Стратегия и политика

1942, январь – март. Сражение за Малайский барьер. Год начинается с победоносного наступления Японии на всех фронтах ее «Великой восточноазиатской сферы всеобщего процветания». Только голландская Ост-Индия еще не вошла в сферу японского влияния. Здесь остатки разбитых союзных войск

на Дальнем Востоке собираются под эгидой временного формирования, называющегося командованием АБГА («Американо-британо-голландско-австралийское командование») и утвержденного на Аркадийской конференции в Вашингтоне. Главой этого командования назначается британский генерал сэр Арчибальд Уэйвелл (январь, 15). Его миссия состоит в сохранении так называемого Малайского барьера (Малайского полуострова в Юго-Восточной Азии, а также прилегающей к нему цепи островов голландской Ост-Индии и Новой Гвинеи до Северной Австралии). Тем временем американские военно-морские, военно-воздушные и сухопутные войска обороняют морские коммуникации союзников, проходящие через Тихий океан к Австралии и Новой Зеландии. Союзники надеются, что в случае удержания Малайского барьера Япония откажется от своих притязаний на месторождения Зоны южных ресурсов, жизненно важные для ее военной промышленности.

1942, март. Реорганизация сил союзников. Оккупация японцами Малайи, Сингапура, голландской Ост-Индии, а также успешные действия японцев на Филиппинах и в Бирме становятся причиной роспуска командования АБГА. Объединенное командование союзных штабов вынуждено реорганизовать свои силы, чтобы удержать зону «жизненно важных интересов» в Тихоокеанском регионе и Азии, в то же время концентрируя войска на главном направлении, против Германии. На Британию возложена стратегическая ответственность за операции в Индии, на прилегающих к ней территориях и в Индийском океане. США отвечают за сохранение интересов союзников в Тихом океане. Китай под верховным командованием Чан Кайши остается в сфере американской стратегической ответственности и материально-технического обеспечения, поэтому начальником штаба Чан Кайши назначается американский генерал-лейтенант Джозеф У. Стилуэлл. (В июле США из административных соображений организовали под началом Стилуэлла китайско-бирманско-индийское командование, или театр военных действий, которое отвечало за материально-техническую и военную помощь Китаю, а также за координацию (под наблюдением Британии) действий американского и китайского военных контингентов в Индии и Бирме. Таким образом, Стилуэлл одновременно подчинялся Объединенному командованию союзных штабов, Генштабу США, Чан Кайши и командующему британским контингентом в Индии). Тихоокеанский театр военных действий поделен на две главные сферы влияния. В юго-западную сферу генерала Макартура входят Австралия, Новая Гвинея, голландская Ост-Индия (за исключением Суматры, остающейся в британской сфере), а также Филиппины. В собственно тихоокеанскую сферу адмирала Честера У. Нимица входит остальная акватория Тихого океана, поделенная на три главные зоны боевых действий: северную, центральную и южную.

1942, апрель – май. Пересмотр японского плана. Второй этап первоначального японского плана ведения боевых действий предусматривает усиление периметра обороны, на западе проходящего по гористой пограничной территории между Бирмой и Индией, а на юго-востоке и востоке – по северной территории Новой Гвинеи, архипелагу Бисмарка, островам Гилберта, острову Уэйк и их собственным островам в Тихом океане. Японцы легко и быстро завоевали территории, намеченные на первом этапе плана, включая захват всех планируемых островных аванпостов. Это побуждает их внести в план расширение сферы влияния на центральную и южную части Тихого океана. Новая фаза плана предусматривает захват острова Мидуэй (в качестве базы для нападения на Гавайи), а также южной территории Новой Гвинеи и южных Соломоновых островов, где предполагается создать базы для нападения на Австралию и перекрытия трансокеанских коммуникаций, по которым идут военные поставки из США и зоны Панамского канала. Однако японцы понимают, что это расширение сферы их влияния вызовет усиление ответных мер союзников, направленных на возвращение завоеванных территорий.

1942, май – август. Сдерживание волны японской экспансии. Поражение в долгом морском сражении в Коралловом море, полный разгром в битве при Мидуэе, а также провал японского наступления в южной части Новой Гвинеи заставляют японцев отказаться от большинства завоеваний, намеченных их новым планом, и ограничиться беспрепятственной оккупацией южных Соломоновых островов.

1942, август – декабрь. Наступление союзников на отдельных участках. Развивая свои предыдущие успехи в Тихоокеанском регионе, союзники начинают локальные наступательные действия в Новой Гвинее и на Соломоновых островах. Поскольку большая часть ресурсов союзников направлена на разгром Германии, эти наступательные операции имеют ограниченный характер и направлены главным образом на уменьшение японской угрозы морским коммуникациям, захват баз, удобных для ведения последующих наступлений и осуществления экономической блокады Японии, невозможной при существующих обстоятельствах.

Похожие книги из библиотеки

Пистолеты и револьверы. Выбор, конструкция, эксплуатация

В книге изложены история, конструктивные и эксплуатационные особенности наиболее интересных и выдающихся образцов автоматических пистолетов и револьверов – от самого зарождения этого класса оружия до наших дней. Книга рассчитана не на профессионалов стрелкового дела, а на тех мужчин, кто хочет вступить в «оружейный мир» уже вооруженный знаниями – об оружии, его истории, удобстве использования и предназначении.

Кроме того, книга поможет определиться тем, кто в данный момент выбирает для себя гражданское оружие самообороны, и сделать выбор, который, возможно, однажды спасет вам жизнь.

Роль морских сил в мировой истории

Известный историк и морской офицер Альфред Мэхэн подвергает глубокому анализу значительные события эпохи мореплавания, произошедшие с 1660 по 1783 год. В качестве теоретической базы он избрал наиболее успешные морские стратегии прошлого – от Древней Греции и Рима до Франции эпохи Наполеона. Мэхэн обращает пристальное внимание на тактически значимые качества каждого типа судна (галер, брандер, миноносцев), пункты сосредоточения кораблей, их боевой порядок. Перечислены также недостатки в обороне и искусстве управления флотом. В книге цитируются редчайшие документы и карты. Этот классический труд оказал сильнейшее влияние на умы государственных деятелей многих мировых держав.

Советские танковые армии в бою

Новая книга от автора бестселлеров «Штрафбаты и заградотряды Красной Армии» и «Бронетанковые войска Красной Армии». ПЕРВОЕ исследование истории создания и боевого применения советских танковых армий в ходе Великой Отечественной.

Они прошли долгий и трудный путь от первых неудач и поражений 1942 года до триумфа 1945-го. Они отличились во всех крупных сражениях второй половины войны – на Курской дуге и в битве за Днепр, в Белорусской, Яссо-Кишиневской, Висло-Одерской, Берлинской и других стратегических наступательных операциях. Обладая сокрушительной мощью и феноменальной подвижностью, гвардейские танковые армии стали элитой РККА и главной ударной силой «блицкригов по-русски», сломавших хребет прежде непобедимому Вермахту.

Оружие возмездия. Баллистические ракеты Третьего рейха – британская и немецкая точки зрения

Известный английский историк Дэвид Ирвинг показывает, что склонность немцев к внешним эффектам и разногласия в высшем эшелоне власти Третьего рейха привели к тому, что значительные ресурсы, предназначенные для разработки самолета-снаряда и реактивного истребителя, были брошены на создание баллистических ракет. В британском правительстве многие считали несостоятельной весьма реальную угрозу, которая по замыслу Гитлера должна была переломить ход войны в пользу Германии.