Кампания в Центральной Мексике

1847, март, 9. Скотт прибывает в окрестности Веракруса. Транспорты с 10-тысячным десантом на борту в сопровождении эскадры коммодора Дэвида Коннора беспрепятственно пристают к берегу. Начинается осада города-крепости.

1847, март, 27. Взятие Веракруса. После пятидневной бомбардировки с суши и моря 5-тысячный гарнизон города вынужден сдаться. Потери с обеих сторон невелики: американцы теряют 82 солдата убитыми и ранеными, а мексиканцы —180 человек, из которых 100 —гражданские лица. Скотт с 8,5-тысячным корпусом тут же отправляется на запад, к Халапе, чтобы уйти из низины, где велика опасность заболевания желтой лихорадкой.

1847, апрель, 18. Сражение при Серро-Гордо. Санта-Ана с 12-тысячной армией держит оборону в укрепленной теснине. Его фланги находятся под надежным прикрытием. Военные инженеры Скотта (в числе которых капитаны Роберт Э. Ли, Джордж Б. Макклеллан и Джозеф Е. Джонстон, а также лейтенант Пьер Дж. Т. Борегард) проводят разведку и обнаруживают безопасный проход в горах. Скотт поспешно проводит по нему свои главные силы и окружает неприятеля. После ожесточенной схватки мексиканцы разбиты наголову. Они теряют 1 тыс. человек убитыми и ранеными; 3 тыс. попадает в плен. Захвачено более 40 орудий и 4 тыс. винтовок. Потери американцев составляют 64 убитыми и 353 ранеными.

1847, май, 15. Взятие Пуэблы. После этого Скотт останавливается в 120 км от Мехико. К тому времени у него остается всего 5280 солдат. У остальных 4 тыс. заканчивается срок службы, и они распущены по домам.

1847, август, 7. Наступление на Мехико. Оставив в Пуэбле раненых и небольшой гарнизон, Скотт умышленно перерезает все связи с внешним миром. Узнав об этом, Веллингтон выразил мнение иностранного военного наблюдателя: «Скотт погиб. Он не сможет взять город и не сможет отступить на свою базу». Санта-Ана обороняет столицу с 30-тысячной армией. Обнаружив, что прямой путь через Аютлу непроходим (август, 12), Скотт идет в обход на юг, где тоже сталкивается с крупными силами вблизи Контрераса и Чурубуско. Скотт, у которого остается запас продовольствия всего на четыре дня, решает атаковать сразу оба расположения противника (август, 19). Его решению способствует эффективная разведка, проведенная военными инженерами. Они находят не отмеченную на карте горную тропу, которая ведет к мексиканским позициям.

1847, август, 20. Сражение под Контрерасом. Американцы захватывают противника врасплох, на рассвете штурмуют его высокогорную позицию и обращают в бегство. Здесь находятся и те два орудия, которые были захвачены мексиканцами в битве при Буэна-Виста.

1847, август, 20. Сражение под Чурубуско. Почти одновременно другая американская колонна прорывается к укрепленному монастырю и штурмует его. Оба сражения оказываются кровопролитными. У американцев 137 погибших, 877 раненых и 38 пропавших без вести, у мексиканцев 297 убитыми и ранеными, 2637 попавших в плен и 3 тыс. пропавших без вести. Скотт теряет седьмую часть своих боеспособных солдат, а Санта-Ана – треть армии. Мексиканцы отступают за стены укрепленного города, оставив сильные отряды в крепости Чапультепек и под ее стенами.

1847, август, 25 —сентябрь, 6. Перемирие. Мирные переговоры ни к чему не приводят. Скотт тут же возобновляет наступление.

1847, сентябрь, 8. Сражение под Молино-дель-Рей. 12-тысячный мексиканский гарнизон, охраняющий пушечный литейный завод и старый форт в окрестностях Чапультепека, разгромлен в результате атаки американцев, продолжавшейся в течение всего дня. Американцы теряют 116 убитыми и 655 ранеными, мексиканцы —2 тыс. убитыми и ранеными, 700 взято в плен. В распоряжении Скотта остается всего 7500 боеспособных солдат.

1847, сентябрь, 13. Битва у Чапультепека.

1847, сентябрь, 13. Битва у Чапультепека.

