Фоккер E.III

Голландец Антони Фоккер переехал в Германию в 1912 году и организовал в Шверине небольшой самолетостроительный заводик. В Германию он прибыл именно потому, что здесь перед ним открывались перспективы, тогда как в Голландии будущее его было сомнительным. На родине Фоккер сумел построить в 1911 году несколько удачных монопланов под маркой «Спин» («паук»), но на этом возможности развития были исчерпаны. В Германии ему почти сразу удалось получить заказ на выпуск самолета «Спин-3». Но серия оказалась небольшой, а попытка развить конструкцию самолета кончилась неудачно. Фоккер даже подумывал скопировать французский «Моран Н», который больше всего напоминал его первые конструкции. В 1913 году Фоккер увидел «Моран Н» на авиационном показе в Йоганнистале, купил поврежденный экземпляр и отремонтировал его для своих задач. В середине года он создал копию самолета, назвав его М5К, а затем модифицировал его, так получился верхнеплан Мб. На базе Мб Фоккер создал более легкий верхнеплан М8, который прошел армейские испытания и пошел в серию под обозначением A.I. Затем Фоккер вернулся к концепции среднеплана, каким был М5. Уменьшив размах крыла и переработав хвостовое оперение он получил самолеты M5L (A.II) и М5К (А.1П). На М5 Фоккер установил пулемет «Парабеллум» с синхронизатором, так получился М.5/ MG он же E.I. Удалось построить три самолета E.I с номерами 1/15,2/15 и 3/15.

Самолет 2/15 пилот Курт Виттгенс продемонстрировал в Дёберице представителям генштаба и кайзеру. Полет и стрельбы прошли успешно и самолет направили в серийное производство. Сам Фоккер и лейтенант Отто Паршау облетели фронтовые аэродромы на самолетах 1/15 и 3/15, демонстрируя машины пилотам. В Дуэ, где дислоцировался 62-й дивизион. Фоккер оставил обе машины, чтобы пилоты могли с ними лучше ознакомиться. Так случилось, что в 62-м дивизионе в это время служили Макс Иммельман и Освальд Бёльке. Эти два величайших немецких пилота начали осваивать подаренные самолеты. Уже 1 августа 1915 года Иммельман сбил английский В.Е. 2с, а 19 августа Бёльке сбил Бристоль «Скаут». Другие пилоты дивизиона, также начали летать на «Фоккерах». Потери союзников на участке 62-го дивизиона резко возросли. Дело дошло до того, что ситуацию обсуждали на заседании Палаты Общин. Английские парламентарии постановили, что нужно сделать все, чтобы прекратить эту бойню. Использовался такой оборот, как «бич Фоккера» (Fokker scourge), самолеты В.Е. 2 назывались не иначе, как «корм для Фоккеров». Действительно, самолет «Фоккер Е.1», и последовавшие за ним E.II и E.III превосходили французские самолеты «Моран- Солнье L» и английские В.Е. 2. Хотя союзнические самолеты и были вооружены, они не имели шансов при встрече с немецким самолетом, вооруженным одним или двумя пулеметами с синхронизатором. В конце октября 1915 года на Западном фронте действовало только 26 «Фоккеров Е.III». но их эффективность была такой, что на каждого погибшего немецкого летчика приходилось 17 погибших летчиков Антанты! Союзники отдали приказ, чтобы каждый разведывательный самолет сопровождало по меньшей мере три истребителя. В свою очередь германцы, действовавшие до той поры индивидуально, разработали коллективную тактику, формируя боевые отряды (Kampfeinsitzer Kommando — КеК). Дословно немецкий термин переводится как боевая группа «одноместников», слова «истребитель» тогда еще не существовало. Напряженность боев непрерывно росла. Если в июле 1915 года состоялось 46 воздушных боев, то в декабре столько боев происходило за день! Бёльке был горячим сторонником и пропагандистом группового боя. непрерывно совершенствуя его тактику. В «личном зачете» он стал лучшим истребителем Германии. Летал он на новом «Фоккере E.IV» со сдвоенным ротационным двигателем мощностью 118 кВт и одерживал одну победу за другой. Но по ту сторону фронта конструкторы тоже не дремали, и самолеты E.I, Е.Ш постепенно сдавали позиции. Эпоха «Фоккеров Е» кончилась 5 января 1916 года, когда в 3-й эскадрилье появились «Ньюпоры 11». Союзникам удалось создать паритет. В июне 1916 года на Е.III погиб Макс Иммельман, прошитый очередью с английского F.E.2b из 25-й эскадрильи. Эта смерть оказалась символичной.

