КОМАНДИРОВКА В МОСКВУ

Выдвижению Дж. Хилла на ответственный пост представителя МИ-6 в Москве способствовал премьер-министр У. Черчилль, протежировавший Хиллу и присвоивший ему звание бригадного генерала. Несмотря на роль Хилла в «заговоре Локкарта», Москва согласилась его принять в качестве представителя британской разведки. На Лубянке учитывали и просоветские настроения Дж. Хилла, и тот факт, что консервативное британское правительство в Москву явно не пошлет коммуниста, тем более что в британских спецслужбах таковых официально не числилось. По этому поводу советский разведчик Ким Филби позже заметил в своих мемуарах: «Русские приняли это назначение с восторгом. Они знали о Хилле все». В Москву Дж. Хилл прибыл в конце 1941 года. При заполнении в посольстве СССР в Лондоне въездных документов он отразил свою прошлую деятельность в нашей стране и даже представил книгу своих мемуаров.

В советской столице постоянный контакт с Хиллом поддерживал бывший резидент НКВД в Нью-Йорке, а затем — заместитель начальника внешней разведки Гайк Овакимян. Он был представлен Хиллу как генерал Осипов. В 1943 году Овакимяна сменил начальник англо-американского отдела внешней разведки Андрей Граур, который до этого был заместителем Ивана Чичаева в миссии связи с британской разведкой в Лондоне. Граур был исключительно сильным разведчиком. Он работал во внешней разведке с 1938 года. До командировки в Лондон, где он приобрел ценный опыт взаимодействия с английскими коллегами, Граур выезжал на оперативную работу в США и Швецию.

Миссия Дж. Хилла в Москве была успешной, поскольку ему удалось наладить рабочий контакт с советской разведкой. В этом, безусловно, сказались его симпатии к нашей стране, а также близость к британскому премьер-министру.

В 1942 году Дж. Хиллу даже показали одну из баз подготовки разведывательно-диверсионных отрядов под Можайском, входившую в состав 4-го Управления НКВД, которым руководил генерал-лейтенант Павел Судоплатов. Эта база произвела на Дж. Хилла серьезное впечатление, поскольку в выгодную сторону отличалась от его «Станции-17». Увиденный им там порядок и сама подготовка диверсантов, среда которых был будущий легендарный разведчик Николай Кузнецов, приятно его поразили.

Похожие книги из библиотеки

Лёгкий танк LT vz.35

Номер 4 (49) за 2003 год журнала «Бронеколлекция» — приложения к журналу «Моделист-конструктор». В номере рассказывается об истории создания и опыте боевого применения чешского лёгкого танка LT vz.35.

Руководство по 30-мм автоматическому гранатомету на станке (АГС-17)

Настоящее Руководство разработано Главным управлением боевой подготовки Сухопутных войск.

Введено в действие приказом Главнокомандующего Сухопутными войсками от 13 апреля 1973 года № 025.

Крейсер I ранга "Рюрик" (1889-1904)

Читателю предлагается книга, в которой с возможной полнотой, на основании материалов ЦГА ВМФ и Ленинградского государственного исторического архива (ЛГИА) рассказывается история “Рюрика”, раскрываются многие неизвестные страницы его жизни, начиная от создания проекта и кончая описанием боя и последних минут крейсера. Значительное место в книге уделено людям: государственным и военным деятелям, инженерам, строителям и, конечно, героическим экипажам “Рюрика”, “России” и “Громобоя”.

Основной боевой танк России. Откровенный разговор о проблемах танкостроения

Россия является единственной страной в мире, армия которой имеет на вооружении два типа основных боевых танков: газотурбинные Т-80 (Т-80У) и дизельные Т-90 (Т-90С) - одинаковой массы, одинаковых габаритов, во многом с совпадающими тактико-техническими характеристиками, но коренным образом отличающимися по конструкции... По мнению сторонников танка Т-80, он наделен исключительными качествами, свойственными перспективному отечественному танку XXI века. Так ли это на самом деле?