Португалия

1820, август, 29. Восстание в Опорто. Оно вспыхивает под влиянием революции в Испании. Повстанцы изгоняют регента, назначенного англичанами до возвращения короля Жуана VI из Бразилии.

1821, июль, 4. Возвращение короля Жуана. Он принимает приглашение повстанцев, возвращается и становится конституционным монархом.

1823–1824. Гражданская война. Второй сын Жуана, Мигел Брагансский, предпринимает неудачную попытку восстановить абсолютную монархию.

1826, март, 10. Смерть Жуана. Его сын дон Педро (в тот момент бразильский император) номинально наследует престол под именем Петр IV, но отказывается оставить Бразилию и передает португальский трон своей несовершеннолетней дочери Марии де Глории, а Мигела назначает при ней регентом. Между сторонниками Мигела, захватившими Лиссабон, и сторонниками конституционного правительства, во главе которых стоит генерал Жуан Карлуш ди Салданья, начинается война. Базой конституционалистов становится Опорто.

1827, январь. Британское вторжение. Англия, поддерживающая конституционалистов Салданьи, высаживает 5-тысячный десант под командованием сэра Уильяма Клинтона. Мигел с верными ему войсками заставляет британцев вернуться на родину (1828, апрель, 28).

1828, июль, 7. Мигел захватывает престол. Королева Мария находит убежище в Бразилии.

1828–1834. Мигелистские войны. Сторонники королевы поднимают вооруженный мятеж на Азорских островах и собирают добровольцев из Бразилии, Англии и Франции. Флот мигелистов разбит в заливе Прайя (1828, август, 12) при попытке захватить Азоры. Сторонники Марии, получив британский заем, покупают в Англии небольшую эскадру. Дон Педро отказывается от бразильского трона и присоединяется к войскам дочери (1831, апрель). Франция в ответ на преследования ее граждан в Португалии захватывает флот мигелистов в устье реки Тагуш (Тежу) (1831, июль).

1832, июль. Взятие Опорто. Из Англии направляется 6,5-тысячная экспедиция в помощь дону Педро, называющаяся «Освобождение». Высадившийся десант захватывает Опорто, но 80-тысячная армия Мигела осаждает город. Английский адмирал сэр Чарльз Нейпир, командующий эскадрой «Освобождение», громит флотилию мигелистов у мыса Сент-Винсент (1833, июль, 5), а затем захватывает Лиссабон и удерживает его, отражая натиск мигелистов. Четырехсторонний союз заявляет о своей поддержке оппозиции Мигелу.

1834, май, 16. Битва под Сантареном. Объединенная освободительная армия Салданьи и дона Педро разбивает войска Мигела, и через десять дней он сдается. С его изгнанием война заканчивается.

Похожие книги из библиотеки

Пистолеты и револьверы. Выбор, конструкция, эксплуатация

В книге изложены история, конструктивные и эксплуатационные особенности наиболее интересных и выдающихся образцов автоматических пистолетов и револьверов – от самого зарождения этого класса оружия до наших дней. Книга рассчитана не на профессионалов стрелкового дела, а на тех мужчин, кто хочет вступить в «оружейный мир» уже вооруженный знаниями – об оружии, его истории, удобстве использования и предназначении.

Кроме того, книга поможет определиться тем, кто в данный момент выбирает для себя гражданское оружие самообороны, и сделать выбор, который, возможно, однажды спасет вам жизнь.

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.

Неизвестный Лавочкин

Легендарные самолеты Героя Социалистического Труда С.А. Лавочкина по праву считаются одним из символов Победы. Хотя его первенец ЛаГГ-3 оказался откровенно неудачным, «заслужив» прозвище «лакированный гарантированный гроб», установка нового мотора и усовершенствование конструкции буквально преобразили эту тяжелую неповоротливую машину, превратив в лучший истребитель Великой Отечественной – прославленные Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7 сначала перехватили у немцев господство в воздухе, а затем и сломали хребет Люфтваффе. Именно на этих самолетах воевали двое из пяти лучших советских асов, а Иван Кожедуб первым сбил новейший реактивный Me.262. Именно Лавочкин стоял у истоков советской реактивной авиации – это его истребители первыми преодолели сверхзвуковой, а межконтинентальная крылатая ракета «Буря» – и тепловой барьер. Это в его ОКБ были созданы и первые отечественные беспилотники, и зенитные управляемые ракеты, прикрывавшие Москву в разгар холодной войны.

Прорывая завесу тотальной секретности, многие десятилетия окружавшую проекты Лавочкина, эта книга по крупицам восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора и подлинную историю его авиашедевров.

Советские танковые армии в бою

Новая книга от автора бестселлеров «Штрафбаты и заградотряды Красной Армии» и «Бронетанковые войска Красной Армии». ПЕРВОЕ исследование истории создания и боевого применения советских танковых армий в ходе Великой Отечественной.

Они прошли долгий и трудный путь от первых неудач и поражений 1942 года до триумфа 1945-го. Они отличились во всех крупных сражениях второй половины войны – на Курской дуге и в битве за Днепр, в Белорусской, Яссо-Кишиневской, Висло-Одерской, Берлинской и других стратегических наступательных операциях. Обладая сокрушительной мощью и феноменальной подвижностью, гвардейские танковые армии стали элитой РККА и главной ударной силой «блицкригов по-русски», сломавших хребет прежде непобедимому Вермахту.