4.2.2. Целенаправленность, гражданско-патриотическая и военно-профессиональная направленность воспитания военнослужащих

В воспитании вообще и военнослужащих в частности важнейшее место принадлежит принципу целенаправленности всех педагогических взаимодействий, влияний и воздействий. Великий отечественный педагог А. С. Макаренко утверждал, что без ясного «ощущения цели никакая воспитательная деятельность невозможна».

С точки зрения педагогического содержания всегда есть две стороны – целенаправленность любого воспитательного мероприятия или действия и целесообразность его осуществления. Цель, осознанная с учетом того, что должен получить воспитатель в результате своей деятельности, выступает как целенаправленность, а цель, осознанная в плане ее полезности, выступает как целесообразность. Перед командиром (начальником), приступающим к воспитательному влиянию и воздействию, стоят два основных вопроса: что он должен получить в результате воспитательных мероприятий и какую пользу принесут полученные результаты?

Целевые установки в воспитании военнослужащих могут быть представлены на различных уровнях. Первый – общая цель, определяемая на уровне требований общества, государства (например, воспитание человека-патриота, гражданина своего Отечества и т. д.). Второй уровень – особая цель (или группа целей), определяемая требованиями воинской службы, необходимостью воспитания защитника государства. Третий уровень – частная цель, определяемая на уровне индивидуального развития личности военнослужащего, требованиями самосовершенствования.

К числу требований и правил реализации данного принципа относятся:

ясное и четкое осознание и понимание субъектами и объектами целей воспитания;

четкая целенаправленность всех мероприятий воспитательной работы;

высокий уровень организации воспитательных воздействий;

целесообразный выбор тех или иных средств, методов, форм и приемов воспитательных воздействий;

связь воспитательной деятельности с жизнью, с конкретными задачами, которые решают военнослужащие, с условиями их службы;

настойчивость в достижении воспитательных целей;

формирование у военнослужащих положительного отношения к цели воспитания;

объективная, всесторонняя и систематическая оценка результатов воспитания.

В воспитании военнослужащих важен принцип гражданско-патриотической и военно-профессиональной направленности деятельности. Он отражает суть закономерной связи процесса воспитания с задачами формирования и развития у военнослужащего качеств гражданина-патриота и военного профессионала, убежденности в необходимости выполнения своего долга служения Отечеству, своему народу, в ответственности, чести и совести. Данный принцип требует, чтобы в содержании, организации и проведении любого воспитательного мероприятия, учебного занятия идеи гражданственности, патриотизма, военного профессионализма находили свое отражение, а воспитатели руководствовались ими в практической деятельности и служили образцом выполнения своего гражданского и воинского долга.

Принцип воспитания в различных видах деятельности военнослужащих отражает закономерную обусловленность формирования личности благодаря полезному труду. Условно последний можно подразделить на несколько основных видов.

1. Военно-профессиональный труд, связанный с выполнением обязанностей по службе, по видам Вооруженных Сил, по должностным обязанностям, их выполнению в различных условиях военной службы, особенно боевых.

2. Труд, связанный с множеством военных специальностей, каждая из которых требует формирования и развития, помимо общих, особых, специальных качественных характеристик.

3. Учебно-познавательная деятельность, обладающая большими возможностями для воспитания военнослужащих.

4. Общественный труд, связанный с организацией и проведением различных мероприятий в интересах решения воспитательных задач, участие всех военнослужащих в культурно-досуговой и спортивно-массовой работе. Данный вид деятельности направлен прежде всего на удовлетворение личных потребностей военнослужащего, развитие творческой самодеятельности, воспитание физической культуры, развитие духовных и физических способностей, необходимых для качественного выполнения воинского долга.

5. Хозяйственно-бытовой труд, связанный с участием военнослужащих в обслуживании военной техники и вооружения, в различного рода хозяйственных работах, в самообслуживании, в совершенствовании учебно-материальной базы, в борьбе со стихийными бедствиями и др.

6. Для командного состава особое значение в деле воспитания военнослужащих имеет управленческий труд, целенаправленная деятельность по руководству личным составом.

