейсеры открыли огонь, причем с линейного корабля было замечено, что залпы ложились на больших недолетах.

Спустя 1–1,5 мин командующий флотом приказал пустить две ракеты, чтобы уклониться влево на 8°. Одна ракета зажглась, но разорвалась несколько выше труб, у другой ракеты плохо воспламенилась пороховая мякоть, очевидно, отсырела, и ракета не взвилась, вследствие чего корабли последовали за “Евстафием”, держась в кильватер. До пуска ракет “Евстафий” открыл огонь по направлению, где были замечены прожектора с установкой прицела 2 кб. Всего за 1–2 мин стрельбы было сделано выстрелов: 5 12- дм, 4 8-дм, 17 6-дм и один 75-мм. После прекращения огня был замечен дым на SW. Около 7 ч 25 мин флот снова построился в ночной порядок и лег на старый курс.

Закрыв прожектора, неприятель также открыл огонь, сделав несколько залпов по “Евстафию”; два из них были перелетные, снаряды рвались с левого борта за кормой, а один недолетный, причем осколками двух снарядов было нанесено несколько повреждений, а именно: двумя крупными осколками, остальными мелкими сделано на 12-дм правом носовом орудии пять выбоин, из них две незначительные, а три следующих размеров: 1-я-длиной 11 см, шириной 8 см, глубиной 14 мм; 2-я — длиной 11,5 см, шириной 5 и глубиной 19 мм; 3-я — длиной 6 см, шириной 2,7 см, глубиной 11 мм.

Маленькую выбоину имеет правое носовое 6-дм орудие (снаружи). Труба правой носовой пушки имеет повреждения в виде небольших поперечных трещин на 3-х нарезах, как следствие наружного повреждения. Этим ударом был оглушен старший наводчик Степан Шуванов. Однако, оправившись от сотрясения и оглушения, он произвел выстрел по первому ревуну.

От другого недолетного снаряда, разорвавшегося против кормовой части линейного корабля, произошло воспламенение одного из 75-мм патронов у правой кормовой спардечной пушки. Патроны эти были сложены на палубе, и осколок, отразившись от брони кормовой рубки, ударил по поддону гильзы, воспламенив трубку. Патрон этот был исковеркан, остальные патроны были раскиданы и частью помяты.

Из четырех патронов выпали снаряды, причем один упал на ют. Во врем происшедшего были поражены оба подносчика, матросы Стефан Яковенко и Даниил Шило-Молчан и отправлены в лазарет. Артиллерийский унтер-офицер Александр Руспак был оглушен, комендор Ефим Топорков получил небольшую царапину ноги, и получили легкие поражения матросы: установщик Григорий Присяжнюк и замочный Маркиан Таранец. Все перечисленные, также и один наводчик комендор Ефрем Мороз, оставались у своей пушки. 2-й наводчик комендор Е. Топорков сейчас же после случившегося попадания и разрыва от этого гильзы зарядил снова пушку сам и искал с одним наводчиком в прицел неприятеля, но найти не мог.

Кроме того, осколками перебита на баке одна леерная стойка и две пробиты; перебило леер проволочного троса, пробило борт командного W.K., чугунный кнехт, сделало борозды на верхней палубе и на правом выстреле, оторвало медный козырек у бортового иллюминатора, перебило задрайку носового 75-мм полупорта.

Капитан 1 ранга В. И. Галанин

Похожие книги из библиотеки

Речные броненосцы северян. 1861-1865

Не было в период Гражданской войны между Севером и Югом кораблей более странных, а потому интригующих, чем броненосцы. А самыми необычными в этой группе стали броненосцы, построенные северянами для действий на Миссисипи и ее притоках. Используя приемы и опыт строительства коммерческих речных пароходов, северяне сумели отработать тип броненосца, идеально подходившего для действий на великой реке Северо- Американского континента. Такой корабль представлял собой комбинацию корпуса и машинерии речного парохода с защищенностью и могучим вооружением броненосца. Все знают о знаменитом сражении между «Монитором» и «Вирджинией» в марте 1862 г., однако тот не стал боевым крещением броненосцев как таковых. К этому времени Западная флотилия канонерских лодок северян уже вовсю хозяйничала в водах Миссисипи, атаковала форты Генри и Донельсен на реках Теннеси и Кумберленд в феврале 1862 г.

Советские партизаны

Официальная история партизанского движения на территории СССР, оккупированной войсками Германии и ее союзников, полностью мифологизирована. Вместо критического анализа реальных событий, их особенностей, причин и последствий, читателям предлагаются выдумки бывших партизанских начальников, партийных идеологов, советских историков и литераторов.

Автор книги, состоящей из 26 глав, последовательно опровергает эти мифы. Свои рассуждения и выводы он подтверждает ссылками на исследования историков, воспоминаниями участников и очевидцев описываемых событий, подлинными документами, а также статистическими данными.

Асы США пилоты F4U «Corsair»

Первый прототип XF4U-I поднялся в воздух 29.мая 1940 г., решение о серийном производстве новых истребителей было принято 29 мая 1940 г. На самолет был установлен самый крупногабаритный и самый мощный на тот момент звездообразный двигатель воздушного охлаждения Пратт-энд-Уитни R-2800. Огромный мотор требовал соответствующего воздушного винта: пропеллер самолета XF4U-1 имел самый большой среди одномоторных самолетов диаметр. Большой диаметр породил проблему клиренса. Чтобы не делать чрезмерно длинные стойки основных опор шасси инженеры фирмы Чэнс-Воут предложили установить опоры в изломах крыла типа «обратная чайка». За счет использования весьма необычного крыла истребитель приобрел неповторимый силуэт.

Трофейные танки Красной Армии. На «тиграх» на Берлин!

Вопреки распространённому убеждению в превосходстве советской бронетехники, Красная Армия всю войну охотно применяла трофейные танки. Если в 1941 году их количество было невелико — наши войска отступали, и поле боя, как правило, оставалось за противником, — то после первых поражений Вермахта под Москвой и на Юго-Западном фронте, где немцам пришлось бросить много исправной техники, в Красной Армии были созданы целые батальоны, полки и бригады, имевшие на вооружении трофейные танки. И даже в конце войны, когда промышленность вышла на пик производства, в изобилии снабжая войска всем необходимым, использование трофеев продолжалось, хотя и в меньших масштабах, причем наши танкисты воевали не только на «пантерах» и «тиграх», но и на венгерских «туранах».

Новая книга ведущего специалиста восстанавливает подлинную историю боевого применения трофейной бронетехники, а также отечественных самоходок, созданных на шасси немецких танков.

Книга содержит много таблиц. Рекомендуется просматривать читалками, поддерживающими отображение таблиц: CoolReader 2 и 3, AlReader.

* * *