Крепость, стоящая на возвышенности, остается последним препятствием на пути к Мехико. Американцы обстреливают ее (сентябрь, 12) и на следующий день берут штурмом. Скалистые склоны и крепостные стены форта преодолеваются с помощью веревочных лестниц. 100 кадетов мексиканского военного училища героически держат оборону. Тем временем остальные американские части под огнем противника спускаются по холму к воротам Мехико Сан-Косме и Белен. Потери американцев —130 убитых и 703 раненых. Мексиканцы теряют 1800 солдат только под стенами Чапультепека; полное число их потерь неизвестно. Среди американцев особенно отличаются лейтенанты У.С. Грант и Т.Дж. Джексон.

1847, сентябрь, 14. Взятие Мехико. Войска Скотта всю ночь готовятся к штурму города. Однако главные силы Санта-Аны с наступлением темноты отступают. На рассвете еще до начала бомбардировки остатки гарнизона Мехико сдаются. Войска Скотта захватывают город.

1847, сентябрь, 14 —октябрь, 12. Осада Пуэблы. Мексиканские войска, осаждающие американский гарнизон, в конце концов отброшены американскими частями, подошедшими из Веракруса.

1847, сентябрь —1848, февраль. Мирные переговоры. Пока в Гуадалупе-Идальго идут переговоры о мире, в результате политического крючкотворства в правительственных кругах Вашингтона Скотт отстраняется от командования и отправляется в отставку по сфабрикованному обвинению, которое позже снимается. Скотта чествуют как национального героя. Конгресс представляет его к золотой медали за успешную операцию. По иронии судьбы, эту медаль ему вручает президент Полк.

1848, февраль, 2. Мирный договор в Гуадалупе-Идальго. Он утверждает южную границу Техаса и передает под юрисдикцию США территории, где сейчас расположены штаты Калифорния, Невада, Юта, большая часть Аризоны и Нью-Мексико, а также часть территории Колорадо и Вайоминга. США выплачивают Мексике 15 млн долларов. Американские войска выводятся из Мехико (июнь, 12) и Веракруса (август, 2). Тем временем договор ратифицируется (июль, 4).

Похожие книги из библиотеки

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.

Сухопутные линкоры Сталина

Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.

Все авиа-шедевры Мессершмитта. Взлет и падение Люфтваффе

Как бы ни были прославлены Юнкерс, Хейнкель и Курт Танк, немецким авиаконструктором № 1 стали не они, а Вилли МЕССЕРШМИТТ.

Эта книга – первая творческая биография гения авиации, на счету которого множество авиашедевров – легендарный Bf 109, по праву считающийся одним из лучших боевых самолетов в истории; знаменитый истребитель-бомбардировщик Bf 110; самый большой десантный планер своего времени Ме 321; шестимоторный военно-транспортный Ме 323; ракетный перехватчик Ме 163 и, конечно, эпохальный Ме 262, с которого фактически началась реактивная эра. Случались у Мессершмитта и провалы, самым громким из которых стал скандально известный Ме 210, но, несмотря на редкие неудачи, созданного им хватило бы на несколько жизней.

Сам будучи авиаконструктором и профессором МАИ, автор не только восстанавливает подлинную биографию Мессершмитта и историю его непростых взаимоотношений с руководством Третьего Рейха, но и профессионально анализирует все его проекты.

Воздушные извозчики вермахта. Транспортная авиация люфтваффе 1939–1945

Изначально этот род авиации, оснащенный в основном неуклюжими с виду трехмоторными самолетами Ju-52, был создан в Третьем рейхе для обслуживания парашютно-десантных войск. Впервые воздушные десанты были использованы во время Польской кампании. Затем, период захватов Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Греции, транспортная авиация люфтваффе буквально «силами одного парашютно-десантного полка» захватывала аэродромы, крепости и стратегически важные мосты. Парашютисты внезапно опускались с небес прямо на голову противника, подготавливая плацдармы для выгрузки основного десанта. Уже в мае 1940 года транспортным самолетам впервые пришлось снабжать по воздуху отрезанные во вражеском тылу войска. В дальнейшем эта их функция стала основной. Демянск, Холм, Сталинград, Тунис, Кубань, Крым, Корсунь, Каменец-Подольский и многие другие котлы, образовавшиеся вследствие гитлеровской стратегии «стоять до последнего», неизменно снабжались с помощью пресловутых «воздушных мостов». На последнем этапе войны к ним прибавились многочисленные города-«крепости»: Будапешт, Кёнигсберг, Бреслау, Дюнкерк, Лорьян и многие другие.

В этой книге на основе многочисленных, в основном зарубежных источников и архивных документов впервые подробно рассказано практически обо всех невероятных по накалу и драматизму операциях транспортной авиации люфтваффе с 1939 по 1945 г.