Германия

Политическая раздробленность, нарастающие социальные противоречия, охватившие крестьянство, бюргерство, имперское рыцарство, находившееся в состоянии упадка, совпали с Реформацией – движением против католической церкви, начало которому положил Мартин Лютер, монах-августинец, преподававший по поручению своего ордена богословие в университете города Виттенберг в Саксонии.

Однажды, а было это 31 октября 1517 г., все были немало удивлены, когда молодой профессор Мартин Лютер с особой тщательностью прикреплял листы бумаги к дверям небольшой церкви виттенбергского замка.

Эти листы содержали 95 возражений против «индульгенций» – права пап римских прощать грешников, покупающих себе отпущение грехов. Это был неслыханный вызов Риму. Однако окончательный разрыв между Мартином Лютером и папой был закреплен в 1520 г., когда немецкий богослов сжег во дворе Виттенбергского университета в присутствии студентов папское послание об отлучении мятежного протестанта от церкви.

В то время большинство свидетелей этого поступка не сомневались, что Лютера ждет костер. Но он избежал казни по двум причинам. Во-первых, в Риме слишком поздно поняли опасность, исходящую из далекой Саксонии, и дали Лютеру время укрепиться. Во-вторых, он сумел найти себе могущественных покровителей среди немецких князей, многие из которых поняли, что призывы «доктора Мартина» помогут им обособиться не только от Рима, но и от императора Священной Римской империи.

Борьба императоров Священной Римской империи с папами в XI–XIII вв. привела к потере империей Италии (вторая половина XIII в.), к ослаблению императорской власти и усилению отдельных германских княжеств. Со временем подчиненные империи области превратились в подвассальные владения, лишь в слабой степени зависимые от императора.

В самой Германии, распадавшейся на территориальные княжества, власть императора становилась все более эфемерной. С XIII в. избрание императора производилось князьями-избирателями – курфюрстами, что было юридически закреплено Золотой буллой Карла IV (1356). С 1438 г. императорская корона фактически закрепилась за домом Габсбургов.

Общеимперское (по существу, лишь германское) сословно-представительное учреждение – рейхстаг (имперский сейм) – являлось орудием в руках имперских князей. Попытки имперской реформы в конце XV – начале XVI в. (введение имперского налога, создание более действенных учреждений) оказались малоэффективными. К концу Средневековья Священная Римская империя представляла собой архаическое государственное образование. Императоры (особенно Карл V) в борьбе за гегемонию в Европе и за сохранение своей власти в завоеванных землях неизменно опирались на идею возрождения Священной Римской империи. Эта политика представляла угрозу для государств, формировавшихся на национальной основе, и встречала их сопротивление. После Тридцатилетней войны (1618–1648) имперское устройство определялось положением Вестфальского мира. Власть императора окончательно стала номинальной. Формально Священная Римская империя просуществовала до 1806 г., когда последний император – Франц II – отрекся от престола в ходе Наполеоновских войн.

1521. Лютер вызван на суд императора и осужден. Однако курфюст Саксонии Фридрих помогает ему бежать и укрывает богослова в одном из своих замков. Лютер спас свою жизнь, но заплатил за это дорогую цену – движение Реформации в Германии вышло из-под его контроля и стало развиваться самостоятельно. Каждый бродячий проповедник толковал идеи Лютера по-своему.

1525. Подавление крестьянских выступлений, вдохновлявшихся народными проповедниками. Дело Реформации перешло в руки немецких князей. Поскольку лютеранская церковь освобождалась от икон, сложных и пышных обрядов, немецкие князья обратили свои взоры на богатые владения монастырей.

1529. Император Карл V приостанавливает расхищение монастырских владений. Сторонники Лютера заявляют императору протест (после чего их и стали звать «протестантами»). Союз реформаторов церкви и князей оформился окончательно.

1555. После многолетней борьбы и частых войн император позволяет каждому из князей вводить в своих землях ту религию, какой придерживается сам князь. Возникает неустойчивое равновесие: северные, северо-восточные княжества Германии и некоторые владения в центре страны приняли лютеранство, прочие же земли сохранили верность католицизму.

Похожие книги из библиотеки

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.

Сухопутные линкоры Сталина

Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.

Шпионские штучки, или Секреты тайной радиосвязи

В предлагаемой книге рассматриваются особенности схемотехнических решений, применяемых при создании миниатюрных транзисторных радиопередающих устройств. В соответствующих главах приводится информация о принципах действия и особенностях функционирования отдельных узлов и каскадов, принципиальные схемы, а также другие сведения, необходимые при самостоятельном конструировании простых радиопередатчиков и радиомикрофонов. Отдельная глава посвящена рассмотрению практических конструкций транзисторных микропередатчиков для систем связи малого радиуса действия.

Книга предназначена для начинающих радиолюбителей, интересующихся особенностями схемотехнических решений узлов и каскадов миниатюрных транзисторных радиопередающих устройств.

Воздушные извозчики вермахта. Транспортная авиация люфтваффе 1939–1945

Изначально этот род авиации, оснащенный в основном неуклюжими с виду трехмоторными самолетами Ju-52, был создан в Третьем рейхе для обслуживания парашютно-десантных войск. Впервые воздушные десанты были использованы во время Польской кампании. Затем, период захватов Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Греции, транспортная авиация люфтваффе буквально «силами одного парашютно-десантного полка» захватывала аэродромы, крепости и стратегически важные мосты. Парашютисты внезапно опускались с небес прямо на голову противника, подготавливая плацдармы для выгрузки основного десанта. Уже в мае 1940 года транспортным самолетам впервые пришлось снабжать по воздуху отрезанные во вражеском тылу войска. В дальнейшем эта их функция стала основной. Демянск, Холм, Сталинград, Тунис, Кубань, Крым, Корсунь, Каменец-Подольский и многие другие котлы, образовавшиеся вследствие гитлеровской стратегии «стоять до последнего», неизменно снабжались с помощью пресловутых «воздушных мостов». На последнем этапе войны к ним прибавились многочисленные города-«крепости»: Будапешт, Кёнигсберг, Бреслау, Дюнкерк, Лорьян и многие другие.

В этой книге на основе многочисленных, в основном зарубежных источников и архивных документов впервые подробно рассказано практически обо всех невероятных по накалу и драматизму операциях транспортной авиации люфтваффе с 1939 по 1945 г.