CZ 24 / Vz.24

CZ 24 / Vz.24

Пистолет CZ 24 стал первым образцом самозарядного короткоствольного оружия, серийно выпускавшегося и принятого на вооружение армии Чехословакии, а также поставлявшемся вооруженным силам Литвы и Польши. История этого пистолета началась с создания чешским конструктором-оружейником Йозефом Никлем, работавшем на фирме Waffenfabrik Mauser A.G., пистолета со схемой запирания поворотом ствола, использовавшего патрон 9mm Parabellum. Однако новая конструкция не была востребована, так как в то время в Германии имелись проверенные и надежные системы и более перспективные разработки. С обретением Чехословакией независимости после Первой мировой войны Йозеф Никел предложил свой пистолет для вооружения армии этой страны. У Waffenfabrik Mauser A.G. была закуплена лицензия на производство, после чего выпуск пистолета наладили на заводе Ceskoslovenska Zbrojvka в городе Брно под обозначением Vz.22. В Vz.22 использовался патрон 9mm Short (9мм Браунинг Короткий), получивший в Чехословакии обозначение «9 mm Vz.22». Было произведено около 10000 единиц.

Далее, в целях упрощения конструкции, увеличения объемов и удешевления производства, выпуск наладили на оружейной фабрике Ceska Zbrojvka в Страконице. В ходе эксплуатации пистолета были выявлены несколько недостатков, что потребовало внести изменения в конструкцию. Упрощенная модель была создана старшим инженером завода Франтишеком Мышкой. Новый пистолет получил обозначение Vz.24 (CZ 24). В нем, как и в прототипе, использовался патрон 9mm Short. Автоматика работала по схеме использования отдачи при коротком ходе ствола. Запирание канала ствола осуществляется его поворотом при помощи боевых выступов, расположенных в тыльной части ствола. Ударно-спусковой механизм куркового типа, одинарного действия, с предварительным взводом курка. Оружие оснащено затворной задержкой. На левой стороне рамы расположен замыкатель ствола, а также рычаг и кнопка ручного предохранителя. Предохранитель включался нажатием на его рычаг вниз, а выключался нажатием кнопки. На нижней поверхности рукоятки размещена защелка однорядного магазина. В целом, пистолет имеет несоответственную мощности используемого патрона сложность конструкции, так как он проектировался под более мощный патрон 9mm Parabellum.

Преимуществами пистолета являлись небольшие габариты и масса, а также наличие затворной задержки. Основным недостатком, служившим причиной невысокой надежности работы при загрязнении механизма, была излишне сложная конструкция запирания при использовании маломощного патрона. Наличие управляемого вручную предохранителя усложняет обращение с оружием и его конструкцию, однако не может быть рассмотрено как недостаток из-за использования в конструкции ударно-спускового механизма одинарного действия и отсутствия автоматических предохранителей. Vz.24 состоял на вооружении Чехословацкой армии до начала Второй мировой войны. Производство велось до немецкой оккупации Чехословакии в 1939 году. С 1924 по 1939 гг. было произведено около 190000 штук. Во время оккупации это оружие все же производилось, но небольшими партиями, и в 1944 году выпуск был прекращен окончательно.

Основные характеристики

Калибр: 9mm Short

Длина оружия: 155 мм

Длина ствола: 90 мм

Высота оружия: –

Ширина оружия: –

Масса без патронов: 670 г.

Емкость магазина: 8 патронов

Похожие книги из библиотеки

Сухопутные линкоры Сталина

Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.

Неизвестный «МиГ». Гордость советского авиапрома

Это слово понятно без перевода в любой точке мира – совсем как «спутник» или «Калашников». Эти легендарные истребители всегда оправдывали свое стремительное имя, отличившись во всех войнах СССР. Высотные скоростные МиГ-3, на которых держалась наша ПВО в начале Великой Отечественной, надежно защитили Москву от немецких налетов. Великолепные МиГ-15 очистили небо Кореи от «Летающих крепостей», похоронив надежды США на победу в ядерной войне. Прославленные МиГ-21 сбивали американские «Фантомы» над Вьетнамом и израильские «Миражи» над Голанскими высотами. Вся история ОКБ им. А. И. Микояна – это летопись рекордов, достижений и побед: первый отечественный реактивный самолет Миг-9; первый в мире серийный сверхзвуковой МиГ-19; революционный для своего времени МиГ-23 с изменяемой геометрией крыла; стремительный МиГ-25, первым среди серийных машин достигший скорости 3000 км/ч.; сверхманевренный МиГ-29, по праву считающийся одним из лучших истребителей четвертого поколения, «мечтой любого пилота» … Менее известен вклад Микояна в космические победы СССР, а ведь именно под его руководством создавались искусственные спутники Земли и сверхсекретный пилотируемый воздушно-космический самолет «Спираль», не имеющий себе равных.

Снимая гриф секретности, эта книга восстанавливает подлинную историю МиГа за три четверти века. Это – лучшая творческая биография великого авиаконструктора и его легендарного КБ, ставшего гордостью отечественного авиапрома.

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.

Воздушные извозчики вермахта. Транспортная авиация люфтваффе 1939–1945

Изначально этот род авиации, оснащенный в основном неуклюжими с виду трехмоторными самолетами Ju-52, был создан в Третьем рейхе для обслуживания парашютно-десантных войск. Впервые воздушные десанты были использованы во время Польской кампании. Затем, период захватов Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Греции, транспортная авиация люфтваффе буквально «силами одного парашютно-десантного полка» захватывала аэродромы, крепости и стратегически важные мосты. Парашютисты внезапно опускались с небес прямо на голову противника, подготавливая плацдармы для выгрузки основного десанта. Уже в мае 1940 года транспортным самолетам впервые пришлось снабжать по воздуху отрезанные во вражеском тылу войска. В дальнейшем эта их функция стала основной. Демянск, Холм, Сталинград, Тунис, Кубань, Крым, Корсунь, Каменец-Подольский и многие другие котлы, образовавшиеся вследствие гитлеровской стратегии «стоять до последнего», неизменно снабжались с помощью пресловутых «воздушных мостов». На последнем этапе войны к ним прибавились многочисленные города-«крепости»: Будапешт, Кёнигсберг, Бреслау, Дюнкерк, Лорьян и многие другие.

В этой книге на основе многочисленных, в основном зарубежных источников и архивных документов впервые подробно рассказано практически обо всех невероятных по накалу и драматизму операциях транспортной авиации люфтваффе с 1939 по 1945 г.