Каждый вид воинской деятельности имеет свою специфику. Вместе с тем реализация указанных принципов воспитания предполагает соблюдение ряда требований и правил:

целенаправленное и систематическое разъяснение целей и задач того или иного вида деятельности, социальной значимости воинского труда в обеспечении безопасности граждан, общества и государства;

воспитание у военнослужащих убежденности в необходимости личной высокоэффективной деятельности, положительного отношения к военной службе, к военной специальности;

высокая организация воинской деятельности, с учетом особенностей и возможностей военнослужащих, специфики целей и задач, которые ставятся и решаются, а также условий, в которых воины находятся;

установление ответственности за результаты деятельности, объективная оценка и педагогически правильное стимулирование данного вида деятельности;

включение в процесс профессиональной подготовки военнослужащих элементов состязательности в борьбе за точность и полноту выполнения нормативов, поддержание на занятиях духа соревновательности;

соблюдение постепенности в наращивании служебных, учебных, трудовых, физических нагрузок на молодых военнослужащих, особенно в период их адаптации к условиям военной службы;

сочетание напряженного труда военнослужащих с организацией культурного досуга, активного отдыха;

обеспечение личного примера в воинской деятельности командиров и начальников и т. д.

Похожие книги из библиотеки

Секретные автомобили Советской Армии

Новая книга от автора бестселлера «Автомобили Советской Армии»! Первая энциклопедия сверхсекретных проектов военного автопрома, неопровержимо доказывающая, что в этой области СССР был «впереди планеты всей» и что высшим достижением нашего автомобилестроения стали даже не всем известные массовые армейские машины, а разработанные в условиях абсолютной секретности уникальные многоосные полноприводные шасси для ракетных комплексов стратегического назначения, которые несли боевое дежурство в постоянном движении по специальным скрытным грунтовым дорогам и были фактически неуязвимы для противника. Непревзойденные скоростные амфибии и специальные плавающие грузовики, активные автопоезда и многосекционные транспортные средства, самые передовые агрегаты и материалы: многотопливные, газотурбинные, электрические и даже реактивные двигатели, сверхпрочные титановые сплавы – советские инженеры и конструкторы поистине не знали себе равных!

Новая энциклопедия ведущего историка автотехники, иллюстрированная сотнями эксклюзивных фотографий, дает полный обзор этих секретных разработок, на многие десятилетия обогнавших свое время и превративших СССР в лидера военного автомобилестроения.

Круглые суда адмирала Попова

Контр-адмирал (с 1873 г. вице-адмирал) Андрей Александрович Попов, пользуясь доверием генерал-адмирала, неофициально осуществлял функции генерального конструктора военно-морского флота страны. Этот талантливый и энергичный человек, грамотный моряк и судостроитель, сумел, опираясь на им же подобранных помощников, реализовать большинство своих идей, заложенных в проекты различных по назначению кораблей, в том числе: океанского броненосного крейсера «Генерал-Адмирал», мореходного броненосца «Петр Великий» и, наконец, круглых судов: броненосцев «Новгород» и «Вице-адмирал Попов», царской яхты «Ливадия». Споры вокруг достоинств этих круглых судов, не имевших аналогов в иностранных флотах, продолжаются и доныне. Тем интереснее будет читателю ознакомиться с фактической стороной истории создания этих кораблей, изложенной по материалам Российского государственного архива военно-морского флота (РГА ВМФ).

Основные боевые танки «Чифтен» и «Виккерс»

Подход к проектированию британского основного боевого танка резко отличался от такового в других странах Европы. Конец 1950-х гг. совпал по времени со всеобщим увлечением ракетным оружием. Считалось, что от ракеты не защитит никакая броня, а значит приоритет следует отдать скоростным качествам в ущерб защищенности. По такому пути пошли танкостроители с континента. Англичане, как и положено консерваторам, справедливо полагали, что появление ракет вовсе не отменяет обычную ствольную артиллерию и мины. На британцев большое впечатление произвел опыт, полученный при использовании танков «Центурион» в Корее, когда толстая броня не раз спасала танкистам жизнь. Опираясь на опыт войны в Корее, британцы сделали основной вывод: бронезащита перспективного танка ни в коем случае не должна приноситься в жертву подвижности и огневой мощи, а толщина брони — не уступать таковой у «Центуриона». При этом англичане хотели получить те же маневренные характеристики, что и их коллеги из Франции и ФРГ, а по огневой мощи превзойти их. Но сочетание толстой брони и мощной пушки вело к резкому росту массы танка, что, в свою очередь, заставило бы конструкторов искать такие технические решения, которые бы способствовали при данных требованиях к боевой машине повышению ее подвижности.

Японская императорская воено-морская авиация 1937-1945н

Японская военно-морская авиация сыграла очень большую роль в войне на Тихом океане и внесла свой вклад в победы, достигнутые Японией в первый период Второй мировой войны. Книга Тагая подробно описывает, как отбирались, проходили обучение, а затем и вели боевые действия пилоты Императорской военно-морской авиации Японии. Текст с иллюстрациями, которые помогают представить все элементы формы и снаряжения японских летчиков, воинов. Книга адресована широкому кругу читателей, увлекающихся военной историей.