Тактика в поздней империи

В период между правлением Юлия Цезаря и Юлиана ни один полководец не описал войны, в которых ему приходилось участвовать. Даже ведущие историки не стремились рассказать о войнах своего времени. В результате тактические подробности боевых действий четырехсотлетнего периода с середины I в. до н. э. и до середины IV в. и. э. скрыты покровом тайны.

Если вести речь об основных боевых построениях легиона, ясно, что все более использовалось построение в две линии, в каждой из которых ставилось по пяти когорт. Есть основания полагать, что в результате усиления роли конницы и снижения требований к дисциплине боевые соединения стали менее подвижными, еще больше приблизились к фаланге.

В то же время ясно и то, что основы боя, заставившие Мария ввести для когорт древнее построение, были известны римлянам периода поздней империи не хуже, чем римлянам периода республики. Из сведений, дошедших до нас о тактике Константина в битве при Турине, следует, что хорошо обученная и дисциплинированная пехота последнего периода существования империи могла отражать атаки конницы не хуже, чем легионы Цезаря, могла совершать маневры и биться гибкими соединениями с той же решительностью, что и в прежние времена.

Тем не менее, учитывая, что в основах пехотной тактики крупных изменений не произошло, увеличение значения кавалерии, несомненно, сыграло свою роль. Если дисциплина была высокой, то соединения приближались по боевым качествам к древней фаланге; при слабой дисциплине полководцы заставляли солдат воевать плечом к плечу, что напоминало фалангу более древнего образца.

Показателем, какое влияние оказала конница на приходивший в упадок легион, служит то, что старый пилум превратился теперь в метательное копье. Очевидно, не все с радостью восприняли новый метод: новую пику бросить можно было без труда, и так и поступали, чтобы рассеять ряды противника, перед тем как легион вступал в рукопашную с вражеской пехотой. По-видимому, чтобы воины могли использовать меч, фронт войска был расширен: снова возникло открытое построение старого легиона. Однако изменение роли пилума ясно демонстрирует тенденцию к снижению гибкости и наступательных возможностей армии, что, в свою очередь, указывает на снижение дисциплины.

К началу IV в. кавалерия в среднем составляла четверть числа армии; в восточных пустынях, где приходилось воевать с персами и арабами, ее доля была значительно выше. Теперь уже конница становится главным родом войск.

Увеличивается и значение метательных орудий. В результате возникает тактическая дилемма. С одной стороны, для противостояния конной атаки пехотинцы должны были сомкнуть ряды; с другой стороны, использование и римлянами, и их врагами метательных машин, наоборот, требовало построения с более широкими промежутками. Учитывая, что и перед их противниками стоит та же дилемма, римляне одновременно как увеличили число метательных орудий, так и добавили в армии еще больше конных воинов. Естественно, они стремились к большей гибкости, чтобы у них была возможность противостоять тому виду оружия и роду войск, который представлял в данный момент наибольшую опасность.

К началу IV в. римляне обеспечивали каждую сотню легионеров более чем одной баллистой или катапультой. Кроме того, возможно, что половина пехотинцев имела при себе лук или пращу, а многие из конных воинов были заодно и лучниками по азиатскому образцу. В результате того, что воины все больше полагались на то или иное оружие, рукопашных сражений с мечами становилось все меньше.

Похожие книги из библиотеки

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.

Воздушные извозчики вермахта. Транспортная авиация люфтваффе 1939–1945

Изначально этот род авиации, оснащенный в основном неуклюжими с виду трехмоторными самолетами Ju-52, был создан в Третьем рейхе для обслуживания парашютно-десантных войск. Впервые воздушные десанты были использованы во время Польской кампании. Затем, период захватов Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Греции, транспортная авиация люфтваффе буквально «силами одного парашютно-десантного полка» захватывала аэродромы, крепости и стратегически важные мосты. Парашютисты внезапно опускались с небес прямо на голову противника, подготавливая плацдармы для выгрузки основного десанта. Уже в мае 1940 года транспортным самолетам впервые пришлось снабжать по воздуху отрезанные во вражеском тылу войска. В дальнейшем эта их функция стала основной. Демянск, Холм, Сталинград, Тунис, Кубань, Крым, Корсунь, Каменец-Подольский и многие другие котлы, образовавшиеся вследствие гитлеровской стратегии «стоять до последнего», неизменно снабжались с помощью пресловутых «воздушных мостов». На последнем этапе войны к ним прибавились многочисленные города-«крепости»: Будапешт, Кёнигсберг, Бреслау, Дюнкерк, Лорьян и многие другие.

В этой книге на основе многочисленных, в основном зарубежных источников и архивных документов впервые подробно рассказано практически обо всех невероятных по накалу и драматизму операциях транспортной авиации люфтваффе с 1939 по 1945 г.

Самозарядные пистолеты

Книга представляет собой систематизированный обзор наиболее известных боевых пистолетов, разработанных и выпускавшихся в период с начала XX века по наши дни. В этой работе представлена не только информация по конструкции, характеристикам и отличительным особенностями различных моделей пистолетов, но и личные впечатления владельцев и пользователей некоторых из представленных в книге образцов, а так же краткие обзоры исторических событий, послуживших основой к разработке и принятию на вооружение тех или иных систем.

«Крайним средством защиты народа от государственной тирании является право хранить и носить оружие – и это главный довод для сохранения этого права»

Третий президент США Томас Джефферсон

Оружие возмездия. Баллистические ракеты Третьего рейха – британская и немецкая точки зрения

Известный английский историк Дэвид Ирвинг показывает, что склонность немцев к внешним эффектам и разногласия в высшем эшелоне власти Третьего рейха привели к тому, что значительные ресурсы, предназначенные для разработки самолета-снаряда и реактивного истребителя, были брошены на создание баллистических ракет. В британском правительстве многие считали несостоятельной весьма реальную угрозу, которая по замыслу Гитлера должна была переломить ход войны в пользу Германии.