Пёрл-Харбор и район Центрального Тихого океана

1941, ноябрь. Японский стратегический план.

Япония понимает, что не сможет противостоять промышленной мощи и ресурсам США, не говоря о союзниках. Но военное командование верит, что может эффективно применить ту же самую стратегическую концепцию активной обороны, которая принесла ей победу над Россией в Русско-японской войне. План военных действий Японии предусматривает три этапа: 1) нейтрализация Тихоокеанского ВМФ США (единственного сильного противника японцев в Тихоокеанско-Восточноазиатском регионе) с помощью внезапного нападения; одновременный захват «Зоны южных ресурсов» и стратегически важных территорий, позволяющих установить вокруг этой зоны оборонительный периметр; 2) закрепление и усиление этого периметра до такой степени, чтобы возможные нападения на него со стороны союзников обошлись бы им непозволительно дорогой ценой; 3) отражение и пресечение любых попыток союзников прорвать периметр. Японцы полагают, что мощь их оборонительных укреплений в сочетании со слишком растянутыми и уязвимыми коммуникациями союзников обеспечат им успех.

Сравнительная численность военно-морских сил в Тихом океане

Война с Японией Декабрь 1941 г.

Япония[65]

США[66]

Великобритания[67]

11[68]

1941, ноябрь, 26. Отбытие 1-го японского военно-морского флота. В условиях абсолютной секретности 6 авианосцев при поддержке линкоров, тяжелых крейсеров и подводных лодок под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо отплывают с Курильских островов (ноябрь, 25, по вашингтонскому времени). В открытом море Нагумо получает кодированное сообщение о решении Японии вступить в войну и продолжает держать курс на восток в соответствии с секретным планом нанесения удара по Тихоокеанскому ВМФ США на его базе в Пёрл-Харборе.

1941, ноябрь, 26 —декабрь, 7. Американская готовность и планы военных действий. Планы подготовки Японии к войне хорошо известны военному командованию и правительству США, которые ожидают, что удар будет нанесен по американским военно-морским базам в Малайе или на Филиппинах. Разведка США, расшифровавшая японское кодированное радиосообщение, знает о перемещениях и дислокациях практически всех японских сухопутных и военно-морских подразделений за исключением 1-го военно-морского авианосного флота, который движется в полном радиомолчании, в то время как корабли других флотов обмениваются радиосообщениями. (Японцы не догадываются, что их секретные сообщения расшифрованы, но знают, что противник отслеживает источники радиосигналов и их интенсивность.)

1941, декабрь, 7. Пёрл-Харбор.

1941, декабрь, 7. Пёрл-Харбор.

В обстановке полной стратегической и тактической внезапности 360 самолетов флота Нагумо наносят удар по острову Оаху (Гавайские острова, США) утром в воскресенье. Их мишенью являются корабли Тихоокеанского ВМФ США, пришвартованные в Пёрл-Харборе, и военные аэродромы на острове. Из 8 линкоров три потоплены, еще один перевернулся, а остальные получают серьезные повреждения. На суше из 231 военного самолета США, базировавшегося на двух аэродромах, 166 не пострадали или получили легкие повреждения. Из самолетов авианосного флота США и корпуса морской пехоты уцелели лишь 54 из 250. Несмотря на внезапность нападения, как экипажи кораблей, так и наземные войска стойко отбивали атаки. Погибло больше 3 тыс. офицеров, матросов и морских пехотинцев ВМФ США, 876 ранено. Сухопутные войска США потеряли 226 убитыми и 396 ранеными.

Комментарий. Тихоокеанский флот США был выведен из строя минимум на год. По счастливой случайности 3 авианосца США («Энтерпрайс» («Смелость»), «Лексингтон» и «Саратога») в момент нападения в Пёрл-Харборе отсутствовали. Благодаря этому катастрофа на Гавайях не приняла размеров национального бедствия. Кто был в ней виноват, вопрос спорный. Однако как начальник Генерального штаба США генерал армии Маршалл, так и начальник штаба ВМФ адмирал Харолд Р. Старк в результате расшифровки разведкой США кодов японских сообщений располагали достаточной информацией, чтобы осознать неминуемую угрозу войны и понять, что наиболее вероятной целью японцев будет Пёрл-Харбор. Они могли винить себя в том, что недостаточно оповестили своих подчиненных на Гавайях. С другой стороны, их подчиненные – генерал-лейтенант Уолтер К. Шорт и адмирал Хасбэнд Э. Киммел – уже были оповещены об угрозе, поэтому их неготовность к отпору была непростительной. Впоследствии тот и другой были отстранены от командования.

