1.3 K

Военная педагогика

5.1.2. Деятельность командира, военного педагога и морально-психологическое состояние педагогического коллектива

5.1.2. Деятельность командира, военного педагога и морально-психологическое состояние педагогического коллектива

Морально-психологическое состояние, степень его мотивирующего и стимулирующего влияния на личность военнослужащего показывают, насколько эффективна деятельность офицера, руководителя педагогического коллектива, и велика сила его положительного психолого-педагогического воздействия на подчиненных.

Ведущая роль качеств личности и стиля деятельности командира как военного педагога в формировании морально-психологического состояния определяется следующими обстоятельствами:

командир осуществляет административные функции; от него в той или иной мере зависят подбор кадров, поощрение или наказание членов коллектива, служебный рост, что, естественно, сказывается на самочувствии подчиненного и коллектива в целом;

в его обязанности входит организация службы, учебы, военно-профессиональной деятельности, а этот фактор прямо отражается на морально-психологическом состоянии;

командир выступает как воспитатель педагогического коллектива части; он должен формировать такие качества у подчиненных, которые обеспечивают активную, дружную и результативную учебно-воспитательную деятельность, что создает положительный настрой у всех.

Выделяют три стадии сплочения коллектива и соответствующие особенности деятельности руководителя:

1. Первая (начальная): формальная внешняя целостность при общей разобщенности. Командир формирует ядро коллектива – его актив. Стиль работы руководителя – постоянный строгий контроль деятельности подчиненных.

2. Вторая: все еще в значительной степени разобщены. Выделяются отдельные группы подчиненных, по-разному относящиеся к требованиям руководителя. Последние должны уже предъявляться не самим руководителем, а через заместителей, актив.

3. Третья: подлинная сплоченность коллектива. Стиль руководства – коллегиальный, демократический.

Командир выступает организатором деятельности педагогического коллектива, в которой достигается общий результат и реализуются способности и опыт отдельных его участников. Руководитель в коллективе выступает в качестве администратора, специалиста, общественного деятеля, воспитателя, авторитетного человека. Такие качества влияют на межличностное общение, формируют ценностно-ориентационное единство коллектива, готовность к взаимопониманию и взаимопомощи.

Анализируя личностные характеристики руководителя, способствующие жизнеустойчивости педагогического коллектива, можно выделить общие и специфические черты. Общие – это направленность личности, ее подготовленность, качества характера. Специфические – организаторские и коммуникативные способности, эмоционально-волевое воздействие, склонность к педагогической деятельности.

Деловое общение зависит и от внешнего облика руководителя – существенного психологического фактора. А. С. Макаренко, уделяя этому большое внимание, отмечал:

Я должен быть таким членом коллектива, который не только довлел бы над коллективом, но который также радовал коллектив. Я должен быть эстетически выразителен, поэтому я ни разу не вышел с непочищенными сапогами или без пояса. Я тоже должен иметь какой-то блеск, по силе и возможности, конечно.

Личное обаяние, аккуратность и строгость во внешнем облике – свидетельство общей культуры и воспитанности руководителя.

Личное обаяние – это искусная подача всех личностно-деловых качеств и умений руководителя, состоящих из нравственной характеристики, психологических знаний и умений, техники самопрезентации, визуального эффекта и др.

Когда говорят о личном обаянии педагога, используют термины фасцинация (эмоционально насыщенное воздействие на партнера по общению) и аттракция (возникновение привлекательности одного человека для другого).

Среди способов фасцинации выделяют прежде всего взгляд (он должен быть прямым, открытым, если и непреклонным, то нехолодным), особый голос (богатый в тембровом отношении, гибкий по модуляциям), просчитанный ритм речи (подобный хорошему музыкальному – то побуждающий, то успокаивающий, но не наскучивающий). Впрочем, фактор личного обаяния руководителя часто недооценивают.

В качестве важного критерия эффективности управленческой деятельности, а следовательно, и обеспечения высокого уровня морально-психологического настроя военнослужащих выступает авторитет командира, руководителя, так как он возникает в результате совместных действий и общения в социальной группе и служит своеобразным «продуктом» результативности групповой деятельности.

Авторитет– это социально-психологическое явление, выражающееся в возможности одного человека оказывать влияние на других.

Ряд специалистов считает, что в основе авторитета лежит комплекс социально-значимых свойств личности руководителя, опираясь на которые он вызывает побудительный эффект у подчиненных, завоевывает признание коллектива.

Различают авторитет официальный, должностной, определяемый занимаемой должностью, и личностный. Если должностной авторитет руководителя вытекает из сути системы военного управления, то личностный – это фактическое уважение, доверие подчиненных и то влияние, которым пользуется командир. Авторитет должности, воинского звания – это объективная основа, но она не обеспечивает автоматически и личностный авторитет. Его надо завоевывать, подкреплять, отстаивать. Когда же он есть, удается решать многие проблемы управления, избегая формализма.

Можно выделить ряд факторов, обусловливающих возникновение и развитие интегративных процессов в коллективе под воздействием руководителя: организованность, сработанность, сплоченность, взаимозаменяемость. Отсутствие таких факторов дестабилизирует морально-психологический климат коллектива, порождает конфликты.

В деятельности командира, направленной на обеспечение должного уровня морально-психологического состояния педагогического коллектива, следует учитывать и личностные проявления специфики педагогической деятельности. В исследованиях профессионально-педагогических коллективов выделены общие характерологические черты педагогов. Кроме таких положительных качеств, как более высокий интеллектуальный уровень, более широкий кругозор и т. д., чем у представителей ряда профессий, наблюдается и определенная профессиональная деформация, проявляются качества, которые способны изменить поведение человека на службе, в коллективе.

