Западный фронт

Начальные сражения

1914, август, 3—20. Вторжение в Бельгию. Специально подготовленные части особого назначения

2-й германской армии численностью около 30 тыс. под командованием генерала Отто фон Эммиха пересекают бельгийскую границу между Арденнами и Голландией по узкому коридору, прикрываемому оборонительными укреплениями Льежа, одной из мощнейших крепостей Европы. В ночной атаке (август, 5–6) немцы прорывают внешнее кольцо обороны, состоящее из 12 фортификационных сооружений. Затем начинается ожесточенное сражение, в котором со стороны Германии особо отличается генерал-майор Эрих Ф. Людендорф, а со стороны Бельгии – комендант крепости генерал Жерар М. Леман. Обстрел из 42-сантиметровых гаубиц (самых тяжелых из применявшихся до настоящего времени) разрушает железобетонные куполообразные оборонительные укрепления бельгийцев. Льеж капитулирует (август, 16). 1-я (под командованием генерала Александра фон Клука) и 2-я (под командованием генерала Карла фон Бюлова) германские армии проходят через льежский коридор и форсируют реку Мёз (Маас). Наскоро мобилизованная бельгийская армия отброшена к северу при Тирлемоне (август, 18–19), после чего немцы занимают Брюссель (август, 20). После ряда стычек на реке Мёз (август, 12–16) бельгийская армия, которой командует лично король Альберт, отступает в крепость Антверпен.

1914, август, 14–25. Сражения на границах. Германские и англо-французские армии встречаются лицом к лицу одновременно на четырех направлениях.

1914, август, 14–22. Сражение в Лотарингии.

После отвлекающего наступления французской правофланговой Эльзасской армии (под командованием генерала Поля По) на Мюлуз в Эльзасе (август, 8) следует полномасштабное наступление на юго-восток от Меца 1-й (генерал Огюст Добель) и 2-й (генерал Ноэль де Кастельно) французских армий (август, 14–18). После запланированного отступления 6-я (принц Рупрехт Баварский) и 7-я (генерал Иозиас фон Геринген) германские армии переходят в стремительное контрнаступление. Французы отброшены к укрепленным высотам Нанси, где они с трудом останавливают немцев. Решающую роль в обороне Нанси играет французский Двадцатый корпус под командованием Фердинанда Фоша.

1914, август, 20–25. Сражение в Арденнах. Наступающие 3-я (генерал Пьер Рюффе) и 4-я (генерал Фернан де Лангль де Кари) французские армии натыкаются на стремительную контратаку 4-й (герцог Альбрехт Вюртембергский) и 5-й (кронпринц Вильгельм) германских армий, развернувшихся в ходе маневра, предусмотренного планом Шлиффена. После ожесточенного четырехдневного сражения французы под натиском превосходящих сил противника с огромными потерями отступают на запад от реки Мёз, чтобы перегруппироваться и закрепить свой правый фланг у крепости Верден.

1914, август, 22–23. Сражение на Самбре. На северном направлении 1-я, 2-я и 3-я (генерал Макс фон Хаузен) германские армии начинают развертывать широкое наступление на запад и юго-запад. В соответствии с экстренными положениями плана XVII Жоффр приказывает 5-й французской армии (генерал Шарль Ланрезак), дислоцированной в треугольнике между реками Самбра и Мёз, противостоять этому неожиданному продвижению. 2-я и 3-я германские армии наносят удар по армии Ланрезака юго-западнее Намюра и отбрасывают ее. Бельгийский гарнизон, обороняющий Намюр, после непродолжительной осады и массированного обстрела из тяжелых орудий армии фон Бюлова вынужден капитулировать (август, 20–25).

1914, август, 23. Сражение при Монсе.

1914, август, 23. Сражение при Монсе.

Британские 100-тысячные экспедиционные войска (фельдмаршал сэр Джон Френч) в составе четырех дивизий быстро форсируют Ла-Манш и концентрируются в окрестностях Ле-Като, слева от расположения 5-й французской армии. По просьбе Жоффра британцы входят в Бельгию совместно с наступающей армией Ланрезака и движутся к Намюру (август, 21). Вблизи Монса британцев атакуют главные силы 1-й германской армии фон Клука. Несмотря на численный перевес противника, англичане героически сражаются и наносят прицельным винтовочным огнем большой урон сконцентрированным немецким частям. Сэр Джон Френч готовится продолжать бой на следующий день, но отступление 5-й французской армии Ланрезака с позиций на Самбре лишает его поддержки. Под покровом ночи британцы отходят. Френч тяжело переживает это несогласованное отступление, которое, как он считает, едва не приводит к уничтожению британских экспедиционных войск.