1941, декабрь, 8—23. Остров Уэйк. Отважная оборона острова морскими пехотинцами и экипажами кораблей ВМФ США под командованием майора Джеймса Деверо и капитана 1-го ранга Уинфилда Каннингема позволила отбить первую атаку японцев (декабрь, И). Однако второго штурма они уже не выдерживают.

1941, декабрь, 10. Гуам. Японский десант быстро справляется с горсткой защищающих остров американских морских пехотинцев и моряков.

Похожие книги из библиотеки

Все авиа-шедевры Мессершмитта. Взлет и падение Люфтваффе

Как бы ни были прославлены Юнкерс, Хейнкель и Курт Танк, немецким авиаконструктором № 1 стали не они, а Вилли МЕССЕРШМИТТ.

Эта книга – первая творческая биография гения авиации, на счету которого множество авиашедевров – легендарный Bf 109, по праву считающийся одним из лучших боевых самолетов в истории; знаменитый истребитель-бомбардировщик Bf 110; самый большой десантный планер своего времени Ме 321; шестимоторный военно-транспортный Ме 323; ракетный перехватчик Ме 163 и, конечно, эпохальный Ме 262, с которого фактически началась реактивная эра. Случались у Мессершмитта и провалы, самым громким из которых стал скандально известный Ме 210, но, несмотря на редкие неудачи, созданного им хватило бы на несколько жизней.

Сам будучи авиаконструктором и профессором МАИ, автор не только восстанавливает подлинную биографию Мессершмитта и историю его непростых взаимоотношений с руководством Третьего Рейха, но и профессионально анализирует все его проекты.

Роль морских сил в мировой истории

Известный историк и морской офицер Альфред Мэхэн подвергает глубокому анализу значительные события эпохи мореплавания, произошедшие с 1660 по 1783 год. В качестве теоретической базы он избрал наиболее успешные морские стратегии прошлого – от Древней Греции и Рима до Франции эпохи Наполеона. Мэхэн обращает пристальное внимание на тактически значимые качества каждого типа судна (галер, брандер, миноносцев), пункты сосредоточения кораблей, их боевой порядок. Перечислены также недостатки в обороне и искусстве управления флотом. В книге цитируются редчайшие документы и карты. Этот классический труд оказал сильнейшее влияние на умы государственных деятелей многих мировых держав.

Израильские танки в бою

Крошечный Израиль по праву считается третьей (после Рейха и СССР) великой танковой державой, что неудивительно: израильтяне – самые воевавшие танкисты второй половины XX века, грандиозные танковые сражения Шестидневной войны и войны Судного Дня по размаху, напряженности и динамизму не уступают битвам Второй Мировой, а легендарную «Меркаву» не зря величают одним из лучших современных танков (если не самым лучшим), который доказал свою высочайшую эффективность как на войне, так и в ходе антитеррористических операций.

Новая книга ведущего историка бронетехники воздает должное еврейским «колесницам» (именно так переводится с иврита слово «меркава»), восстанавливая подлинную историю боевого применения ВСЕХ типов израильских танков во ВСЕХ арабо-израильских войнах и опровергая множество мифов и небылиц, порожденных режимом секретности, с которой на Святой Земле все в порядке – СССР отдыхает! Эта книга – настоящая энциклопедия израильской танковой мощи, иллюстрированная сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий.

Учебник выживания снайпера. «Стреляй редко, но метко!»

Как снайперу выжить и победить на поле боя? В чем секрет подготовки элитного стрелка? Какое оружие, какие навыки необходимы, чтобы исполнить заветы А.С. Суворова и защитников Сталинграда: «Стреляй редко, но метко!»; «Снайпер – это охотник. Противник – зверь. Выследи его и вымани под выстрел. Враг коварен – будь хитрее его. Он вынослив – будь упорнее его. Твоя профессия – это искусство. Ты можешь то, чего не могут другие. За тобой – Россия. Ты победишь, потому что ты обязан победить!».

Эта книга не только глубокое исследование снайперского дела на протяжении двух столетий, в обеих мировых войнах, многочисленных локальных конфликтах и тайных операциях спецслужб, но и энциклопедия снайперских винтовок военного, полицейского и специального назначения, а также боеприпасов к ним и оптических прицелов. Как сами снайперы являются элитой вооруженных сил, так и снайперские винтовки – «высшая лига» стрелковых вооружений. Насколько снайперская подготовка превосходит обычный «курс молодого бойца», настолько и снайперское оружие дороже, сложнее и взыскательнее массовых моделей. В этой книге вы найдете исчерпывающую информацию о вооружении и обучении стрелков, их тактике и боевом применении, снайперских дуэлях и контрснайперской борьбе, о прошлом, настоящем и будущем главного из воинских искусств.