1.1. Тактическая организация японского флота в 1904-1905 годах.

После победы над Китаем в 1895 году Япония стала самой мощной морской державой на Дальнем Востоке. Следующий соперник, мешавший проникновению на Азиатский материк

- Россия, располагавшая в тех водах внушительной эскадрой, был гораздо серьезнее и борьба с ним однозначно требовала создания еще более значительного боевого флота, способного завоевать господство на море. Каким должен был стать этот флот, прекрасно представлял себе его главнокомандующий вице-адмирал барон Гоннохиойе Ямамото (1852-1933). На смену имеющимся эскадрам бронепалубных крейсеров он требовал построить морские силы из больших броненосцев и броненосных крейсеров. Разработанная им концепция “Флот 6-6” предусматривала наличие к началу войны с Россией по шесть кораблей обоих основных классов не старше 8 лет. При этом шесть броненосцев составляли бы основное ядро, а шестерка-броненосных крейсеров - “быстроходное крыло”, служащее для охвата головы или флангов строя противника в эскадренном сражении. Прообразом “быстроходного крыла” был знаменитый “летучий отряд”, принесший победу над китайцами в битве при реке Ялу 17 сентября 1894 года. Поддерживать броненосные корабли планировалось отрядами бронепалубных крейсеров, истребителей (эскадренных миноносцев) и миноносцев. Такую кораблестроительную программу Япония приняла в 1896 году, заказав все крупные корабли (постройка двух броненосцев уже заканчивалась в Англии) за границей.

Назначенный в 1898 году морским министром, Ямамото много внимания уделял и вопросам тактического использования современных морских сил. В том же году Департамент ВМФ принял “Критерии классификации боевых кораблей и миноносцев”, где четко указывались основные характеристики боевых единиц в соответствии с поставленными перед ними задачами. Далее Ямамото попросил талантливого штабного офицера капитан-лейтенанта Тецутаро Сато, часто называемого “японским Мэхеном”, разработать трактат о национальной обороне, где были бы отражены вопросы состава и организации флота, а также планы ведения боевых действий. Подготовленный в 1902 году этот трактат предполагал сводить корабли в боевые отряды - тактические организационные единицы, которые объединялись в эскадры: Первая эскадра- броненосцы, Вторая - броненосные крейсера, Третья - устаревшие корабли, пригодные для вспомогательных боевых операций, поддержки войск и береговой обороны. В состав каждой эскадры входило и по отряду из четырех бронепалубных крейсеров для несения дозорной и разведывательной службы, защиты от миноносцев и т.п. Основа ударной мощи, так называемый Соединенный Флот или Ренго Кантай (Кантай - флот, Кан - боевой корабль, Тай - отряд) состоял из Первой и Второй эскадр. В эскадренном сражении планировалось использовать в едином строю “Первый боевой отряд” из 6 линейных броненосцев (позднее 2 погибших заменили броненосными крейсерами) и “Второй боевой отряд” из 6 броненосных крейсеров. Такие совместные действия броненосцев и броненосных крейсеров обеспечили японцам в решающей морской битве при Цусиме 27—28 мая 1905 года исключительную тактическую гибкость, позволяя создавать численный перевес на отдельных этапах сражения над растянутой и неповоротливой русской боевой линией.

«Касаги» (вверху) и “Цусима” - типичные крейсера- разведчики времен русско-японской войны

«Касаги» (вверху) и “Цусима” - типичные крейсера- разведчики времен русско-японской войны

