Португальцы в Индии

На протяжении длительного времени Индийский океан являлся важнейшей торговой магистралью, связывающей Индию со странами Востока и Запада.

На Востоке главные морские пути вели от Коромандельского побережья и Бенгалии в Малайю, Малаккский пролив и Южно-Китайское море. На Западе сухопутные пути вели от Гуджарата и малабарского побережья к Красному морю и Персидскому заливу, затем через Египет и Персию к Средиземному морю и Европе.

Европейцев влекла Индия, о которой в средневековой Европе ходило много легенд – жителям Запада это восточное государство виделось страной чудес. И хотя некоторые отважные путешественники, например Марко Поло, Джордано Каталани, Одорик, в Индии побывали, их рассказам верили не очень охотно, но ведь именно из Индии арабские купцы доставляли пряности, ценившиеся на вес золота, тончайшие ткани да и сталь для знаменитых дамасских и толедских клинков. Найти путь в Индию – вот заветная цель целой эпохи, известной нам теперь как эпоха Великих географических открытий. Колумб, Бальбоа, Веспуччи, Магеллан – все они искали страну сказочных богатств.

1498. Васко да Гама с помощью арабского лоцмана открывает морской путь в Индию вокруг Африки. На изрядно потрепанных штормом судах он достиг порта Каликут на юго-западном побережье Индии (ныне порт называется своим исконным именем Кошикоде, чтобы не спутать его с Калькуттой).

Это важнейшее для европейской цивилизации достижение обернулось для португальской экспедиции изрядным конфузом: привыкшие иметь дело с туземцами Африки и Америки, португальцы привезли правителю Каликута в качестве подарков и образцов своих товаров для обмена бочонок меда, несколько кусков плотной ткани в полоску, пару ниток бус. Правитель расхохотался в лицо гостям, но, как показали дальнейшие события, смеялся он зря.

Португальцы, разумеется, разглядели, что знатный индиец весь в драгоценностях, стоивших во много раз дороже кораблей португальской эскадры. Оценили они богатство и роскошь города, дворца, храмов. Но платить было нечем. Конкурировать с местными купцами не представлялось возможным, поэтому благородные идальго занялись тем, что умели делать лучше всего, – разбоем.

1500–1505. Появление португальских торговых факторий вдоль западного побережья. Наиболее важной считался Кочин (1503).

1505. Франсишку ди Алмейда назначается первым вице-королем Португальской Индии. Он организует базы вдоль восточного побережья Африки, а затем приводит большой флот к побережью Малабара, где основывает несколько небольших крепостей. Сын Алмейды Лоренцо основал поселение на Цейлоне, что способствовало развитию торговых связей с Малаккой (1507).

1507. Вице-королем Индии назначается Албукерки.

1508. Союз между Гуджаратом и Египтом. Гуджаратский султан Махмуд Бегара вступает в союз с правителем Египта Кансухом аль-Гаури, с целью воспрепятствовать проникновению португальцев в сложившиеся торговые отношения мусульман между Индией и бассейном Красного моря.

1508. Сражение близ порта Чаул. Объединенный мамлюкско-гуджаратский флот нападает на маленькую эскадру португальцев под командованием Лоренцо ди Алмейды, который погибает в схватке.

1508, декабрь. Албукерки прибыл в Кочин в то время, как Алмейда вынашивал план отомстить за гибель своего сына.

1509, январь – февраль. Месть Алмейды. Он захватывает и предает огню мусульманские порты, включая Гоа и Дабул. Пока из Португалии не прибыл отряд кораблей, он не мог поверить в свою отставку. Однако он слагает свои полномочия.

1510, Албукерки захватывает Гоа и побеждает султана Биджапура в жестокой схватке.

1510. На западном побережье Индии португальцы завладели небольшой территорией Гоа, ставшей оплотом и столицей португальских колоний в Индии.

Султанат Гуджарата, богатейшее государство Западной Индии, вскоре завязывает с португальцами кровопролитную войну и даже вступает в союз с турками, чтобы те помогли им флотом. Усилия гуджаратского правителя Бахадура помешали португальцам взять Диу – стратегически важную крепость, охранявшую вход в Камбейский залив.

Выдающимися португальскими путешественниками были Франсишку ди Алмейда и Афонсу ди Албукерки, которые вскоре стали соперниками. В конце концов Алмейда получил приказ короля Португалии сдать Албукерки свой пост вице-короля португальских владений в Индии.

Албукерки добился господства Португалии в Индийском океане, несмотря на то что его правление в

качестве вице-короля длилось всего б лет. Главенство в водах Индийского океана и на западном побережье Индии длилось целое столетие, а затем было утрачено.

1511. Албукерки завоевывает Малакку, где задерживается на целый год, укрепляя эту важную факторию на торговом пути в Индийский океан. Позднее он отправляет с Малакки экспедицию на Молуккские острова (1512–1514).

