5.9. Экипаж и обитаемость.

По проекту экипаж состоял из 727 человек, из которых 48 офицеры, но реально до модернизации он насчитывал 743- 761 человека — меньше, чем на типе “Миоко” (уменьшилось зенитное и торпедное вооружение). Поскольку ТА стояли на верхней палубе, для жилых помещений освободилась большая часть средней, а также пространства на нижней перед КО и за МО. Условия обитания, особенно для младших офицеров, стали значительно лучше, чем на типе “Миоко”. Благодаря хорошей вентиляции и кондиционированию воздуха не только в погребах, но и в постах УАО, эти крейсера были лучше приспособлены для действий в тропиках и в летний период.

В мирное время крейсера типа “Такао” использовались в качестве флагманов флота, что подразумевало расширение средств внутрикорабельной и радиосвязи, а также увеличение числа соответствующих помещений и наличие боевого поста увеличенного размера. Во время проектирования крейсеров типа “Миоко” Соединенный Флот в мирное время делился на два флота: Первый (линейный) и Второй (разведывательный), который формировался вокруг линейных крейсеров типа “Конго”. Но во время планирования постройки крейсеров типа “Такао” началась первая реконструкция типа “Конго”, которая снизила их скорость, что переводило их в ранг линейных кораблей. 30 ноября 1929 года было решено, что с постройкой второй эскадры 10000-тонных крейсеров Второй Флот будет группироваться вокруг крейсеров “класса А”. Именно по этой причине корабли типа “Такао” оборудовались флагманами флота. В военное время они должны были служить флагманами эскадр, имея дополнительные служебные и жилые помещения для штаба и эскадренного оркестра.

Похожие книги из библиотеки

Сверхсекретный Т-10

Этот тяжелый танк был принят на вооружение через полгода после смерти И.В. Сталина, поэтому привычную аббревиатуру «ИС» поменяли на T-10. Эта 50-тонная машина со 120-мм «щучьим носом» и мощнейшей пушкой, способной пробить более 200 мм брони, превосходила все танки всех вероятных противников Советской Армии и оставалась в строю 40 лет (последние «десятки» были сняты с вооружения только в 1993 году). Но при этом Т-10М является, пожалуй, наименее известным из отечественных танков, так как на экспорт он не поставлялся и был строжайше засекречен в СССР (даже руководство по его эксплуатации имело гриф).

Как этот танк показал себя в ходе операции «Дунай» по вводу наших войск в Чехословакию в 1968 году? Сколько на самом деле было произведено этих машин (в источниках «гуляли» самые разные цифры — от 1400 до 8000)? И почему Т-10 стал последним тяжелым танком Советского Союза?

Отвечая на все эти вопросы, новая книга ведущего историка бронетехники впервые восстанавливает полную историю создания, производства и сорокалетней службы последнего «супертанка» Сталина.

Покрышкин

Кадры решают все. А в переломное время, в экстремальных ситуациях, герои решают все, — считает автор книги о маршале авиации А. И. Покрышкине.

Именно Покрышкин стал ярчайшим выразителем тех перемен, которые сделали нашу армию 1941 года армией 1945 года. Он был первым из когорты тех, кто сломил боевой дух люфтваффе. По свидетельству известного ученого Ю. Н. Мажорова, который в годы войны служил в 1-й отдельной радиобригаде Ставки ВГК, лишь в трех случаях немцы переходили с цифровых радиосообщений на передачу открытым текстом: «Ахтунг, партизанен!» (внезапное нападение партизан); «Ахтунг, панцер!» (прорыв советских танков) и — «Ахтунг, Покрышкин!».

Знаменитый летчик никогда не был баловнем судьбы. Да и не могла быть легкой жизнь у человека, который, как говорит о нем один из его учеников, генерал-полковник авиации Н. И. Москвителев, «ни разу нигде не покривил душой, не сказал неправду». О многих перипетиях жизни летчика и военачальника впервые рассказано в этой книге.

Редчайшее сочетание различных дарований — летчика-аса, аналитика, командира, наставника — делает личность Покрышкина единственной в своем роде. Второй наш трижды Герой И. Н. Кожедуб всегда говорил, что учился у него воевать и жить, быть человеком…

Книга издается к 100-летнему юбилею Александра Ивановича Покрышкина.