Организация военного дела в Западной Европе

В рассматриваемый нами период армии западноевропейских государств формировались на различных основах – на феодальной ленной системе (конные рыцари), на милиции (ополчении) и на наемничестве. По мере увеличения численности и влияния наемных армий падала необходимость в плохо обученном и поспешно набираемом феодальном ополчении. Тем не менее в Англии и Франции эти две принципиально различные системы формирования войска какое-то время продолжали существовать параллельно.

Династия Плантагенетов ввела систему, позволявшую сочетать ленников с наемниками. Короли поощряли своих вассалов собирать ленные армии на период войн, а также в качестве гарнизонов для охраны королевских замков, а взамен предоставляли вознаграждение и привилегии. Такая практика давала возможность английским королям обходиться без привлечения неорганизованных рекрутов.

Эти регулярные воинские соединения были предтечей королевской английской армии. Система позволяла избегать принуждения, поскольку бароны получали плату за войска, которые они снаряжали. Солдаты этих армий были профессиональными военными и в древнеримском, и в современном смыслах слова. Они присягали на верность королю, даже будучи под командованием кого-либо из знати; считали себя английскими солдатами. Тем не менее они все же были вольными наемниками, и контролировать или использовать их в мирное время было непросто. Неуправляемое войско, не занятое в военных действиях, занималось мародерством и запугиванием мирного населения. Особенно от их действий страдали французские владения Плантагенетов, где, как правило, английская регулярная армия была на постое.

Еще один парадокс: все солдаты английских армий, несмотря на превосходство английской пехоты на поле брани, был конными. Именно поэтому Эдуард III и его сын, именуемый Черным принцем (Эдуард Вудсток, принц Уэльский), перемещались по территории всей Франции оперативнее французской кавалерии.

Похожие книги из библиотеки

Оружие возмездия. Баллистические ракеты Третьего рейха – британская и немецкая точки зрения

Известный английский историк Дэвид Ирвинг показывает, что склонность немцев к внешним эффектам и разногласия в высшем эшелоне власти Третьего рейха привели к тому, что значительные ресурсы, предназначенные для разработки самолета-снаряда и реактивного истребителя, были брошены на создание баллистических ракет. В британском правительстве многие считали несостоятельной весьма реальную угрозу, которая по замыслу Гитлера должна была переломить ход войны в пользу Германии.

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.

Роль морских сил в мировой истории

Известный историк и морской офицер Альфред Мэхэн подвергает глубокому анализу значительные события эпохи мореплавания, произошедшие с 1660 по 1783 год. В качестве теоретической базы он избрал наиболее успешные морские стратегии прошлого – от Древней Греции и Рима до Франции эпохи Наполеона. Мэхэн обращает пристальное внимание на тактически значимые качества каждого типа судна (галер, брандер, миноносцев), пункты сосредоточения кораблей, их боевой порядок. Перечислены также недостатки в обороне и искусстве управления флотом. В книге цитируются редчайшие документы и карты. Этот классический труд оказал сильнейшее влияние на умы государственных деятелей многих мировых держав.

Сухопутные линкоры Сталина

Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.