Операции в Центральной Маньчжурии

1904, июнь, 14–15. Сражение под Телиссу. Остановлено 2-й японской армией под командованием генерала Оку. Штакельберг переходит в оборону, Оку атакует. После ожесточенного сражения Штакельберг отступает, избегая окружения. Русские теряют 3600 из 25 тыс., японцы —1 тыс. из 35 тыс. Продолжая наступать, Оку атакует при Ташихии русский арьергард под командованием генерала Зарубаева, который успешно отбивает атаку, заняв оборону (июнь, 24). Оку теряет в сражении 1200 солдат.

1904, июль, 17–31. Сражение на реке Мотейнлун. Корпус прикрытия Келлера к юго-востоку от Ляояна атакует армию Куроки, наступающую со стороны реки Ялу, и наносит ей поражение. Куроки предпринимает ответную атаку (июль, 31), но встречает ожесточенное сопротивление.

1904, август, 1—25. Отступление русской армии. Куропаткин начинает оттягивать все свои передовые силы к Ляояну, где встречаются армии Куроки, Нодзу (подходящего со стороны побережья) и Оку.

1904, август, 25 —сентябрь, 3. Битва под Ляо-яном. Фельдмаршал Ивао Ояма, командующий всеми японскими армиями в Маньчжурии, концентрирует три своих армии против хорошо укрепленных позиций Куропаткина вблизи Ляояна. Объединенная 125-тысячная армия Ояма выступает против 158-тысячной русской армии, получившей в подкрепление корпус, прибывший из европейской части России. Куропаткин предпринимает наступление, которое останавливается у его собственных аванпостов. Русские войска предпринимают вторую атаку, сконцентрировав главный удар на 1-й армии Куроки, занимающей левый фланг японцев, но из-за плохого командования атака отбита. Как обычно, яростный натиск японцев компенсирует численное превосходство русских. Результаты сражения ничего не меняют ни для одной из сторон. Японцы теряют 23 тыс., русские 19 тыс. Однако Куропаткин считает русскую армию разгромленной и начинает организованное отступление к Мукдену. Ояма преследует Куропаткина, но отважный русский арьергард отбивает все его атаки.

1904, октябрь, 5—17. Битва под Шахэ. Куропаткин, пополнив армию резервами до 200 тыс., выступает против 170-тысячной армии Оямы, как обычно сконцентрировав главный удар на 1-й армии Куроки, теперь расположенной на правом фланге. Пока Куроки, окопавшись, сдерживает атаку русских, Ояма концентрирует силы и яростно атакует ослабленный центр Куропаткина. Атака оказывается настолько стремительной, что Куропаткин останавливает наступление на своем левом фланге и перебрасывает часть войск в центр (октябрь, 13). Стороны продолжают сражение (октябрь, 16–17), но никто не имеет перевеса. В общей сложности русские теряют 40 тыс., японцы —20 тыс. Обескровленные армии окапываются на своих позициях.

1905, январь, 26–27. Сражение при Сандепу (Хейкоутай). Пополнившись резервами до 300 тыс. и перегруппировав силы, Куропаткин создает три новые армии: под командованием Линевича, Гриппенберга и Каульбарса – и предпринимает наступление, пытаясь разгромить три армии Оямы общей численностью 200 тыс. до подхода из Порт-Артура 3-й армии Ноги. Русские атакуют в сильную метель и близки к победе. Если бы Куропаткин воспользовался первоначальным количественным преимуществом и действовал более энергично, исход войны мог бы быть совсем иным. В данном же случае после двухдневного ожесточенного сражения контратаки Оямы вынудили русскую армию перейти к позиционным военным действиям.

1905, февраль, 21 —март, 10. Битва под Мукденом. Армии противников, равные по численности (каждая примерно по 310 тыс.), окопавшись, противостоят друг другу на фронте протяженностью 65 км. Ояма приказывает 3-й армии Ноги обойти правый фланг русской армии, пытаясь создать угрозу окружения. В конце первого дня битвы русский правый фланг (армия Каульбарса) был отброшен так, что оказался развернутым фронтом на запад вместо первоначального юга. За атакой японцев следует контратака русских. Куропаткин перебрасывает резервы, чтобы укрепить свой дрогнувший правый фланг. Попытки армии Оямы обойти правый фланг русских оказываются безуспешными, хотя передовым частям японцев после двух недель непрерывных боев фактически удается вступить в Мукден. Ояма укрепляет резервами армию Ноги, что позволяет японцам совершить еще одну попытку обхода Каульбарса. После трехдневного сражения (март, 6–8) правый фланг русских отброшен в очередной раз, и Куропаткин начинает опасаться за свои коммуникации. Он искусно выходит из боя и отступает на Тилин (Тейлин) и Харбин. Русская армия терпит поражение, но она отнюдь не разгромлена. Потери русских составляют почти 100 тыс. солдат, множество орудий и обозов. Потери японцев —70 тыс. Это последняя из сухопутных битв Русско-японской войны.

Похожие книги из библиотеки

Сухопутные линкоры Сталина

Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.

Израильские танки в бою

Крошечный Израиль по праву считается третьей (после Рейха и СССР) великой танковой державой, что неудивительно: израильтяне – самые воевавшие танкисты второй половины XX века, грандиозные танковые сражения Шестидневной войны и войны Судного Дня по размаху, напряженности и динамизму не уступают битвам Второй Мировой, а легендарную «Меркаву» не зря величают одним из лучших современных танков (если не самым лучшим), который доказал свою высочайшую эффективность как на войне, так и в ходе антитеррористических операций.

Новая книга ведущего историка бронетехники воздает должное еврейским «колесницам» (именно так переводится с иврита слово «меркава»), восстанавливая подлинную историю боевого применения ВСЕХ типов израильских танков во ВСЕХ арабо-израильских войнах и опровергая множество мифов и небылиц, порожденных режимом секретности, с которой на Святой Земле все в порядке – СССР отдыхает! Эта книга – настоящая энциклопедия израильской танковой мощи, иллюстрированная сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий.

Пистолеты и револьверы. Выбор, конструкция, эксплуатация

В книге изложены история, конструктивные и эксплуатационные особенности наиболее интересных и выдающихся образцов автоматических пистолетов и револьверов – от самого зарождения этого класса оружия до наших дней. Книга рассчитана не на профессионалов стрелкового дела, а на тех мужчин, кто хочет вступить в «оружейный мир» уже вооруженный знаниями – об оружии, его истории, удобстве использования и предназначении.

Кроме того, книга поможет определиться тем, кто в данный момент выбирает для себя гражданское оружие самообороны, и сделать выбор, который, возможно, однажды спасет вам жизнь.

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.