«Фоккер Е.III» 419/15 (M.14V). Самолет оснащен двигателем «Оберрусель» мощностью 73 кВт и вооружен пулеметом «Шпандау 08/15».

«Фоккер Е.III» 419/15 (M.14V). Самолет оснащен двигателем «Оберрусель» мощностью 73 кВт и вооружен пулеметом «Шпандау 08/15».

«Фоккер Е.III».

«Фоккер Е.III».

Погрузка боекомплекта для пулемета «Шпандау» на самолет «Фоккер Е.III».

Погрузка боекомплекта для пулемета «Шпандау» на самолет «Фоккер Е.III».

В конце 1916 года оставшиеся «Фоккеры Е.Ш» сняли с Западного фронта. Около 20 «Фоккеров» моделей M5L и E.I входили в состав австро-венгерской армии. Эти самолеты были вооружены австрийскими 8-мм пулеметами «Шварцлозе». Самолеты E.I- E.IV представляли собой одноместный среднеплан смешанной конструкции. Фюзеляж сваривался из стальных труб, сечение фюзеляжа прямоугольное, внутри имелись растяжки из стальной проволоки. Передняя часть фюзеляжа и капот двигателя имели алюминиевую обшивку, остальная часть фюзеляжа покрывалась тканью. Нижняя часть двигателя в целях лучшей вентиляции была открыта. Спереди кабину прикрывало лобовое стекло. Крылья деревянные, двухлонжеронные, прямые, без возвышения, тонкого профиля. без элеронов. Поперечное управление самолетом осуществлялось за счет скручивания крыла с помощью тяг. Шасси со стойками из трубок имели сложную конструкцию, ось колес разделенная, резиновый амортизатор. Хвостовое оперение плавающего типа без стабилизаторов. Рули из стальных трубок, обтянутых тканью. Самолет E.II1 пытались улучшить, установив на него мощный двигатель и два-три пулемета. Так появился самолет E.IV. Но характеристики этой машины оказались в итоге хуже, поэтому истребитель E.IV выпустили ограниченной серией всего в 90 экземпляров.

На самолете стоял ротационный двигатель «Оберрусель U0» мощностью 60 кВт (E.I и E.II), «Оберрусель U1» мощностью 75 кВт (Е.Ш) и «Оберрусель UIII» (биротационный) мощностью 118 кВт (E.IV). Винт двухлопастный деревянный фирмы «Гаруда». Топливный бак находился в фюзеляже за креслом пилота. Прототип M5/MG был вооружен одним пулеметом «Парабеллум 08/14» калибра 7,92 мм. На самолетах E.I-E.IV стояло по два или даже три пулемета «08 Стандарт Максим» калибра 7,92 мм с синхронизатором системы Шнайдера. Пулеметы имели ленточное питание, лента наматывалась на барабан, а стреляные гильзы собирались в контейнер у двигателя.

Австрийский «Фоккер В.II» № 03.82, выпущенный фирмой «Авиатик».

Австрийский «Фоккер В.II» № 03.82, выпущенный фирмой «Авиатик».

Конструктор и его детище. Антони Фоккер у самолета M.SL(A).

Конструктор и его детище. Антони Фоккер у самолета M.SL(A).

Носовая часть «Фоккера E.1V». Двойной ротационный двигатель «Оберрусель U.I1I» мощностью 117 кВт и три пулемета «Парабеллум».

Носовая часть «Фоккера E.1V». Двойной ротационный двигатель «Оберрусель U.I1I» мощностью 117 кВт и три пулемета «Парабеллум».

Тактико-технические данные

E.I E.II Е.III E.IV
Сухая масса, кг 357 399 399 465
Взлетная масса, кг 622 607 610 722
Размах, м 8,53 8,70 9,52 9,97
Длина, м 6,76 7,31 7,20 7,48
Высота, м 2,89 2,28 2,40 2,74
Плошадь крыла. м? 15 15 16 16
Макс. скорость, км/ч 132 136 140 159
Время набора 1000 м

5 3
Потолок, м 3048

3500 4114
Впемя полета, ч

1,5

Похожие книги из библиотеки

Me 262 последняя надежда Люфтваффе Часть 1

Вместе с окончанием II мировой войны подошла к концу и карьера боевых самолетов с поршневым двигателем. Появились первые конструкции, не требующие наличия винта для подъёма в воздух. Реактивные самолеты развивались по обе стороны фронта и везде работам над ними придавали большое значение, потому что они открывали перед авиацией совершенно новые горизонты. Разработка некоторых из этих машин продвинулась так далеко, что они успели принять участие в боях последних месяцев войны. Самым известным из них был Messerschmitt Me 262 Schwalbe («Ласточка») — последняя надежда Третьего рейха преодолеть превосходство союзников в воздухе. Исход войны этот самолет, конечно, не изменил, но зато он открыл совершенно новую эру в истории авиации — эру реактивную.