Комментарий. Французское наступление потерпело полный провал. Французская армия потеряла 300 тыс. солдат. Но Мольтке переоценил успех Германии. Коммуникации немецких армий были растянуты, а поступающие сведения зачастую оказывались неверными. Решив, что его успех в Лотарингии означает полную победу, он отдает приказ армиям левого фланга продолжать наступление на укрепленные высоты Нанси, чтобы окружить с флангов всю французскую действующую армию. Сражения в Арденнах и на Самбре он также считает решающими и отдает приказ армиям правого фланга продолжать наступление, развернувшись полукругом, с дальнейшим развертыванием 1-й армии к западу от Парижа. Он решает перебросить в поддержку 6-й и 7-й армиям резервные части, первоначально предназначенные для подкрепления армий правого фланга, чтобы усилить новое наступление на Лотарингию. Уверенный, что французские армии находятся на грани поражения, Мольтке также откомандировывает два корпуса с правого фланга, поспешно перебрасывая их по железной дороге на Восточный фронт, где русские армии проявляют неожиданную инициативу. (По иронии судьбы, нехватка именно этих двух корпусов сыграла роковую роль в исходе битвы на Марне, хотя после сражения при Танненберге необходимость их присутствия на Восточном фронте отпала.) В результате этой и других перебросок сил для сдерживания наступления бельгийской армии под Антверпеном и осады французской крепости Мобеж три правофланговые германские армии были обескровлены: из 16 корпусов осталось только 11. Таким образом, и без того скорректированный план Шлиф фена, делающий ставку на сокрушительный удар армиями правого фланга, еще более отклонился от исходной концепции его создателя.

С другой стороны, Жоффр держал тесную связь с подчиненными ему командующими и всегда был в курсе текущих событий. Он знал, что, несмотря на поражения, войска еще сохранили высокий боевой дух. Кроме того, он знал план наступления германских армий. Несмотря на провал его собственного плана XVII, Жоффр спокойно готовился к контрнаступлению. Его план был точной противоположностью плана Шлиффена и предусматривал разворот французских армий вокруг Вердена и высот Нанси, причем 1-я и 2-я французские армии получили приказ держаться любой ценой. В то время как 3-я, 4-я и 5-я армии, а также британские экспедиционные войска продолжали отступать на юго-восток, Жоффр сформировал из частей правого фланга две новые армии, пополнив их резервами из внутренних областей Франции. 6-я армия под командованием генерала Мишеля Ж. Монури должна была сконцентрироваться вначале вблизи Амьена, а затем в окрестностях Парижа, западнее германского правого фланга, и приготовиться к наступлению на восток. 9-я под командованием генерала Фоша должна была сконцентрироваться в тылу между 4-й и 5-й армиями и стать резервом для отражения главного удара германских армий. Эту контратаку следовало предпринять, когда четыре союзные армии левого фланга отойдут к генеральной линии обороны, простирающейся от реки Соммы до Вердена.

1914, август, 25–27. Сражение при Ле-Като. Британские экспедиционные войска маршала Френча, отражая сильный натиск 1-й германской армии, целый день ведут арьергардные бои. Пытаясь выстоять, а затем вывести из окружения свой измотанный Второй корпус, генерал Хорас Смит-Дорриен вступает в самое ожесточенное сражение из всех, в которых приходилось участвовать британской армии со времен Ватерлоо. Этот корпус прорывает двойное кольцо главных сил армии Клука. С наступлением ночи выжившие соединяются с остальными британскими частями. Это достается им дорогой ценой: потери 40-тысячного корпуса составляют 7800.

1914, август, 29. Сражение при Гюизе. С целью оттянуть часть немецких сил от британских экспедиционных войск Жоффр приказывает 5-й французской армии, уже сдерживающей натиск 2-й германской армии, развернуться на 90 градусов на запад и атаковать левый фланг 1-й германской армии. Первая атака безуспешна, но генерал Луи Франше д’Эспере, командующий Первым корпусом армии Ланрезака, стремительно выходит из резерва, чтобы нанести удар и остановить наступающую 2-ю германскую армию. Это обеспечивает первый тактический успех французов в данной кампании. Бюлов призывает на помощь армию Клука (август, 30).

