Третья Македонская война

172—167 гг. до н. э

Предпосылки. Безуспешная попытка Персея Македонского убить пергамского царя Евмена II приводит к войне между Македонией и Пергамом.

172. Вступление Рима в войну. Римляне, которые в равной степени не доверяли Персею и Евмену, решают все же поддержать старого союзника. В Македонию отправляется через Иллирию римская армия под командованием Лициния Красса (171). Персей в битве при Калликине (близ Лариссы) наносит Крассу поражение (171) и отбрасывает другое римское войско в Фессалии, которым командовал Гостилий Манцин. Не имела успеха и еще одна попытка вторжения, предпринятая в следующем году римлянами во главе с Марцием Филиппом. Персей пытается подкупить Евмена и родосцев, союзников римлян, с тем чтобы они перешли на его сторону, но безуспешно. Взятки Персея соглашаются принять иллирийский вождь Гентий и вождь галльских племен Клондик; но, когда Персей не заплатил обещанного, их боевой пыл быстро сошел на нет.

168, апрель – май. Командующим римскими войсками в Греции назначается Луций Эмилий Павел, сын римского консула, погибшего при Каннах. Луций приводит в Грецию подкрепления. В это же время претор Луций Аник вторгается с небольшим отрядом в Иллирию и без труда наносит Гентию поражение. В момент вступления Эмилия в командование римской армией, не желавшей сражаться, она находилась на южном берегу реки Энипей, у залива Фессалоники; армия Персея расположилась лагерем на северо-западе, на отдаленном берегу реки. Суровыми мерами Эмилию удается восстановить прежнюю римскую дисциплину.

168, июнь. Эмилий переходит в наступление, пытаясь охватить армию противника, для чего он посылает часть войска за гору Олимп. Но Персей вовремя узнал о намерениях Эмилия и отвел армию за реку Эзон.

168, июнь, 22[9]. Бой при Пидне. Сражение началось чисто случайно, когда обе армии поили на противоположных берегах реки лошадей. Персей, захватив инициативу, строит фалангу и идет в атаку через Эзон. Несмотря на попытки Эмилия организовать войско, фаланга неумолимо продвигалась по ровной местности близ реки. Но на ухабистой поверхности, начавшейся южнее, координация между воинами ослабла, чем и не преминул воспользоваться Эмилий. Он переходит в контратаку, используя разрывы, образовавшиеся в фаланге. От удара римлян фаланга распадается. 20 тыс. македонян было убито, 11 тыс. попало в плен. Лишь немногим, среди них и Персею, удалось бежать. Потери римлян составили менее тысячи человек. В дальнейшем Персей сдался; он закончил жизнь в плену в Италии.

167. Власть Рима над Восточным Средиземноморьем. Македония была разделена на четыре самостоятельные республики, находившиеся под римским протекторатом. По существу, протекторат Рима был установлен и над всей Грецией. Требования римлян вывести войска и дать Египту независимость выполняет Антиох IV (168); этот факт явился фактическим признанием верховенства Рима. Учреждался протекторат над Анатолией. Власть Пергама резко сократилась: теперь, после упадка могущества Македонии и Сирии, римляне уже не нуждались в услугах пергамских царей.

Похожие книги из библиотеки

Советские танковые армии в бою

Новая книга от автора бестселлеров «Штрафбаты и заградотряды Красной Армии» и «Бронетанковые войска Красной Армии». ПЕРВОЕ исследование истории создания и боевого применения советских танковых армий в ходе Великой Отечественной.

Они прошли долгий и трудный путь от первых неудач и поражений 1942 года до триумфа 1945-го. Они отличились во всех крупных сражениях второй половины войны – на Курской дуге и в битве за Днепр, в Белорусской, Яссо-Кишиневской, Висло-Одерской, Берлинской и других стратегических наступательных операциях. Обладая сокрушительной мощью и феноменальной подвижностью, гвардейские танковые армии стали элитой РККА и главной ударной силой «блицкригов по-русски», сломавших хребет прежде непобедимому Вермахту.

Снайперская война

Впервые в отечественной литературе!

Глубокое исследование снайперской войны на протяжении двух столетий – с позапрошлого века до наших дней. Анализ развития снайперского дела в обеих мировых войнах и многочисленных локальных конфликтах, на поле боя и в тайных операциях спецслужб. Настоящая энциклопедия снайперского искусства – не ремесла, а именно искусства! – ведь точность выстрела зависит от десятков факторов: времени суток и температуры воздуха, скорости и направления ветра, расстояния до цели, как падет свет, куда перемещаются тени и т. д., и т. п. Исчерпывающая информация о вооружении и обучении стрелков, их тактике и боевом применении, снайперских дуэлях и контрснайперской борьбе, о прошлом, настоящем и будущем самого жестокого из воинских искусств.

Воздушные извозчики вермахта. Транспортная авиация люфтваффе 1939–1945

Изначально этот род авиации, оснащенный в основном неуклюжими с виду трехмоторными самолетами Ju-52, был создан в Третьем рейхе для обслуживания парашютно-десантных войск. Впервые воздушные десанты были использованы во время Польской кампании. Затем, период захватов Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Греции, транспортная авиация люфтваффе буквально «силами одного парашютно-десантного полка» захватывала аэродромы, крепости и стратегически важные мосты. Парашютисты внезапно опускались с небес прямо на голову противника, подготавливая плацдармы для выгрузки основного десанта. Уже в мае 1940 года транспортным самолетам впервые пришлось снабжать по воздуху отрезанные во вражеском тылу войска. В дальнейшем эта их функция стала основной. Демянск, Холм, Сталинград, Тунис, Кубань, Крым, Корсунь, Каменец-Подольский и многие другие котлы, образовавшиеся вследствие гитлеровской стратегии «стоять до последнего», неизменно снабжались с помощью пресловутых «воздушных мостов». На последнем этапе войны к ним прибавились многочисленные города-«крепости»: Будапешт, Кёнигсберг, Бреслау, Дюнкерк, Лорьян и многие другие.

В этой книге на основе многочисленных, в основном зарубежных источников и архивных документов впервые подробно рассказано практически обо всех невероятных по накалу и драматизму операциях транспортной авиации люфтваффе с 1939 по 1945 г.

Оружие возмездия. Баллистические ракеты Третьего рейха – британская и немецкая точки зрения

Известный английский историк Дэвид Ирвинг показывает, что склонность немцев к внешним эффектам и разногласия в высшем эшелоне власти Третьего рейха привели к тому, что значительные ресурсы, предназначенные для разработки самолета-снаряда и реактивного истребителя, были брошены на создание баллистических ракет. В британском правительстве многие считали несостоятельной весьма реальную угрозу, которая по замыслу Гитлера должна была переломить ход войны в пользу Германии.