Восточная часть Северной Африки на протяжении большей части XII столетия продолжала оставаться под властью Фатимидов. В конце столетия, когда Фатимидская династия пришла в окончательный упадок, Египет стал ареной ожесточенной борьбы между христианским королем Амальриком Иерусалимским и мосульскими эмирами (вначале Зенги, а впоследствии его сыном Нур ад-Дином). Примерно в это же время военачальник Салах ад-Дин (Саладин), сирийский курд, при поддержке своей гвардии совершил военный переворот, низложив последнего фатимидского халифа Адида, но формально оставаясь подданным Нур ад-Дина. После смерти Нур ад-Дина Саладин покорил бывшие владения Зенги в Сирии, Курдистане и Месопотамии. Захватив христианский Иерусалим, этот блестящий полководец поставил под свой контроль практически всю Палестину, что стало причиной Третьего крестового похода. После неудачных попыток крестоносцев взять Иерусалим Саладин пошел на заключение перемирия с христианами.

996—1020. Правление аль-Хакима. Этот жестокий и сильный правитель, ставший во главе шиитской секты друзов, начинает преследование христиан и иудеев.

1020–1035. Правление аль-Захира. Начало упадка Фатимидского халифата.

1035–1094. Правление аль-Мустансира. Продолжающееся ослабление центральной власти. В Алеппо Салих ибн Мирдас провозгласил себя независимым правителем и основателем династии Мирдасидов в Алеппо (1040). Свою независимость от Фатимидов провозглашают также Мекка и Медина (1060–1071). Большая часть Сирии и Палестины попала под власть сельджуков (1060–1071). В Египте не прекращаются мятежи и восстания турецких наемников, служивших в его армии и гвардии (1060–1074). Порядок на территории Египта, Южной Сирии и Армении был временно восстановлен железной рукой Бадр аль-Джамали, визиря и полководца аль-Мустансира (1074–1094).

1094–1101. Правление аль-Мустали (сына аль-Мустансира). В период династической войны с родным братом аль-Мустансира поддержал аль-Афдал Шахиншах, сын Бара, захватившего Иерусалим и многие другие города Палестины и Южной Сирии (1098). Однако крестоносцы вскоре захватили Иерусалим и нанесли аль-Афдалу страшное поражение в битве при Аскалоне (1099).

1101–1121. Правление аль-Афдала, осуществлявшего реальную власть за спиной марионеточных халифов. Все попытки аль-Афдала отбить у крестоносцев Палестину закончились неудачей.

1121–1163. Смутное время. Аскалон, последняя мусульманская твердыня в Сирии, захвачен крестоносцами (1153).

1163–1169. Борьба за Египет между крестоносцами и Зенгидами. На помощь египетскому визирю Шавару ибн Муджиру Нур ад-Дин прислал соединенную армию турок и сирийцев под предводительством своего лучшего военачальника – Асада уд-Дина Ширкуха (1163). В это же время закрепившиеся в Иерусалиме крестоносцы совершают частые набеги в дельту Нила. Убедившись в том, что Ширкух преследует интересы Нур ад-Дина и, в случае победы, позволит последнему установить свой контроль над Египтом, Шавар спешно заключил союз с Амальриком I Иерусалимским. Соединенные силы Шавара и крестоносцев наносят Ширкуху тяжелое поражение под Каиром (11 апреля 1167). Именно эта битва впервые прославила племянника Ширкуха – Саладина. Крестоносцы овладели Каиром и, в течение длительного времени, успешно отражали многочисленные попытки Ширкуха взять город. В то же время все усилия крестоносцев окружить Саладина под Александрией окончились неудачей. После длительных переговоров враждующие стороны договорились о взаимном отводе войск из Египта (исключение было сделано лишь для христианского гарнизона в Каире). Однако вспыхнувшие в Каире мятежи и беспорядки среди мусульманского населения заставили Амальрика вернуться в Египет (1168). Узнав об этом, Ширкух также поспешил к Каиру и заставил крестоносцев повернуть обратно (1169, январь). Вскоре после этого Ширкух, формально оставаясь преданным Нур ад-Дину, стал визирем Фатимидского халифа, но через несколько месяцев скончался. После его смерти реальным правителем Египта стал Саладин.

