Северная Индия

Харша продолжал военные традиции Чандрагупты. Границы его империи достигли границ империй Маурьев и Гуптов. За первые пятнадцать лет ему удается подчинить своей власти большую часть Северной Индии. Затем Харша приступает к завоеванию Южной Индии. Однако здесь его ждала неудача: войско Харши было отброшено Пулакешином II. Пулакешин и Харша составляют договор, согласно которому границей их империй служила река Нарбада. Оставшиеся годы правления Харша посвятил укреплению империи. При нем наблюдался расцвет культуры, сравнимый с золотым веком империи Гуптов. После смерти Харши созданная им держава распалась, вспыхнула война между его преемником и послом китайского императора.

606–648. Правление Харши.

648–649. Война между Арджуной и Ван Сюань-цзы. Когда на севере Индии китайское посольство было атаковано Арджуной, Ван Сюань-цзы – человек больших возможностей и высокого духа – отступил в Непал. Там он пополнил свою армию на 7 тыс. воинов от короля Непала, еще 1200 воинов предоставил царь Тибета (оба они являлись вассалами китайского императора). С возросшей армией Ван вернулся в долину Ганга, разгромил войско Арджуны и, пленив его, отправил в Китай. (Если эти данные достоверны, можно сделать вывод, что Ван Сюань-цзы был исключительно талантливым полководцем или беспрецедентно удачливым человеком, или же данные, предоставленные индийцами, преувеличены. Скорее всего, три этих фактора имели место.)

Ок. 650. Появление гурджаров. Обосновались в Раджпутане.

712. Завоевание Синда арабами. Арабское войско под командованием Мухаммада ибн Касима вторгается из Южного Ирана в Синд и, последовательно разгромив в течение двух лет местных правителей, присоединяет к халифату всю нижнюю часть долины Инда. Дальнейшее продвижение мусульман было остановлено кашмирскими царями и князьями Раджпутаны и Гуджарата (Гуджерата).

Ок. 730 —ок. 750. Усиление Кашмира. Кашмирские цари вмешиваются в борьбу за власть в Северной Индии. Они захватывают Панджаб (Пенджаб) и верховья Инда. Царь Лалигадитья Муктапида (724–760) вторгается в долину Ганга и разбивает правителя Канауджа Яшовармана (725–752).

Ок. 740—ок. 780. Усиление державы Гурджара-Пратихаров. При царе Нагабхате I, который правил в первой половине VIII в., были пресечены попытки мусульман расширить свои владения за пределы долины Инда. В дальнейшем Пратихарам удается установить свою власть на всей территории Раджпутаны. К концу VIII в. с юга их начинает теснить Дантидурга Раштракута.

Ок. 750 —ок. 810. Усиление династии Палов.

Основателем династии Палов является Гопала (ок. 750–770). Его сын Дхармапала (ок. 770–810) подчинил себе всю долину Ганга, Восточную Раджпутану, часть Панджаба и Малвы (Мальвы).

Похожие книги из библиотеки

Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.

Сухопутные линкоры Сталина

Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.

Неизвестный Лавочкин

Легендарные самолеты Героя Социалистического Труда С.А. Лавочкина по праву считаются одним из символов Победы. Хотя его первенец ЛаГГ-3 оказался откровенно неудачным, «заслужив» прозвище «лакированный гарантированный гроб», установка нового мотора и усовершенствование конструкции буквально преобразили эту тяжелую неповоротливую машину, превратив в лучший истребитель Великой Отечественной – прославленные Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7 сначала перехватили у немцев господство в воздухе, а затем и сломали хребет Люфтваффе. Именно на этих самолетах воевали двое из пяти лучших советских асов, а Иван Кожедуб первым сбил новейший реактивный Me.262. Именно Лавочкин стоял у истоков советской реактивной авиации – это его истребители первыми преодолели сверхзвуковой, а межконтинентальная крылатая ракета «Буря» – и тепловой барьер. Это в его ОКБ были созданы и первые отечественные беспилотники, и зенитные управляемые ракеты, прикрывавшие Москву в разгар холодной войны.

Прорывая завесу тотальной секретности, многие десятилетия окружавшую проекты Лавочкина, эта книга по крупицам восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора и подлинную историю его авиашедевров.