Pax Romana (Римский мир)

Считается, что период римского мира начинается в 29 г. до н. э., когда Октавиан Август, одержав победу над Антонием, возвратился в Рим. Закончился период правлением императора Марка Аврелия. Золотой век продолжался до 162 г., когда началась Восточная война, хотя Марку Аврелию удалось сохранить в империи порядок, несмотря на внешние угрозы.

В 13 г. до н. э. Август сократил численность римской армии до 25 легионов. В это время в вооруженных силах Древнего Рима (считая вспомогательные войска и преторианскую гвардию) служило, по-видимому, не более 300 тыс. воинов. Все усиливавшийся напор варваров на границах по Рейну и Дунаю привел к увеличению при Марке Аврелии численности армии до 350–400 тыс. человек. Причины побед этой относительно небольшой армии над огромными варварскими полчищами были те же, что и в предыдущие столетия: превосходная выучка, дисциплинированность и блестящая организация военного дела.

Пожалуй, наиболее мудрым из деяний Августа стало создание (в 6 г. и. э.) постоянного фонда для выплаты пенсий ушедшим в отставку ветеранам. Кроме того, он делал все, чтобы отставные воины селились в провинциях на границе (правда, возможно, что это сами ветераны стремились селиться близ расположения гарнизонов, в которых они служили). Как бы то ни было, когда варвары вторгались в пограничные районы или на границах возникали стычки, под рукой всегда было большое количество испытанных в бою солдат, готовых дать отпор неприятелю. Прошло время, и поселения ветеранов становятся частью всеохватывающей оборонительной системы, состоящей из постоянных лагерей, в которых располагались легионы, и небольших крепостей или блокгаузов (кастелл), разбросанных на всем протяжении границы. Постепенно росло количество ветеранов, селившихся на границе: поскольку детей своих они воспитывали в духе боевых традиций, из тех вырастали прекрасные воины, служившие источником комплектования легионов. Наконец, одним из последствий заселения приграничных районов становится развитие в местностях, где до этого обитали варвары, сельского хозяйства, что было немаловажно, если учесть, как сокращалось число крестьян на юге Италии и в других центральных районах империи. Таким образом, решение вопросов с ветеранами становится жизненно важным аспектом хозяйства, а также колониальной и военной политики империи.

Значение флота Римской империи в рассматриваемый период сводится к патрулированию и охране прибрежных районов, борьбе с пиратами и незаконным провозом товаров.

Наиболее слабым звеном военно-политической жизни Древнего Рима оказывается положение преторианской гвардии. Не было никаких оснований (законных, моральных или физических) надеяться, что гвардия сохранит верность государству. Занять преторианцев войнами государство не могло, поэтому они прозябали в безделье, но тем не менее активно влияли на жизнь в государстве. После ужасных событий 69 г. и. э. – «года четырех императоров» – преторианцы были поставлены под жесткий контроль империи. Не прошло и ста лет, как преторианцы, благодаря политике императора Коммода, снова вернули себе старое положение. Они опять возводят на престол и свергают своих императоров. Рим вступает в эпоху военной деспотии, началом которой послужило правление Септимия Севера.

Pax Romana (<a href='https://arsenal-info.ru/b/book/187274158/172' target='_blank'>Римский мир</a>)

Похожие книги из библиотеки

Снайперская война

Впервые в отечественной литературе!

Глубокое исследование снайперской войны на протяжении двух столетий – с позапрошлого века до наших дней. Анализ развития снайперского дела в обеих мировых войнах и многочисленных локальных конфликтах, на поле боя и в тайных операциях спецслужб. Настоящая энциклопедия снайперского искусства – не ремесла, а именно искусства! – ведь точность выстрела зависит от десятков факторов: времени суток и температуры воздуха, скорости и направления ветра, расстояния до цели, как падет свет, куда перемещаются тени и т. д., и т. п. Исчерпывающая информация о вооружении и обучении стрелков, их тактике и боевом применении, снайперских дуэлях и контрснайперской борьбе, о прошлом, настоящем и будущем самого жестокого из воинских искусств.

Советские танковые армии в бою

Новая книга от автора бестселлеров «Штрафбаты и заградотряды Красной Армии» и «Бронетанковые войска Красной Армии». ПЕРВОЕ исследование истории создания и боевого применения советских танковых армий в ходе Великой Отечественной.

Они прошли долгий и трудный путь от первых неудач и поражений 1942 года до триумфа 1945-го. Они отличились во всех крупных сражениях второй половины войны – на Курской дуге и в битве за Днепр, в Белорусской, Яссо-Кишиневской, Висло-Одерской, Берлинской и других стратегических наступательных операциях. Обладая сокрушительной мощью и феноменальной подвижностью, гвардейские танковые армии стали элитой РККА и главной ударной силой «блицкригов по-русски», сломавших хребет прежде непобедимому Вермахту.

Сухопутные линкоры Сталина

Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.

Роль морских сил в мировой истории

Известный историк и морской офицер Альфред Мэхэн подвергает глубокому анализу значительные события эпохи мореплавания, произошедшие с 1660 по 1783 год. В качестве теоретической базы он избрал наиболее успешные морские стратегии прошлого – от Древней Греции и Рима до Франции эпохи Наполеона. Мэхэн обращает пристальное внимание на тактически значимые качества каждого типа судна (галер, брандер, миноносцев), пункты сосредоточения кораблей, их боевой порядок. Перечислены также недостатки в обороне и искусстве управления флотом. В книге цитируются редчайшие документы и карты. Этот классический труд оказал сильнейшее влияние на умы государственных деятелей многих мировых держав.