Военная тактика

По обе стороны Атлантического океана еще преобладала военная стратегия и тактика Наполеона Бонапарта. В США апостолом наполеоновской концепции продолжал оставаться Деннис Харт Мэхэн. Взгляды Мэхэна оказали влияние на стратегическое и тактическое мышление выдающихся американских генералов, воевавших как на стороне Севера, так и на стороне Юга.

Тем временем в Европе восходила звезда знаменитого и часто неправильно оцениваемого прусского Генерального штаба, семена которого посеял Фридрих Великий. Первыми питомцами этого раннего периода его деятельности стали Шарнхорст и Клаузевиц. Однако тем расцветом, которого он достиг во второй половине XIX в., Генеральный штаб обязан исключительно организационному гению Мольтке. Существовавшее здесь сочетание научного подхода, тщательного планирования операций, разработки военной доктрины и идеологической концепции войны сыграло важнейшую роль в ошеломляющих победах над Австрией и Францией, сделавших Пруссию ведущей военной державой мира. То, что Пруссия, а впоследствии Германия до конца века сохраняли данное положение, являлось главной заслугой последователя Мольтке Альфреда фон Шлиффена. Выдающийся военный историк, в ходе своих исследований военных кампаний от Античности до современности Шлиффен обнаружил полное подтверждение теорий Наполеона и Клаузевица. Шлиффен, который был согласен с критикой Клаузевица жестких рамок ведения боевых действий, разработал простую и гибкую стратегическую концепцию ведения войны на два фронта, против Франции и России одновременно. По иронии судьбы и благодаря усилиям куда менее талантливого преемника этот так называемый план Шлиффена стал образцом жесткости и следования установленным рамкам.

К концу XIX в. достижения цивилизации и научно-технического прогресса распространились и на стратегию и тактику морских сражений. Сын Денниса Харта Мэхэна, выдающийся ученый Алфред Тайер Мэхэн, стал Жомини и Клаузевицем в области флота благодаря блестящему научному и логическому анализу основ военно-морской стратегии. Его теории, тесно связывавшие военно-морские силы с национальной политикой и экономикой, были близки и понятны не только коллегам-ученым, но и солдатам, политикам и императорам. Любопытно, что его труды получили известность и признание в Европе намного раньше, чем были поняты его соотечественниками.

Похожие книги из библиотеки

Шпионские штучки, или Секреты тайной радиосвязи

В предлагаемой книге рассматриваются особенности схемотехнических решений, применяемых при создании миниатюрных транзисторных радиопередающих устройств. В соответствующих главах приводится информация о принципах действия и особенностях функционирования отдельных узлов и каскадов, принципиальные схемы, а также другие сведения, необходимые при самостоятельном конструировании простых радиопередатчиков и радиомикрофонов. Отдельная глава посвящена рассмотрению практических конструкций транзисторных микропередатчиков для систем связи малого радиуса действия.

Книга предназначена для начинающих радиолюбителей, интересующихся особенностями схемотехнических решений узлов и каскадов миниатюрных транзисторных радиопередающих устройств.

Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.

Сухопутные линкоры Сталина

Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.

Неизвестный «МиГ». Гордость советского авиапрома

Это слово понятно без перевода в любой точке мира – совсем как «спутник» или «Калашников». Эти легендарные истребители всегда оправдывали свое стремительное имя, отличившись во всех войнах СССР. Высотные скоростные МиГ-3, на которых держалась наша ПВО в начале Великой Отечественной, надежно защитили Москву от немецких налетов. Великолепные МиГ-15 очистили небо Кореи от «Летающих крепостей», похоронив надежды США на победу в ядерной войне. Прославленные МиГ-21 сбивали американские «Фантомы» над Вьетнамом и израильские «Миражи» над Голанскими высотами. Вся история ОКБ им. А. И. Микояна – это летопись рекордов, достижений и побед: первый отечественный реактивный самолет Миг-9; первый в мире серийный сверхзвуковой МиГ-19; революционный для своего времени МиГ-23 с изменяемой геометрией крыла; стремительный МиГ-25, первым среди серийных машин достигший скорости 3000 км/ч.; сверхманевренный МиГ-29, по праву считающийся одним из лучших истребителей четвертого поколения, «мечтой любого пилота» … Менее известен вклад Микояна в космические победы СССР, а ведь именно под его руководством создавались искусственные спутники Земли и сверхсекретный пилотируемый воздушно-космический самолет «Спираль», не имеющий себе равных.

Снимая гриф секретности, эта книга восстанавливает подлинную историю МиГа за три четверти века. Это – лучшая творческая биография великого авиаконструктора и его легендарного КБ, ставшего гордостью отечественного авиапрома.