Таи и Шаны

В древнейшие времена низовья реки Менам на территории современного Таиланда были заселены народностью мон, господство которой распространялось, по-видимому, и на племена Нижней Бирмы. В VIII в. на земли, освоенные монами, с северо-запада хлынули волны переселенцев, принадлежавших к монголоидной расе. Постепенно они подчинили себе местное население. Пришлый народ населил области, находящиеся между верховьями рек Меконг и Салуин (где ныне расположена китайская провинция Юньнань). Именно от этого народа, известного в истории как нань-чжао, ведут свое происхождение предки современных бирманских шанов, а также таев и лаосцев. На протяжении нескольких столетий история наньчжао была тесно связана с Китаем.

В конце VIII в. правитель Колофэнг основал могущественное независимое государство Наньчжао, в состав которого вошли земли Юньнани, Лаоса и Северо-Восточной Бирмы. Период наивысшего расцвета Наньчжао совпал с периодом правления И-мух-сана, внука и преемника Колофэнга. В 832 г. Наньчжао покоряет и присоединяет территории Центральной и Южной Бирмы, а также разрушает царство Пью. После этого войска Наньчжао вторглись на земли Южного Китая и Тонкина (858–863) и осадили Ханой (863), однако потерпели поражение и были изгнаны из Китая полководцем Гао Пянем. Повернувшись на северо-запад, отступающие войска заняли китайскую провинцию Сычуань и осадили город Чэнду, но были вновь разбиты силами Гао Пяня (874). После этого наступил довольно длительный период относительного спокойствия, однако наемные войска таев продолжали играть активную роль практически во всех крупных и мелких конфликтах на территории Юго-Восточной Азии. В конце X в. китайская династия Сун попыталась вернуть себе контроль над Юньнанью, однако ожесточенное сопротивление Наньчжао заставило китайцев отступить. (Здесь следует добавить, что на протяжении практически всего интересующего нас периода таи и шаны медленно, но неуклонно продвигались через территорию Юньнаня на земли Восточной Бирмы, Северного Сиама и Лаоса.)

Похожие книги из библиотеки

Оружие возмездия. Баллистические ракеты Третьего рейха – британская и немецкая точки зрения

Известный английский историк Дэвид Ирвинг показывает, что склонность немцев к внешним эффектам и разногласия в высшем эшелоне власти Третьего рейха привели к тому, что значительные ресурсы, предназначенные для разработки самолета-снаряда и реактивного истребителя, были брошены на создание баллистических ракет. В британском правительстве многие считали несостоятельной весьма реальную угрозу, которая по замыслу Гитлера должна была переломить ход войны в пользу Германии.

Неизвестный Лавочкин

Легендарные самолеты Героя Социалистического Труда С.А. Лавочкина по праву считаются одним из символов Победы. Хотя его первенец ЛаГГ-3 оказался откровенно неудачным, «заслужив» прозвище «лакированный гарантированный гроб», установка нового мотора и усовершенствование конструкции буквально преобразили эту тяжелую неповоротливую машину, превратив в лучший истребитель Великой Отечественной – прославленные Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7 сначала перехватили у немцев господство в воздухе, а затем и сломали хребет Люфтваффе. Именно на этих самолетах воевали двое из пяти лучших советских асов, а Иван Кожедуб первым сбил новейший реактивный Me.262. Именно Лавочкин стоял у истоков советской реактивной авиации – это его истребители первыми преодолели сверхзвуковой, а межконтинентальная крылатая ракета «Буря» – и тепловой барьер. Это в его ОКБ были созданы и первые отечественные беспилотники, и зенитные управляемые ракеты, прикрывавшие Москву в разгар холодной войны.

Прорывая завесу тотальной секретности, многие десятилетия окружавшую проекты Лавочкина, эта книга по крупицам восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора и подлинную историю его авиашедевров.

АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили

С самого своего рождения отечественный автопром не был изолирован от остального мира – даже в наиболее сложные периоды истории, в разгар «холодной войны» и открытой конфронтации с Западом, иностранные машины составляли заметную часть автопарка СССР, активно использовались и в Советской Армии, и в народном хозяйстве. Речь прежде всего о сотнях тысяч автомобилей, полученных в годы Второй Мировой войны по ленд-лизу, а также о трофейной технике, захваченной у Вермахта и его союзников. Хотя в СССР об этом не принято было упоминать, трофейные и ленд-лизовские машины сыграли важную роль в развитии советской автомобильной промышленности, бурный прогресс которой в послевоенный период стал возможен благодаря тщательному изучению мирового опыта.

Много лет работая над этой темой, буквально по крупицам собрав и обработав колоссальный объем информации, автор впервые воссоздает подлинную историю этого автоНАШЕСТВИЯ на СССР, оставившего заметный след в судьбе отечественного автопрома.

Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.