1. Работа командиров и штабов

Условия ведения боевых действий как в ракетно-ядерной, так и в безъядерной войне таковы, что в настоящее время во всех армиях мира уделяется внимание борьбе с танками, а точнее с танковыми войсками, во всех видах боя. При организации боя забота командиров всех степеней и их штабов об уничтожении танков противника занимает одно из ведущих мест при подготовке и проведении ими всех мероприятий.

В наступлении предусматривается такая группировка войск, которая обеспечивала бы поражение контратакующих танковых группировок и отражение их непосредственной атаки.

При выдвижении в предвидении встречного боя построение войск предусматривается таким, чтобы обеспечивалась противотанковая устойчивость всех элементов каждой колонны. Более того, в условиях современной войны переходят от противотанковой обороны пехоты к противотанковой обороне всех родов войск и специальных войск. Невнимание к вопросам организации противотанковой обороны в годы второй мировой войны вело к серьезным поражениям даже в крупных операциях. Об этом вспоминает немецкий танковый генерал Гудериан: «Для немецкой армии этот вопрос связан с тяжелыми воспоминаниями минувшей войны… Оглядываясь назад, мы должны, пожалуй, признать, что вопросу противотанковой обороны долгое время не уделяли должного внимания… Танки продолжали господствовать на поле боя, но к концу войны это уже были танки противников»[10]

Одновременно он дает очень высокую оценку противотанковой обороне советских войск на Курском выступе, которая привела к провалу немецкой операции «Цитадель».

Аналогичные воспоминания остались и у другого немецкого офицера подполковника Э. Миддельдорфа, который пишет: «Противотанковая оборона, без сомнения, является самой печальной главой в истории немецкой пехоты»[11]. В то же время он отмечает силу противотанковой обороны советских войск, например, под Курском: «Главную группировку немецких войск в операции „Цитадель“ составляли бронетанковые соединения. Это обстоятельство послужило маршалу Коневу, командовавшему под Курском русскими войсками, поводом для заявления о том, что летняя битва на Курской дуге была „лебединой песней немецких бронетанковых войск“»[12].

Действительно, в Курской битве только в первый день фашисты потеряли более 300 танков, а 19-я танковая дивизия за три дня боев — до 60 % своих танков и фактически стала небоеспособной.

Организация обороны — это единый процесс, в котором решение вопросов противотанковой обороны занимает весьма важное место.

Опыт боевых действий в годы Великой Отечественной войны показал, что войска, правильно строящие оборону, с успехом отражали атаки танковых и механизированных войск противника вплоть до полного их разгрома.

Борьба с танками организуется общевойсковыми командирами и штабами. Уставы некоторых армий подчеркивают, что противотанковая оборона родов войск и мелких подразделений должна быть такой мерой, которая не требует особых указаний вышестоящих командиров. Она должна быть как само собой разумеющееся для всего личного состава.

Принимая решение на оборону, командир наряду с другими вопросами уясняет задачу и оценивает обстановку в противотанковом отношении, при возможности проводит рекогносцировку и ставит задачи войскам.

При уяснении задачи командир оценивает роль и место своих войск в разгроме противника и определяет прежде всего, какую танковую группировку, в каком районе и в какой последовательности разгромить и какой район местности удержать своими войсками.

Оценивая противника и местность перед передним краем, командир определяет возможные районы сосредоточения, маршруты выдвижения и рубежи развертывания танков противника, их состав, группировку и возможные способы действий; уточняет танкоопасные направления и определяет важнейшие из них; оценивает возможности противника и как вывод — наиболее целесообразную последовательность его поражения.

Если противник готовит наступление с ходу, то особое внимание уделяется оценке районов его рассредоточения, наиболее уязвимых мест на путях выдвижения, рубежей развертывания в предбоевой или боевой порядок. Немаловажное значение имеет оценка возможных сроков перехода в наступление, так как это поможет своевременно подготовить систему противотанковой обороны к действию. Но главная и первоочередная задача — обеспечить готовность средств поражения для уничтожения ядерных средств противника, которые он наверняка развернет перед переходом в наступление.

Оценивая свои войска и местность в полосе обороны, общевойсковой командир предполагает возможный порядок применения ядерных и других средств поражения, учитывает свои возможности по поражению танков противника; определяет районы, от удержания которых зависит устойчивость обороны, и районы, в которых наиболее целесообразно нанести поражение противнику перед передним краем и при вклинении его в глубину обороны.

При постановке задач войскам в приказе общевойсковой командир по вопросам борьбы с танками в обороне должен указать: оценку танковой группировки противника и возможный способ ее действий; задачи, решаемые ядерным оружием; задачи артиллерии, авиации и противотанковых средств по борьбе с танками; распределение противотанковых средств усиления; задачи по организации системы противотанкового огня, маневра и системы заграждений; состав резервов; готовность системы огня. Кроме того, в указаниях командира и распоряжениях штаба следует предусмотреть задачи разведки на важнейших танкоопасных направлениях, мероприятия по инженерному оборудованию местности, маскировке боевых порядков и противоатомной защите.