Противотанковая артиллерия Вермахта во Второй Мировой войне. От «дверных колотушек» до «убийц танков»

Если верить статистике, во всех сражениях Великой Отечественной, включая знаменитую Прохоровку, наши танкисты несли самые тяжелые потери отнюдь не от немецких панцеров — наиболее опасным противником были не знаменитые «Тигры», «Пантеры» и «Фердинанды», не легендарные «Штуки», не саперы и фаустники, не грозные зенитки «Ахт-Ахт», a Panzerabwehrkanonen — немецкая противотанковая артиллерия. И если в начале войны сами гитлеровцы окрестили свое 37-мм противотанковое орудие Раk 35/36 «дверной колотушкой» (фактически бесполезное против новейших КВ и «тридцатьчетверок», оно тем не менее жгло как спички БТ и Т-26), то ни 50-мм Раk 38, ни 75-мм Раk 40, ни 88-мм Раk 43, ни сверхмощное 128-мм Раk 80 пренебрежительных кличек никак не заслуживали, став настоящими «убийцами танков». Непревзойденная бронепробиваемость, лучшая в мире оптика, низкий малозаметный силуэт, великолепно подготовленные расчеты, грамотные командиры, превосходная связь и артразведка — несколько лет германская ПТО не знала себе равных, а наши противотанкисты превзошли немецких лишь в самом конце войны.

В этой книге вы найдете исчерпывающую информацию обо всех противотанковых артсистемах, состоявших на вооружении Вермахта, в том числе и трофейных, — об их достоинствах и недостатках, организации и боевом применении, поражениях и победах, а также совсекретные отчеты об их испытаниях на советских полигонах. Издание иллюстрировано эксклюзивными чертежами и фотографиями.

300 лет российской морской пехоте, том I, книга 1

27 ноября 2005 г. исполнилось 300 лет морской пехоте России. Этот род войск, основанный Петром Великим, за три века участвовал во всех войнах, которые вела Российская империя и СССР. На абордажах, десантах и полях сражений морские пехотинцы сталкивались с турками и шведами, французами и поляками, англичанами и немцами, китайцами и японцами. Они поднимали свои флаги и знамена над Берлином и Веной, над Парижем и Римом, над Будапештом и Варшавой, над Пекином и Бейрутом. Боевая карта морской пехоты простирается от фьордов Норвегии до африканских джунглей.

В соответствии с Планом основных мероприятий подготовки и проведения трехсотлетия морской пехоты, утвержденным Главнокомандующим ВМФ, на основе архивных документов и редких печатных источников коллектив авторов составил историческое описание развития и боевой службы морской пехоты. В первом томе юбилейного издания хронологически прослеживаются события от зарождения морской пехоты при Петре I и Азовского похода до эпохи Николая I и героической обороны Севастополя включительно. Отдельная глава посвящена частям-преемникам морских полков, история которых доведена до I мировой и Гражданской войн.

Большинство опубликованных в книге данных вводится в научный оборот впервые. Книга содержит более 400 иллюстраций — картины и рисунки лучших художников-баталистов, цветные репродукции, выполненные методом компьютерной графики, старинные фотографии, изображения предметов из музейных и частных коллекций, многие из которых также публикуются впервые. Книга снабжена научно-справочным аппаратом, в том числе именным указателем более чем на 1500 фамилий.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся военной историей, боевыми традициями русской армии и флота, а также всем, кто неравнодушен к ратному прошлому Отечества.

Легкий танк «Стюарт»

Легкий танк "Стюарт" в определенном смысле можно считать уникальной боевой машиной. Это самый массовый легкий танк Второй мировой войны — выпущено 22 716 единиц. В ходе войны в его адрес высказывались самые противоречивые оценки. С одной стороны — весьма положительные от англичан, с другой — совсем нелестные от советских танкистов.

Приложение к журналу «МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР»