Япония

В первой половине XI столетия Япония продолжала находиться под властью императорского дома Фудзивара. Период относительного мира и спокойствия в государстве продолжался до конца столетия, когда война между противоборствующими кланами Тайра и Минамото разделила страну на два враждующих лагеря. На протяжении этого периода семейство Фудзивара не раз использовало враждующие кланы для подавления выступлений третьей стороны либо для решения иных политических задач. Усиливающаяся зависимость императорского дома от самурайских кланов со временем ослабила престиж центральной власти, вынудив императора уступить часть своих полномочий крупным феодалам. С конца XI в. император, оставаясь священной и неприкосновенной фигурой, фактически отстраняется от власти, которая отныне осуществляется вождями самураев. Первоначально в войне между домами Тайра и Минамото (историки называют ее «война Гэмпэй») победа была на стороне Тайра. Однако Тайра не сумели сохранить свое могущество и в конце концов были наголову разбиты войсками Минамото. С этих пор император окончательно отстраняется от управления страной, а вся власть в Японии переходит к военному сословию самураев во главе с сёгунами.

1000–1068. Период наивысшего расцвета и упадка дома Фудзивара.

1051–1062. Девятилетняя война. Восстание клана Абэ на севере Японии жестоко подавлено домом Минамото.

1068–1156. Период ослабления императорской власти. В 1068 г. враждебные дому Фудзивара феодалы похитили императора, вывезли его из столицы в отдаленный монастырь, а на престол возвели своего ставленника.

1083–1087. Трехлетняя война. Клан Минамото подавляет последние очаги сопротивления на севере Хонсю.

1156. Борьба за императорский престол между двумя братьями – Гоширакавой II и Сокоту. Дома Минамото, Тайра и Фудзивара приняли активное участие в междоусобной войне, оказывая поддержку то одной, то другой стороне. В конце концов клану Тайра удалось одержать победу и возвести на престол своего ставленника Гоширакаву. Сокоту был отправлен в изгнание.

1159–1160. Война Хёдзи (Тайра). Второе поражение Минамото. Сторонники Тайра жестоко расправились с побежденными – их предводители погибли во время отступления или были публично обезглавлены.

1160–1181. Правление Киёмори Тайра. Священная особа императора осталась неприкосновенна, однако вся власть в стране перешла к Киёмори.

1180–1184. Война Гэмпэй. Смерть Киёмори Тайра ослабила позиции сторонников этого дома. Клан Минамото, возглавляемый легендарным Ёритомо Минамото, вновь поднимает восстание против своих заклятых врагов. Кровавая война кланов Тайра и Минамото затянулась на несколько лет и велась с небывалым ожесточением. В 1183 г. сторонники Тайра были вынуждены оставить Киото. На острове Сикоку клан Минамото одерживает крупную победу над Тайра в битве при Яшиме. В решающем морском сражении при Данноуре (бухта к востоку от нынешнего города Симоносэки) флот Минамото под командованием Ёсицунэ, брата Ёритомо, наносит сокрушительное поражение Тайра.

1185–1199. Военная диктатура Ёритомо Минамото. Подозрительный и недоверчивый Ёритомо первым делом отстраняет от власти наиболее выдающихся полководцев, отличившихся в войне Гэмпэй, в том числе и своего брата Ёсицунэ (1189). Ёсицунэ отправляется на север, в поход против остатков клана Фудзивара и вскоре становится владельцем их богатств и земельных владений. В 1192 г. Ёритомо объявляет себя «сёгуном» – верховным главнокомандующим.

Похожие книги из библиотеки

Воздушные извозчики вермахта. Транспортная авиация люфтваффе 1939–1945

Изначально этот род авиации, оснащенный в основном неуклюжими с виду трехмоторными самолетами Ju-52, был создан в Третьем рейхе для обслуживания парашютно-десантных войск. Впервые воздушные десанты были использованы во время Польской кампании. Затем, период захватов Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Греции, транспортная авиация люфтваффе буквально «силами одного парашютно-десантного полка» захватывала аэродромы, крепости и стратегически важные мосты. Парашютисты внезапно опускались с небес прямо на голову противника, подготавливая плацдармы для выгрузки основного десанта. Уже в мае 1940 года транспортным самолетам впервые пришлось снабжать по воздуху отрезанные во вражеском тылу войска. В дальнейшем эта их функция стала основной. Демянск, Холм, Сталинград, Тунис, Кубань, Крым, Корсунь, Каменец-Подольский и многие другие котлы, образовавшиеся вследствие гитлеровской стратегии «стоять до последнего», неизменно снабжались с помощью пресловутых «воздушных мостов». На последнем этапе войны к ним прибавились многочисленные города-«крепости»: Будапешт, Кёнигсберг, Бреслау, Дюнкерк, Лорьян и многие другие.

В этой книге на основе многочисленных, в основном зарубежных источников и архивных документов впервые подробно рассказано практически обо всех невероятных по накалу и драматизму операциях транспортной авиации люфтваффе с 1939 по 1945 г.

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.

Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.