Действия же бронепалубных крейсеров во время войны не получили такой же блестящей оценки. Как разведчики, эти небольшие, слабо вооруженные и не такие уж быстроходные (19-22 узла) корабли совершенно не удовлетворяли командующего Соединенным Флотом адмирала Хейхатиро Того. Большую часть из них составляли так называемые “эльсвикские” крейсера (по названию английской фирмы Армстронга в Эльсвике, где строилось большинство из них), ставшие в 80-90 годах XIX века очень “модными” среди второстепенных морских держав, которым не по карману было строительство или покупка больших кораблей. “Эльсвикские” крейсера появились как альтернатива громоздким броненосцам в качестве кораблей для эскадренного боя и их главными “козырями” стали малые размеры, превосходство в скорости и солидное вооружение из 1—2 крупных и многочисленных скорострельных орудий. Логичным венцом их развития стали гораздо более мощные башенные корабли с броневым поясом и шесть таких крейсеров, незначительно отличавшихся друг от друга, японцы заказали в рамках кораблестроительной программы 1896 года. До ее реализации бронепалубные (“эльсвикские” и построенные в самой Японии по их подобию) крейсера составляли основу японского флота. Низведенные перед войной до кораблей, попросту говоря, обслуживающих главные силы, японские бронепалубные крейсера оказались мало приспособленными для отведенной им роли. Несмотря на проведенные модернизации, в ходе которых с них снимали крупные пушки, боевые марсы, меняли механизмы и оборудование, они оставались маломореходными, с недостаточной дальностью плавания и неважной остойчивостью. На малейшем волнении они резко теряли скорость и становились очень “мокрыми”, что практически лишало их возможности использовать свою артиллерию. И если при блокаде Порт-Артура от них не требовалось проводить дальний поиск противника, то в ожидании эскадры Рожественского адмирал Того не решился возложить только на них разведку в океане, а привлек еще множество вспомогательных крейсеров, переделанных из гораздо больших и мореходных торговых судов, которые и “открыли” русскую эскадру. К тому же в ходе войны выяснилось, что японские бронепалубные крейсера плохо “держат удар”, получая серьезные повреждения от одного-двух попаданий снарядов крупного или даже среднего калибра. Для разведчика, который в любую погоду после установления контакта с противником и нахождения некоторое время под его обстрелом должен был уйти от погони, это никуда не годилось.

Похожие книги из библиотеки

Броневой щит Сталина. История советского танка (1937-1943)

Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.Большинство немецких солдат, воевавших на Восточном фронте, неизменно называли три вещи, запомнившиеся им в ходе войны, – русские просторы, лютый мороз и массы советских танков. О танке Т-34 вспоминают и многие немецкие генералы, называя его "шедевром мирового танкостроения".Как, когда и почему родились те самые танки, что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей.

Минные заградители типа “Амур”. 1895-1941 гг.

В истории отечественного военно-морского флота заградители “Амур” и “Енисей” занимают особое место. Боевая служба этих кораблей подтвердила правильность выбора основных тактических характеристик и конструкторских решений. Оригинальный тип, удачный проект дополнялись хорошим качеством работы судостроителей Балтийского завода.

Оба транспорта имели скорость равную новейшим броненосцам и могли совершать в составе эскадры значительные морские переходы и выставить в кратчайшее время у берегов противника заграждения из 900 мин. Подобных кораблей не имел ни один флот мира.

Средний танк «Центурион»

В 1943 году британский генеральный штаб разработал тактико-технические требования к крейсерскому танку, способному бороться с новейшими представителями немецкого бронированного «зверинца». Толщина лобовой брони перспективной машины задавалась не менее 5 дюймов (125 мм) и определялась пробивной способностью снаряда 88-мм немецкой пушки. Толщина бортов должна была составлять 60% от лобовой брони. Предполагалось, что форма днища корпуса уменьшит поражающее действие противотанковых мин. Ходовую часть планировалось прикрыть фальшбортами для защиты от фаустпатронов. Кроме того, конструкторам предписывалось установить бензиновый двигатель «Метеор» — танковый вариант знаменитого авиационного мотора «Мерлин», которым оснащались легендарные «спитфайры». Танковая пушка в обязательном порядке должна была поражать «тигры», а в боекомплект— входить бронебойные подкалиберные снаряды. Подвижности машины на пересеченной местности придавалось большее значение, чем достижению высокой скорости движения по шоссе.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»

Вооруженные силы Японии. История и современность

В книге исследуется процесс зарождения и развития вооруженных сил империалистической Японии. На базе большого фактического материала, часть которого публикуется впервые, авторы рассматривают место и роль императорских армии и флота в агрессивной политике правящих кругов страны накануне и в годы двух мировых войн, основные направления и этапы послевоенного строительства вооруженных сил, их современное состояние, техническое оснащение, мобилизационные возможности, боевую подготовку, идеологическую обработку личного состава, военно-доктринальные взгляды японского командования.