1512. сентябрь. Восстание на Гоа. Подавив его, Албукерки отправляется в Аден.

1513. Осадив Аден, Албукерки не смог его захватить.

1515. Албукерки завоевывает Ормуз, который остается в руках португальцев целых полтора столетия.

1515. Албукерки отзывают в Португалию, но по пути домой он умирает.

1518. Португальцы строят форт в Коломбо на Цейлоне.

1519. Португальцы в Бирме. Основана торговая фактория в Мартабане.

1535. Султан Бахадур перед угрозой войны с моголами в обмен на Диу заключает с португальцами союз. Договор подписали, но слово свое португальцы не сдержали. А когда разгневанный повелитель решил договор расторгнуть и вернуть Диу, пригласили его на корабль и предательски убили.

Вскоре владения португальцев расширяются за счет Дамана, Бассейна и Сальсетты – на западном побережье Индии, Сам-Томе и Негапатама – на восточном. В глубь страны они предпочитают не соваться.

Из Гоа везли ткани в Японию, а полученные в обмен серебро, шелк и фарфор продавали на Молуккских островах, закупали там пряности и отправляли в Европу.

Однако главной заботой оставалось распространение католицизма среди «варваров, не знающих света Христова». Насаждая «истинную веру», португальцы прибегали к чудовищным мерам принуждения – из рук женщин, отказывавшихся принимать христианство, вырывали детей, бросали в огромную серебряную ступу под каменный пест, который приводили в движение быки.

Среди достижений западной цивилизации, с которыми познакомились индийцы в португальских факториях, была инквизиция – людей отправляли на костер сотнями и тысячами, нимало не беспокоясь о том, что общины христиан мирно обитали на юге Индии с первых веков нашей эры.

1557–1600. Португальцы с помощью коварства и силы устанавливают контроль над побережьем Цейлона.

Похожие книги из библиотеки

Авиация Красной армии

В краткой энциклопедии летательных аппаратов, разрабатывавшихся в СССР накануне и во время Второй мировой войны и состоявших на вооружении Красной армии, представлены проекты самолетов (в том числе двухбалочных и двухфюзеляжных «бесхвосток» и «летающих крыльев»), самолетов-снарядов, составных самолетов, вертолетов, автожиров, планеров, конвертопланов, кольцепланов, аппаратов на воздушной подушке, крылатых ракет и т. д. Рассмотрены аппараты, строившиеся серийно или опытными партиями, принимавшие участие в боевых действиях или вспомогательных операциях. Рассказано также об опытных машинах, запланированное производство которых было прервано окончанием войны, машинах, которые по тем или иным причинам не производились серийно, полученным по ленд-лизу трофейным самолетам и самолетам лицензионной постройки, принятым на вооружение.

В книге приведены основные характеристики летательных аппаратов и сведения о боевых операциях, в которых они применялись. Книга снабжена большим количеством иллюстративного материала и предназначена для широкого круга читателей.

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.

Оружие возмездия. Баллистические ракеты Третьего рейха – британская и немецкая точки зрения

Известный английский историк Дэвид Ирвинг показывает, что склонность немцев к внешним эффектам и разногласия в высшем эшелоне власти Третьего рейха привели к тому, что значительные ресурсы, предназначенные для разработки самолета-снаряда и реактивного истребителя, были брошены на создание баллистических ракет. В британском правительстве многие считали несостоятельной весьма реальную угрозу, которая по замыслу Гитлера должна была переломить ход войны в пользу Германии.

Неизвестный Лавочкин

Легендарные самолеты Героя Социалистического Труда С.А. Лавочкина по праву считаются одним из символов Победы. Хотя его первенец ЛаГГ-3 оказался откровенно неудачным, «заслужив» прозвище «лакированный гарантированный гроб», установка нового мотора и усовершенствование конструкции буквально преобразили эту тяжелую неповоротливую машину, превратив в лучший истребитель Великой Отечественной – прославленные Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7 сначала перехватили у немцев господство в воздухе, а затем и сломали хребет Люфтваффе. Именно на этих самолетах воевали двое из пяти лучших советских асов, а Иван Кожедуб первым сбил новейший реактивный Me.262. Именно Лавочкин стоял у истоков советской реактивной авиации – это его истребители первыми преодолели сверхзвуковой, а межконтинентальная крылатая ракета «Буря» – и тепловой барьер. Это в его ОКБ были созданы и первые отечественные беспилотники, и зенитные управляемые ракеты, прикрывавшие Москву в разгар холодной войны.

Прорывая завесу тотальной секретности, многие десятилетия окружавшую проекты Лавочкина, эта книга по крупицам восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора и подлинную историю его авиашедевров.