1914, август, 30 —сентябрь, 2. Первая дилемма Клука. 1-я германская армия отбрасывает британские экспедиционные войска на своем фронте. Клук считает, что на время они выведены из игры. На правом фланге происходят небольшие стычки с французами (полками вновь созданной 6-й армии Монури, но Клук считает их просто разрозненными частями, не имеющими большого значения). На левом фланге Бюлов просит помощи. Агрессивный Клук, думая, что в данный момент 5-я французская армия находится на левом фланге противника, и не имея возможности связаться с Мольтке, перестает следовать плану Шлиффена. Он переносит направление удара на юго-восток с целью атаковать 5-ю французскую армию с обоих флангов (август, 31). В результате этой переброски ему приходится пройти восточнее (а не западнее) Парижа, не имея никаких сведений о концентрации французских войск в укрепленных предместьях столицы. Ко 2 сентября левый фланг армии Клука дислоцируется на Марне при Шато-Тьерри, а его правый фланг располагается на реке Уаза вблизи Шантийи.

1914, сентябрь, 1–2. Реакция Жоффра. Узнав из донесений разведки с воздуха об изменении направления удара германской армии, Жоффр приказывает 6-й армии завершить концентрацию в предместьях Парижа. Он приказывает продолжать общее отступление до тех пор, пока 5-й армии не перестанет грозить окружение. Таким образом, Жоффр вынужден отменить свой первоначально запланированный контрудар со стороны линии Сомма – Верден. Вновь сформированная 9-я армия Фоша продолжает концентрироваться между 4-й и 5-й французскими армиями. Жоффр обеспокоен тем, что британцы перестали подчиняться его приказам. Но визит британского военного министра, фельдмаршала лорда Китченера к фельдмаршалу Френчу вскоре заставляет сэра Джона забыть обиду и возобновить взаимодействие с французами.

1914, сентябрь, 3–4. Вторая дилемма Клука. Мольтке с опозданием отправляет Клуку сообщение о своем одобрении его наступления к востоку от Парижа, но усложняет задачу командующего 1-й германской армией, поручая ему прикрывать фланг 2-й армии, которая таким образом становится передовой частью видоизмененной германской группировки. Но Мольтке, из донесений разведки узнавший о концентрации французских сил в предместьях Парижа, не осознает того, что армия Клука наступает удивительно быстро и что ее передовые части ушли намного дальше на юг, чем авангард медленно наступающей 2-й армии. Кроме того, Мольтке не удосуживается объяснить мотивы своего приказа. Чтобы выполнить последний, Клуку пришлось бы задержать наступление и остановиться на два дня. Он уверен, что за это время французы успеют либо уйти, либо сконцентрироваться. Не имея прямой связи со своим командующим, не зная ситуации в Париже и пытаясь действовать в соответствии с собственным толкованием приказа Мольтке, Клук вполне резонно решает, что его главной задачей является оттеснение французов к юго-востоку от Парижа. Его 1-я армия идеально расположена для этой задачи. Поэтому целеустремленный Клук продолжает наступление на юг, форсирует Марну и широко разворачивает свой правый фланг к востоку от Парижа.

Похожие книги из библиотеки

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.

Сухопутные линкоры Сталина

Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.

Роль морских сил в мировой истории

Известный историк и морской офицер Альфред Мэхэн подвергает глубокому анализу значительные события эпохи мореплавания, произошедшие с 1660 по 1783 год. В качестве теоретической базы он избрал наиболее успешные морские стратегии прошлого – от Древней Греции и Рима до Франции эпохи Наполеона. Мэхэн обращает пристальное внимание на тактически значимые качества каждого типа судна (галер, брандер, миноносцев), пункты сосредоточения кораблей, их боевой порядок. Перечислены также недостатки в обороне и искусстве управления флотом. В книге цитируются редчайшие документы и карты. Этот классический труд оказал сильнейшее влияние на умы государственных деятелей многих мировых держав.

Оружие возмездия. Баллистические ракеты Третьего рейха – британская и немецкая точки зрения

Известный английский историк Дэвид Ирвинг показывает, что склонность немцев к внешним эффектам и разногласия в высшем эшелоне власти Третьего рейха привели к тому, что значительные ресурсы, предназначенные для разработки самолета-снаряда и реактивного истребителя, были брошены на создание баллистических ракет. В британском правительстве многие считали несостоятельной весьма реальную угрозу, которая по замыслу Гитлера должна была переломить ход войны в пользу Германии.