До принятия решения штаб готовит расчеты и предложения, необходимые командиру для уяснения задачи, оценки обстановки и принятия обоснованного решения. На основе решения командира и его указания штаб разрабатывает боевой приказ и схему обороны подразделения. На схеме обороны по вопросам борьбы с танками целесообразно обозначить:

— танковую группировку противника и танкоопасные направления;

— куда будут нанесены ядерные удары и общую систему огня;

— систему противотанкового огня;

— систему противотанковых заграждений.

В легенде к схеме следует показать: распределение и группировку противотанковых средств, плотность противотанковых средств и заграждений по направлениям, порядок маневра, мероприятия по отражению танковых атак ночью, сигналы оповещения и управления, сроки готовности огня и инженерных заграждений.

Для войск штаб в годы войны разрабатывал отдельные распоряжения по противотанковой обороне, в которых конкретному исполнителю обычно указывались: оценка действий танковой группировки противника; задачи общевойскового соединения (части); задачи данной противотанковой части (состав, огневые рубежи, полосы огня, порядок маневра, вопросы взаимодействия и др.); сигналы управления; сроки готовности.

Такие распоряжения нашли широкое применение в годы Великой Отечественной войны, так как борьбе с танками придавалось особое значение во всех инстанциях от батальона до Ставки.

В настоящее время, когда вся оборона организуется как противотанковая, отдельных распоряжений может и не быть. Однако штабы должны предусмотреть тщательный контроль за организацией борьбы с танками во всех звеньях, включая вопросы разведки, организации огня, размещения противотанковых средств, состояния управления, подачи боеприпасов.

При организации наступления особое внимание уделяется поражению танков противника при взломе обороны и при разгроме контрударных (контратакующих) группировок противника. В предвидении встречного боя необходимо предусмотреть самостоятельность каждой колонны в борьбе с танками и разгром танковых сил противника при завязке встречного боя.

Похожие книги из библиотеки

Бои у озера Балатон. Январь–март 1945 г.

Вашему вниманию предлагается иллюстрированное издание, посвященное отражению последнего крупного немецкого танкового наступления в Венгрии в январе-марте 1945 г.

В данной публикации рассматриваются действия наземных войск, преимущественно танковых соединений и противотанковой артиллерии. При описании хода сражений авторы использовали в основном отечественные документы военных лет: отчеты о боевых действиях различных соединений; донесения о потерях и протоколы работы комиссий, изучавших в феврале — апреле 1945 г. подбитую немецкую технику.

Альбом адресуется, в первую очередь, многочисленным почитателям «непобедимых» панцерваффе.

КВ. «Клим Ворошилов» — танк прорыва

Тяжелый танк КВ («Клим Ворошилов») к началу Великой Отечественной войны был, безусловно, самым передовым по конструкции и самым мощным танком в мире. Он создавался специально для прорыва укрепленных линий обороны, имел очень сильное для своего времени вооружение, а его броню не могла пробить ни одна из противотанковых пушек Вермахта. Немецкие танки в поединке с КВ вообще не имели никаких шансов выйти победителем, что и заставило конструкторов рейха срочно приступить к проектированию «Тигра» и «Пантеры».

В Красной Армии танки семейства КВ (КВ-1, КВ-1С, КВ-2, КВ-8 и КВ-85) сражались на всех фронтах с первых дней войны и до 1944 года, когда им на смену пришли знаменитые ИС-2. Последние, кстати, представляли собой глубокую модернизацию все того же КВ. Впрочем, все тяжелые танки, появившиеся в разных странах в годы Второй мировой войны, так или иначе создавались с оглядкой на «Клима Ворошилова» — одного из самых удачных проектов в истории отечественного танкостроения.

Тяжёлый танк «Пантера». Первая полная энциклопедия

Один из самых знаменитых танков Второй Мировой, сравнимый лишь с легендарными Т-34 и «Тигром», Pz.V Panther проектировался не просто как «тевтонский ответ» нашей «тридцатьчетвёрке», а как Wunderwaffe, способное переломить ход войны. Однако чуда опять не получилось. Несмотря на мощную лобовую броню, рациональные углы наклона бронелистов (низкий поклон Т-34!) и великолепную пушку, способную поражать любые танки противника на дистанции до полутора километров, первый опыт боевого применения «Пантер» вышел комом — на Курской дуге они понесли тяжелейшие потери, оказавшись уязвимы в боковой проекции не только для 76-мм противотанковых орудий, но даже для «сорокопяток». Ситуация лишь ухудшилась в 1944 году, когда на вооружение Красной Армии начали поступать новые Т-34-85 и ещё более мощные системы ПТО, а качество германской брони резко упало из-за дефицита легирующих присадок. Если же принять в расчёт исключительную техническую сложность и дороговизну «Пантеры», все её достоинства кажутся и вовсе сомнительными. Тем не менее многие западные историки продолжают величать Pz.V «лучшим танком Второй Мировой». На чём основан этот миф? Почему, в отличие от Союзников, считавших «Пантеру» страшным противником, наши танкисты её не то чтобы вовсе не заметили, но ставили куда ниже грозного «Тигра»? Была она «чудо-оружием» — или неудачной, несбалансированной и просто лишней машиной, подорвавшей боевую мощь Панцерваффе? В уникальной энциклопедии ведущего историка бронетехники, иллюстрированной сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий, вы найдёте ответы на все эти вопросы.