1169–1193. Период регентства и правления Салах ад-Дина Юсуфа ибн Айюба (Саладина). Этот сирийский курд стал основателем могущественной династии Айюбидов. Саладин низложил династию Фатимидов и восстановил шиитскую веру в Египте (1171). После этого он отвоевал у Альмохадов Триполитанию (1172) и, формально оставаясь преданным Нур ад-Дину, стал фактически независимым правителем. Это обстоятельство не могло не испортить отношений между Саладином и Нур ад-Дином, которые оставались весьма напряженными вплоть до самой смерти последнего (1174). Кончина Нур ад-Дина окончательно развязала Саладину руки. Он немедленно заявил о своих претензиях на всю империю Зенгидов и возглавил несколько победоносных походов против правителей, отказавшихся безоговорочно признать его господство (1174–1183). Этими победами Саладин во многом был обязан своей превосходной армии, состоявшей из турецких невольников – мамлюков. Мамлюками при Айюбидах называли воинов особой конной гвардии султана, пополнявшейся за счет молодых рабов, которых доставляли в Египет, обращали в ислам и готовили к профессиональной воинской службе. Мамлюки были особо преданы султану, поскольку, оставаясь в Египте чужаками, они не могли быть связаны с коренными жителями страны и тем самым не могли принимать участие в заговорах и мятежах. В период установления своего господства над Египтом Саладин практически не вступал в столкновения с крестоносцами, но, по мере укрепления и возрастания его могущества, война между султаном и христианами становилась неизбежной.

1187–1192. Джихад Саладина. Захват Саладином Иерусалима и большей части Палестины стал поводом к началу Третьего крестового похода, окончившегося для христиан неудачей. Саладин сохранил практически все свои владения, однако (по условиям перемирия, заключенного им с Ричардом Львиное Сердце) оставил за христианами-богомольцами право посещать Гроб Господень не платя дани (1192).

1193. Смерть Саладина. Империя великого полководца была поделена между его сыновьями: аль-Азизу достался Египет, а аль-Афдал стал правителем Сирии.

1196–1200. Династические войны между наследниками Саладина. Дядя враждующих братьев, Абдул Бакр Малик аль-Адиль, расчетливо принимая сторону то одного, то другого брата, сумел прибрать к рукам все владения Саладина.

Похожие книги из библиотеки

Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.

Воздушные извозчики вермахта. Транспортная авиация люфтваффе 1939–1945

Изначально этот род авиации, оснащенный в основном неуклюжими с виду трехмоторными самолетами Ju-52, был создан в Третьем рейхе для обслуживания парашютно-десантных войск. Впервые воздушные десанты были использованы во время Польской кампании. Затем, период захватов Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Греции, транспортная авиация люфтваффе буквально «силами одного парашютно-десантного полка» захватывала аэродромы, крепости и стратегически важные мосты. Парашютисты внезапно опускались с небес прямо на голову противника, подготавливая плацдармы для выгрузки основного десанта. Уже в мае 1940 года транспортным самолетам впервые пришлось снабжать по воздуху отрезанные во вражеском тылу войска. В дальнейшем эта их функция стала основной. Демянск, Холм, Сталинград, Тунис, Кубань, Крым, Корсунь, Каменец-Подольский и многие другие котлы, образовавшиеся вследствие гитлеровской стратегии «стоять до последнего», неизменно снабжались с помощью пресловутых «воздушных мостов». На последнем этапе войны к ним прибавились многочисленные города-«крепости»: Будапешт, Кёнигсберг, Бреслау, Дюнкерк, Лорьян и многие другие.

В этой книге на основе многочисленных, в основном зарубежных источников и архивных документов впервые подробно рассказано практически обо всех невероятных по накалу и драматизму операциях транспортной авиации люфтваффе с 1939 по 1945 г.

Сухопутные линкоры Сталина

Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.

Оружие возмездия. Баллистические ракеты Третьего рейха – британская и немецкая точки зрения

Известный английский историк Дэвид Ирвинг показывает, что склонность немцев к внешним эффектам и разногласия в высшем эшелоне власти Третьего рейха привели к тому, что значительные ресурсы, предназначенные для разработки самолета-снаряда и реактивного истребителя, были брошены на создание баллистических ракет. В британском правительстве многие считали несостоятельной весьма реальную угрозу, которая по замыслу Гитлера должна была переломить ход войны в пользу Германии.