Бронеавтомобильные и мотоциклетные части

Накануне войны Красная Армия планировала использовать бронеавтомобильные и мотоциклетные части и подразделения для поддержки разведывательных действий регулярных стрелковых и кавалерийских сил действующих фронтов и армий. Поскольку советская промышленность не сумела создать до начала войны достаточно надежной бронемашины, основной машиной в большинстве разведывательных частей был мотоцикл. Тем не менее после начала войны НКО использовал имеющиеся бронемашины для формирования нескольких бронеавтомобильных батальонов. На основе этих устаревших моделей, а также трофейных немецких машин Красная Армия смогла сформировать к 1 января 1942 года один бронеавтомобильный батальон, к 1 июля 1942 года — пять, а к 1 февраля 1943 года — 20.

Если бронеавтомобилей у Красной Армии накануне войны не хватало, то с мотоциклами дело обстояло иначе. Когда началась операция «Барбаросса», каждый из 29 механизированных корпусов Красной Армии имел свой мотоциклетный полк. После того, как в августе 1941 года механизированные корпуса были расформированы, 12 мотоциклетных полков остались в Резерве Ставки. После этого в состав Красной Армии входило на 1 января 1942 года семь мотоциклетных полков, на 1 июля 1942 года — пять, а на 1 января 1943 года — одни.

К концу 1942 года мотоциклетные полки Красной Армии состояли из, трех мотострелковых рот, минометной роты, оснащенной восемнадцатью 50-мм минометами, противотанковой батареи с четырьмя 45-мм орудиями, бронеавтомобильной роты с четырьмя бронеавтомобилями и небольших подразделений службы тыла при общей численности полка примерно в 900 человек. Каждая мотострелковая рота состояла из трех стрелковых и одного пулеметного взводов общей численностью в 180 человек, вооруженных 54 автоматами, девятью легкими и четырьмя средними пулеметами.

В 1942 году НКО также сформировал отдельные мотоциклетные батальоны, в задачу которых входило в первую очередь ведение разведки и патрулирования, осуществление связи между мобильными войсками, а также обеспечение комендантской службы (регулировка дорожного движения). Каждый из этих довольно уязвимых батальонов состоял из двух-трех стрелковых рот и бронеавтомобильной роты, имея в общей сложности 287 человек.[411] Между мартом и сентябрем 1942 было сформировано 19 таких батальонов, но позже большинство из них придано танковым и механизированным корпусам. Количество мотоциклетных батальонов в Красной Армии увеличилось с одного на 1 января 1942 года до 16 на 1 июля 1942 года и 1 февраля 1943 года.

Наконец, в мае 1942 года НКО сформировал мотоциклетную бригаду — единственную за всю войну, переданную Западному фронту. Бригада эта, состоявшая из трех мотоциклетных батальонов и являвшаяся своеобразной аномалией, была расформирована в феврале 1943 года.[412]

Как и в случае с аэросанными батальонами, боевые действия высокой интенсивности делали немногочисленные бронеавтомобильные силы Красной Армии совершенно излишними. Хотя на 1 февраля 1943 года в состав Красной Армии все еще входило 20 бронеавтомобильных частей, к концу года эта цифра снизилась до всего лишь восьми. Большую часть бронемашин из этих расформированных частей НКО распределил по своим новым танковым и механизированным корпусам.

Напротив, с усилением в 1943 году танковых армий, танковых и механизированных корпусов, отдельных танковых, мотострелковых и механизированных бригад и отдельных танковых полков НКО также продолжал развивать и свои мотоциклетные войска. Например, в марте 1943 года начали формироваться три новых мотоциклетных полка новой организации. Эти полки состояли из мотоциклетного батальона с тремя мотострелковыми ротами, противотанкового дивизиона с двумя батареями из четырех 45-мм противотанковых пушек и одной батареи из четырех 76-мм противотанковых пушек, танковой роты с 16 легкими танками Т-70 (позже — 10 средними танками Т-34), саперной и бронетранспортерной рот, оснащенной поставленными по ленд-лизу разведывательными машинами МЗА1.[413] Число таких мотоциклетных полков в Красной Армии возросло с пяти на 1 февраля 1943 года до восьми на 31 декабря.

НКО также реорганизовал и усилил летом 1943 года свои мотоциклетные батальоны, добавив в их штат танковую роту из ГО танков Т-34 и заменив одну из мотострелковых рот бронетранспортерной, при этом численность батальона увеличилась до 451 человека.[414] Несмотря на эти меры, после увеличения количества мотоциклетных батальонов в Красной Армии с 16 на 1 февраля 1943 года до 19 на 1 июля 1943 года, к 31 декабря 1943 года оно резко упало до всего четырех.

Похожие книги из библиотеки

Спецслужбы мира за 500 лет

Термин «спецслужбы» возник не так уж давно, однако само явление старо как мир. Публикация труда И. Б. Линдера и С. А. Чуркина «Спецслужбы мира за 500 лет» помогает пролить свет на многие тайны, над которыми бились лучшие умы человечества. От XVI до XX века прослежено участие, которое спецслужбы мира принимали в судьбоносных событиях, стремясь повлиять на ход истории. В книге рассказано о самых громких делах и операциях спецслужб; обнажены «тайные пружины» многих исторических процессов. В мире гораздо больше закономерного, чем случайного, – такой вывод сделает каждый, кто ознакомится с полной профессиональных тайн летописью деяний спецслужб мира. Для тех, кому небезразлично прошлое и будущее нашей страны, недооценка деятельности спецслужб была бы явной ошибкой.

Предисловие написано генерал-майором государственной безопасности Ю. И. Дроздовым, начальником управления «С» (нелегальная разведка) ПГУ КГБ СССР с 1979 по 1991 годы.

Роль морских сил в мировой истории

Известный историк и морской офицер Альфред Мэхэн подвергает глубокому анализу значительные события эпохи мореплавания, произошедшие с 1660 по 1783 год. В качестве теоретической базы он избрал наиболее успешные морские стратегии прошлого – от Древней Греции и Рима до Франции эпохи Наполеона. Мэхэн обращает пристальное внимание на тактически значимые качества каждого типа судна (галер, брандер, миноносцев), пункты сосредоточения кораблей, их боевой порядок. Перечислены также недостатки в обороне и искусстве управления флотом. В книге цитируются редчайшие документы и карты. Этот классический труд оказал сильнейшее влияние на умы государственных деятелей многих мировых держав.

Житейская правда разведки

Вся долголетняя история отечественной внешней разведки самым тесным образом связана с судьбами страны. В настоящее время, когда речь заходит об отечественной разведке, то фигурирует в основном XX век. Между тем се исторические корни гораздо глубже и относятся к началу XIX века. На всех этапах своего развития внешняя разведка оставалась надежным и эффективным инструментом решения жизненно важных для государства задач. Были и серьезные успехи, и горькие неудачи. Накоплен богатый, порой уникальный опыт ведения разведывательной работы. В этой книге мы хотели бы рассказать читателям о представителях различных поколений сотрудников и помощников внешней разведки, своим трудом вписавших золотые страницы в се историю.