Торжество профессионализма

1444–1453 гг.

Прекращение во Франции борьбы между бургиньонами и арманьяками стало предвестием победы французов в войне, поводом для которой послужили претензии английского короля Эдуарда III (внука французского короля Филиппа II) на французский престол. В самом деле население Англии, насчитывающее 2,5 млн человек, вряд ли могло одержать верх над народом, насчитывающим 15 млн. Незначительное преимущество англичан, обеспечиваемое использованием английского большого лука, перекрывалось моральным духом и превосходящим числом воинов Франции. Хотя Столетняя война нанесла большой урон экономике страны, тем не менее она способствовала росту самосознания граждан, поднявшихся на национально-освободительную борьбу под руководством Жанны д’Арк, завершившуюся прогрессивным процессом объединения страны. Столетняя война принесла огромные бедствия Франции, и, собственно, на этот фактор рассчитывала Англия, надеясь спасти свои завоевания на севере и западе Франции.

Но надеждам не суждено было сбыться, так как Карл VII, хотя и не проявлявший особой дальновидности, все же последовал мудрому военному совету создать основу постоянного войска, поскольку рыцарская конница утратила прежнее значение и усилилась роль пехоты. В ходе этой войны появилось огнестрельное оружие.

1444–1449. Реорганизация французской армии.

1449–1450. Освобождение французами Нормандии. Слабо разбирающийся в военном деле герцог Сомерсет, командующий английскими войсками в Нормандии, сдает Руан (1449) и вскоре после этого попадает в осаду в Кане (1450, март).

1450, апрель, 15. Битва при Форминьи. Коннетабль де Ришмон, заранее узнав о продвижении шедшей на выручку Кану английской армии из 4,5 тыс. человек, посылает отряд численностью 5 тыс. человек с целью остановить продвижение англичан. Англичане занимают типично оборонительную позицию, а французы, отказавшись следовать модели битв при Креси и Азенкуре, устанавливают две кулеврины позади флангов английского войска. Недосягаемые для английских луков пушки начинают обстрел фронта англичан и наносят ощутимые потери. Английские лучники на флангах атакуют и на короткое время захватывают пушки. В этот момент контратакуют французские спешившиеся рыцари и пехота, чтобы отбить орудия. Начинается бой. Исход неясен, но неожиданно часть французского подкрепления ударяет англичанам по флангам. Англичане наголову разбиты.

1450, июль, 6. Сдача англичанами Кана. Де Ришмон немедленно предпринимает поход на Шербур.

1450, август, 12. Сдача англичанами Шербура положила конец английскому господству в Нормандии.

1451. Освобождение французами Гиени. Граф Дюнуа с б тыс. воинов, эффективно используя артиллерийскую осадную технику, занимает Бордо (июнь, 30) и Байонну (август, 20). Однако знать Аквитании, все еще сохранявшая верность английским королям, не желает иметь ничего общего со своими французскими родственниками.

1452, октябрь. Успех англичан. В ответ на призывы аквитанцев Джон Толбот, граф Шрюсбери, высаживается неподалеку от устья Гаронны с 3 тыс. человек. Многие окрестные жители присоединяются к нему. Город Бордо открывает перед англичанами ворота.

1453, июль, 17. Битва при Кастильоне. Шрюсбери ведет армию с целью снять осаду Кастильона. На него нападает Жан Бюро, французский артиллерийский мастер. Шрюсбери предпринимает попытку прорваться, не дожидаясь своих пехотинцев. Прицельный артиллерийский огонь французов останавливает английскую колонну. Французы немедленно контратакуют. Армия разбита, Шрюсбери погибает. Это сражение явилось резкой противоположностью битвам при Креси, Пуатье и Азенкуре.

1453, октябрь, 19. Падение Бордо, по существу, стало окончанием Столетней войны, хотя в течение следующих четырех лет продолжались военные действия, в частности вылазки французов на английское побережье. Англия сохранила только Кале на побережье Северной Франции.

Похожие книги из библиотеки

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.

Авиация Красной армии

В краткой энциклопедии летательных аппаратов, разрабатывавшихся в СССР накануне и во время Второй мировой войны и состоявших на вооружении Красной армии, представлены проекты самолетов (в том числе двухбалочных и двухфюзеляжных «бесхвосток» и «летающих крыльев»), самолетов-снарядов, составных самолетов, вертолетов, автожиров, планеров, конвертопланов, кольцепланов, аппаратов на воздушной подушке, крылатых ракет и т. д. Рассмотрены аппараты, строившиеся серийно или опытными партиями, принимавшие участие в боевых действиях или вспомогательных операциях. Рассказано также об опытных машинах, запланированное производство которых было прервано окончанием войны, машинах, которые по тем или иным причинам не производились серийно, полученным по ленд-лизу трофейным самолетам и самолетам лицензионной постройки, принятым на вооружение.

В книге приведены основные характеристики летательных аппаратов и сведения о боевых операциях, в которых они применялись. Книга снабжена большим количеством иллюстративного материала и предназначена для широкого круга читателей.

АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили

С самого своего рождения отечественный автопром не был изолирован от остального мира – даже в наиболее сложные периоды истории, в разгар «холодной войны» и открытой конфронтации с Западом, иностранные машины составляли заметную часть автопарка СССР, активно использовались и в Советской Армии, и в народном хозяйстве. Речь прежде всего о сотнях тысяч автомобилей, полученных в годы Второй Мировой войны по ленд-лизу, а также о трофейной технике, захваченной у Вермахта и его союзников. Хотя в СССР об этом не принято было упоминать, трофейные и ленд-лизовские машины сыграли важную роль в развитии советской автомобильной промышленности, бурный прогресс которой в послевоенный период стал возможен благодаря тщательному изучению мирового опыта.

Много лет работая над этой темой, буквально по крупицам собрав и обработав колоссальный объем информации, автор впервые воссоздает подлинную историю этого автоНАШЕСТВИЯ на СССР, оставившего заметный след в судьбе отечественного автопрома.

Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.