Вооружение, доктрина и тактика ведения боевых действий на море

Эффективность бомбардировщиков и самолетов-торпедоносцев в сражении против надводных военных кораблей была настолько очевидной с самого начала войны (как в европейских водах, так и в Тихом океане), что вскоре стало ясно: господство в воздухе автоматически подразумевает господство на море независимо от численного превосходства военных кораблей противника. Это было наглядно продемонстрировано решительной победой, одержанной американцами в морском сражении при Мидуэе. Таким образом, с самого начала войны стало ясно, что военные самолеты, базирующиеся на авианосцах, являются не средством поддержки военных кораблей, а их главной ударной силой.

Вооружение, доктрина и <a href='https://arsenal-info.ru/b/book/187274158/1178' target='_self'>тактика ведения боевых действий</a> на море

Большой танко-десантный корабль (LST) в действии

Вооружение, доктрина и <a href='https://arsenal-info.ru/b/book/187274158/1178' target='_self'>тактика ведения боевых действий</a> на море

Авианосец типа «Лексингтон»

Вооружение, доктрина и <a href='https://arsenal-info.ru/b/book/187274158/1178' target='_self'>тактика ведения боевых действий</a> на море

Японский суперлинкор «Ямато»

Авианосец, уничтожающий надводные корабли противника, быстро вытеснил линкор из американского флота. К этому времени супердредноуты, оснащенные тяжелыми крупнокалиберными орудиями, достигли апогея огневой мощи и неуязвимости для огня противника. Примерами таких кораблей стали германский линкор «Бисмарк» и японские суперлинкоры «Ямато» и «Мусаси». Тактика морских сражений изменилась после атаки японских авианосцев на Пёрл-Харбор. Успех в широкомасштабных боевых действиях на море начал определяться в воздухе.

И все же, несмотря на потерю в самом начале войны на Тихом океане британских военных кораблей «Ринаун» («Слава») и «Принц Уэльский», продемонстрировавшую неспособность надводных судов противостоять хорошо организованным воздушным налетам как с суши, так и с палуб авианосцев, в этот период происходили морские сражения, которые позволяли надводным кораблям успешно сбивать самолеты с помощью зенитной артиллерии. К таким битвам относятся сражения у Ривер-Плейт (устье реки Ла-Плата) и близ Командорских островов. В то же время сражение в проливе Суригао, представлявшее собой классическое состязание в мощи корабельной артиллерии, являлось лишь частью более крупной операции в заливе Лейте, где главную роль сыграла морская авиация.

Подводные лодки продолжали оставаться важной частью военно-морского флота. Их основной задачей стало разрушение морских коммуникаций противника. Боевые действия подводных лодок в Атлантике едва не склонили чашу весов в пользу нацистской Германии. В Тихом океане, где японское командование недооценило проблему подводных лодок и уделяло мало внимания противолодочным мероприятиям, начатая США субмаринная война задушила японский торговый флот. Это лишний раз доказало, что как наступательные, так и оборонительные действия подводных лодок требуют профессиональной компетентности и предвидения. В результате японцев не спасли даже торпеды «Лонг Ланс» («Длинное копье»), лучшие в своем классе.

Первые попытки использовать подводные лодки для прорыва блокады надводных кораблей были предприняты США в начале кампании на острове Лусон. Эту идею впоследствии переняли и развили японцы в юго-западной части Тихого океана. Субмарины использовались для переброски войск и боевой техники в дополнение к быстроходным эсминцам.

При проведении десантных операций с помощью надводных кораблей стала широко применяться артиллерийская поддержка с моря. Новые методы корректировки и управления огнем дали возможность проводить более эффективную огневую поддержку десантов, особенно в момент высадки войск, когда они еще не успели развернуть собственную артиллерию.

Огромную роль в военно-морских операциях сыграли технические новинки – в частности, радар и ультразвуковой детектор (сонар). Вместе с новшествами в области средств связи они позволили создать совершенные системы контроля, обнаружения и слежения за военными объектами. Важной инновацией стало появление в составе военно-морского флота США штабных кораблей. Командующий и его штаб располагались на собственном флагмане, а не на одном из кораблей эскадры, раздражая и нервируя своим присутствием командира, его офицеров и экипаж. В десантных операциях плавучий штаб давал возможность наладить тесную взаимосвязь между командующим эскадрой, ответственным за высадку десанта, и командующим десантом, который принимал на себя руководство сразу же, как только войска высаживались на берег.

Похожие книги из библиотеки

Роль морских сил в мировой истории

Известный историк и морской офицер Альфред Мэхэн подвергает глубокому анализу значительные события эпохи мореплавания, произошедшие с 1660 по 1783 год. В качестве теоретической базы он избрал наиболее успешные морские стратегии прошлого – от Древней Греции и Рима до Франции эпохи Наполеона. Мэхэн обращает пристальное внимание на тактически значимые качества каждого типа судна (галер, брандер, миноносцев), пункты сосредоточения кораблей, их боевой порядок. Перечислены также недостатки в обороне и искусстве управления флотом. В книге цитируются редчайшие документы и карты. Этот классический труд оказал сильнейшее влияние на умы государственных деятелей многих мировых держав.

Пистолеты и револьверы. Выбор, конструкция, эксплуатация

В книге изложены история, конструктивные и эксплуатационные особенности наиболее интересных и выдающихся образцов автоматических пистолетов и револьверов – от самого зарождения этого класса оружия до наших дней. Книга рассчитана не на профессионалов стрелкового дела, а на тех мужчин, кто хочет вступить в «оружейный мир» уже вооруженный знаниями – об оружии, его истории, удобстве использования и предназначении.

Кроме того, книга поможет определиться тем, кто в данный момент выбирает для себя гражданское оружие самообороны, и сделать выбор, который, возможно, однажды спасет вам жизнь.

Израильские танки в бою

Крошечный Израиль по праву считается третьей (после Рейха и СССР) великой танковой державой, что неудивительно: израильтяне – самые воевавшие танкисты второй половины XX века, грандиозные танковые сражения Шестидневной войны и войны Судного Дня по размаху, напряженности и динамизму не уступают битвам Второй Мировой, а легендарную «Меркаву» не зря величают одним из лучших современных танков (если не самым лучшим), который доказал свою высочайшую эффективность как на войне, так и в ходе антитеррористических операций.

Новая книга ведущего историка бронетехники воздает должное еврейским «колесницам» (именно так переводится с иврита слово «меркава»), восстанавливая подлинную историю боевого применения ВСЕХ типов израильских танков во ВСЕХ арабо-израильских войнах и опровергая множество мифов и небылиц, порожденных режимом секретности, с которой на Святой Земле все в порядке – СССР отдыхает! Эта книга – настоящая энциклопедия израильской танковой мощи, иллюстрированная сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий.

Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.