В первой половине XVIII столетия Великобритания проявила себя как крупная политическая сила и господствующая мировая держава. Завершилась долгая династическая борьба в Англии, а вместе с ней прекратились угрозы внутренней безопасности Великобритании. Произошли следующие важнейшие события:

1699, февраль. Закон о сокращении армии. С целью ограничения участия Вильгельма (Уильяма) III в европейских войнах парламент сокращает численность регулярной армии до 7 тыс. солдат.

1701, июнь, 12. Закон о престолонаследии. Право наследования короны (после Анны, второй дочери Якова II) парламент предоставляет Софии, принцессе Ганноверской (внучке Якова I), и ее потомкам. Все будущие монархи должны быть протестантами (так закрывался путь к престолу сыновьям и внукам Якова II, католикам), не имеют права покидать страну без разрешения парламента (камень в огород Вильгельма), не имеют права вовлекать Англию в войну с целью обороны своих зарубежных владений и предоставлять официальные должности иностранцам. Этот же закон утверждает право министров нести ответственность за действия своего короля.

1701, сентябрь, 16. Смерть Якова II во Франции. Его наследником из рода Стюартов является Яков-Эдуард (Джеймс), известный в английской истории под именем «старый претендент». Людовик XIV признает Якова-Эдуарда английским королем.

1701–1713. Война за испанское наследство.

1702, март, 8. Смерть Вильгельма III. Поскольку его жена Мария II Стюарт, старшая дочь Якова II, умерла (1694, декабрь, 28), его преемницей становится младшая сестра Марии, Анна.

1702–1714. Правление Анны. Это последняя королева из династии Стюартов.

1707, май, 1. Союз Англии с Шотландией. Его результатом становится создание Соединенного Королевства Великобритании.

1707, октябрь, 21. Катастрофа Шовелла. Шесть кораблей его эскадры, возвращаясь из Тулона, разбиваются о рифы у островов Силли. Шовелл тонет вместе со своим флагманом.

1708, март. Высадка Якова-Эдуарда в Шотландии. Претендента на престол постигает разочарование. Во-первых, он не встречает приема, на который рассчитывал. Во-вторых, французская эскадра, которая должна доставить в Шотландию войска французского экспедиционного корпуса, рассеяна штормом. В залив Фёрт-оф-Форт прибывает только часть французских кораблей. Яков-Эдуард возвращается во Францию.

1710, август. Падение кабинета министров вигов. К власти приходят тори, враги Мальборо.

1711, декабрь. Отставка Мальборо. Новый парламент, в котором большинство получает партия тори, отстраняет Мальборо из политических соображений, а также принимая во внимание так и не опровергнутое до конца обвинение в растрате казенных денег, выдвинутое во время его командования британскими сухопутными войсками в Европе. На место Мальборо назначен герцог Ормонд. Но из практических соображений парламент быстро выводит Англию из войны.

1713, апрель, 11. Утрехтский мир. Людовик XIV отказывается признавать английским королем Якова-Эдуарда (тот покидает Францию) и признает протестантское наследство в Англии. Кроме того, он приказывает разрушить (временно) форты Дюнкерка и уступает Англии французские владения в Америке – Гудзонов пролив, Акадию, Ньюфаундленд и Сент-Китс. Испания уступает Англии Гибралтар, а также предоставляет ей ограниченные права на работорговлю в колониях испанской Америки.

1714, август, 1. Смерть Анны. Ее наследником становится племянник Георг I, курфюрст Ганноверский, старший сын Софии.

1715, сентябрь —1716, февраль. «Восстание пятнадцатого года». Восстание якобитов в Шотландии под предводительством Джона Эрскина, графа Марского, набравшего 4-тысячную армию.

1715, ноябрь, 13. Битвы под Престоном и Шериффмьюром. Пока граф Марский сражается под Шериффмьюром с верными королю отрядами под командованием Арчибальда Кэмпбелла, герцога Аргайлского, остальные лояльные Георгу войска отбивают Престон у якобитского гарнизона, которым командует Джеймс Рэдклифф, граф Дервентерский.

1715, декабрь. Прибытие Якова-Эдуарда. Претендент на трон высаживается в Питерхеде и направляется на юг, но наступление Аргайла вынуждает его отступить к Монтрозу. Затем, когда его упавшие духом воины-горцы расходятся, он снова уплывает во Францию (1716, февраль, 5).

1718–1720. Война Четверного альянса.

1719. Испанская экспедиция в Шотландию. Испанский флот отбывает в Шотландию с целью восстановить Стюартов на шотландском троне, но корабли разбрасывает шторм.

1727–1760. Правление Георга II.

1727–1729. Война с Испанией.

1739–1743. Война с Испанией («война из-за уха Дженкинса»). По своим практическим целям эта война в колониях и на море является частью Войны за австрийское наследство.

1740–1748. Война за австрийское наследство.

Похожие книги из библиотеки

Шпионские штучки, или Секреты тайной радиосвязи

В предлагаемой книге рассматриваются особенности схемотехнических решений, применяемых при создании миниатюрных транзисторных радиопередающих устройств. В соответствующих главах приводится информация о принципах действия и особенностях функционирования отдельных узлов и каскадов, принципиальные схемы, а также другие сведения, необходимые при самостоятельном конструировании простых радиопередатчиков и радиомикрофонов. Отдельная глава посвящена рассмотрению практических конструкций транзисторных микропередатчиков для систем связи малого радиуса действия.

Книга предназначена для начинающих радиолюбителей, интересующихся особенностями схемотехнических решений узлов и каскадов миниатюрных транзисторных радиопередающих устройств.

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.

Роль морских сил в мировой истории

Известный историк и морской офицер Альфред Мэхэн подвергает глубокому анализу значительные события эпохи мореплавания, произошедшие с 1660 по 1783 год. В качестве теоретической базы он избрал наиболее успешные морские стратегии прошлого – от Древней Греции и Рима до Франции эпохи Наполеона. Мэхэн обращает пристальное внимание на тактически значимые качества каждого типа судна (галер, брандер, миноносцев), пункты сосредоточения кораблей, их боевой порядок. Перечислены также недостатки в обороне и искусстве управления флотом. В книге цитируются редчайшие документы и карты. Этот классический труд оказал сильнейшее влияние на умы государственных деятелей многих мировых держав.

Неизвестный Лавочкин

Легендарные самолеты Героя Социалистического Труда С.А. Лавочкина по праву считаются одним из символов Победы. Хотя его первенец ЛаГГ-3 оказался откровенно неудачным, «заслужив» прозвище «лакированный гарантированный гроб», установка нового мотора и усовершенствование конструкции буквально преобразили эту тяжелую неповоротливую машину, превратив в лучший истребитель Великой Отечественной – прославленные Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7 сначала перехватили у немцев господство в воздухе, а затем и сломали хребет Люфтваффе. Именно на этих самолетах воевали двое из пяти лучших советских асов, а Иван Кожедуб первым сбил новейший реактивный Me.262. Именно Лавочкин стоял у истоков советской реактивной авиации – это его истребители первыми преодолели сверхзвуковой, а межконтинентальная крылатая ракета «Буря» – и тепловой барьер. Это в его ОКБ были созданы и первые отечественные беспилотники, и зенитные управляемые ракеты, прикрывавшие Москву в разгар холодной войны.

Прорывая завесу тотальной секретности, многие десятилетия окружавшую проекты Лавочкина, эта книга по крупицам восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора и подлинную историю его авиашедевров.