Педагогам свойственна завышенная самооценка. Данные исследований свидетельствуют о том, что зачастую она не совпадает с оценкой другими людьми. Общим для педагогов является и высокая критичность по отношению к коллегам, руководителям.

Систематические самонаблюдение и самоконтроль, которые характерны для всех педагогов, ведут к повышенной нервозности. Отсюда следует еще одна общая черта – склонность к гиперболизации происходящего. В результате возникают типичные заболевания.

Из сказанного понятно, что в педагогических коллективах очень быстро происходит «заражение» настроением, а потому часто отмечаются непродуктивные споры, ссоры, сплетни. Если в педагогическом коллективе сильны негативные явления (сплетни, консерватизм, ссоры и т. д.), то человек не чувствует себя защищенным, удовлетворенным. Стало быть, нужно воспитывать педагогов, а не только образовывать. И в данном случае именно от руководителя будет зависеть психологический климат в коллективе.

Н. В. Кузьмина, говоря о профессиональной деформации, замечает, что наблюдать ее можно в педагогических коллективах с непродуктивной творческой позицией: отсутствие интереса к научной, специальной и психолого-педагогической литературе, к опыту своих коллег и, самое печальное, к собственным учащимся. Люди, придерживающиеся этой позиции, хотят учить других, ни у кого не учась сами.

Данные исследований показывают, что уровень педагогического мастерства возрастными, а также половыми признаками не определяется. Нет однозначной связи между успешностью педагогической деятельности и стажем. Но довольно четко прослеживается влияние уровня образованности. Устойчивая связь наблюдается между самообразованием и успешностью педагогической деятельности.

Для офицера общение не только вид жизнедеятельности, но и составная часть его профессии. Можно выделить три главные причины низкой культуры общения офицеров:

1) не придает особого значения общению в учебно-воспитательном процессе и не утруждает себя тщательной организацией общения;

2) действует в педагогических ситуациях практически вслепую, не применяя психологических знаний;

3) недостаточна работа над повышением своей педагогической культуры как важного элемента военно-профессиональной культуры.

Вследствие этого и возникает в педагогическом коллективе множество конфликтов, которых можно было бы избежать.

Происходящая смена технико-технологической парадигмы управления на гуманистическую предполагает и новый, более высокий уровень общения, обогащение содержания, форм, знаний его социально-психологических особенностей, психологии личности. Современный человек, раскрепощенный в суждениях, подвергающий глубокой переоценке прежние ценностные ориентации, требует особого внимания.

В целом успешность выполнения офицером функций управления педагогическим коллективом, поддержания в нем здорового морально-психологического состояния обеспечивается наличием следующих личностных качеств:

целенаправленность (общая военно-профессиональная и педагогическая направленность личности и определяемая ими активность и инициативность);

профессиональная и психолого-педагогическая культура, эрудиция и компетентность;

решительность, творчество и новаторство;

организованность, исполнительность и требовательность к себе и другим;

общительность, развитые коммуникативные качества личности;

ответственность как проявление высокого самоконтроля.

Таким образом, для обучения и воспитания военнослужащих крайне важно формирование и функционирование в воинской части и подразделениях единого педагогического коллектива командного состава.

Условиями формирования педагогического коллектива оказываются:

единая педагогическая позиция его участников;

разнообразие творческих интересов и способностей руководящего состава;

культура общения командиров.

Похожие книги из библиотеки

Германские легкие крейсера Второй мировой войны

Пожалуй, как ни одна из других крупных морских держав, Германия очень четко выдерживала общую линию развития своих малых крейсеров. Только в самом начале строительства флота, в 80-е гг прошлого века, наблюдались колебания в выборе типа. Однако уже к середине 90-х гг выработался тип небольшого бронепалубного корабля водоизмещением 3000 т с вооружением из двенадцати 105-мм орудий, в принципе не менявшийся до русско-японской войны (все улучшения относились к механической установке, которая постепенно становилась все более мощной, в результате чего скорость возросла с 19-20 до 25-26 узлов). Знаменитые корсары «Эмден», «Кенигсберг», «Дрезден», «Карлсруэ», «Нюрнберг» принадлежали именно к этому типу.

Советские танки в бою. От Т-26 до ИС-2

Танк давно стал символом советской военной мощи. Сотни наших танков, поднятых на пьедестал, стоят по всей стране и половине Европы в качестве памятников Великой Победе.

Но вот парадокс — за 60 лет не было опубликовано ни единого серьезного исследования по боевому применению советских танков в годы Великой Отечественной войны. То есть об истории их создания, устройстве, ТТХ достойных работ предостаточно, но о советских танках в бою — не было ни одной.

ЭТА КНИГА — ПЕРВАЯ.

Ее автор, известный исследователь, признанный специалист по истории бронетехники, подробно рассказывает о боевом пути всех типов советских танков — легких, средних и тяжелых — накануне и во время Отечественной войны, об их боевых возможностях и особенностях боевого применения, о слабых и сильных сторонах, успехах и ошибках, поражениях и победах.

Уникальная и парадоксальная военная техника, т.2

В этой книге впервые собраны воедино сведения о самых невероятных порождениях военно-технической мысли — летающих танках, кривоствольном оружии, подводных самолетах, огромных орудиях и многом другом.

Читатель узнает об истории появления многих образцов такой необычной техники и причинах появления парадоксальных идей и проектов.