Стратегия и политика

1942, январь – март. Сражение за Малайский барьер. Год начинается с победоносного наступления Японии на всех фронтах ее «Великой восточноазиатской сферы всеобщего процветания». Только голландская Ост-Индия еще не вошла в сферу японского влияния. Здесь остатки разбитых союзных войск

на Дальнем Востоке собираются под эгидой временного формирования, называющегося командованием АБГА («Американо-британо-голландско-австралийское командование») и утвержденного на Аркадийской конференции в Вашингтоне. Главой этого командования назначается британский генерал сэр Арчибальд Уэйвелл (январь, 15). Его миссия состоит в сохранении так называемого Малайского барьера (Малайского полуострова в Юго-Восточной Азии, а также прилегающей к нему цепи островов голландской Ост-Индии и Новой Гвинеи до Северной Австралии). Тем временем американские военно-морские, военно-воздушные и сухопутные войска обороняют морские коммуникации союзников, проходящие через Тихий океан к Австралии и Новой Зеландии. Союзники надеются, что в случае удержания Малайского барьера Япония откажется от своих притязаний на месторождения Зоны южных ресурсов, жизненно важные для ее военной промышленности.

1942, март. Реорганизация сил союзников. Оккупация японцами Малайи, Сингапура, голландской Ост-Индии, а также успешные действия японцев на Филиппинах и в Бирме становятся причиной роспуска командования АБГА. Объединенное командование союзных штабов вынуждено реорганизовать свои силы, чтобы удержать зону «жизненно важных интересов» в Тихоокеанском регионе и Азии, в то же время концентрируя войска на главном направлении, против Германии. На Британию возложена стратегическая ответственность за операции в Индии, на прилегающих к ней территориях и в Индийском океане. США отвечают за сохранение интересов союзников в Тихом океане. Китай под верховным командованием Чан Кайши остается в сфере американской стратегической ответственности и материально-технического обеспечения, поэтому начальником штаба Чан Кайши назначается американский генерал-лейтенант Джозеф У. Стилуэлл. (В июле США из административных соображений организовали под началом Стилуэлла китайско-бирманско-индийское командование, или театр военных действий, которое отвечало за материально-техническую и военную помощь Китаю, а также за координацию (под наблюдением Британии) действий американского и китайского военных контингентов в Индии и Бирме. Таким образом, Стилуэлл одновременно подчинялся Объединенному командованию союзных штабов, Генштабу США, Чан Кайши и командующему британским контингентом в Индии). Тихоокеанский театр военных действий поделен на две главные сферы влияния. В юго-западную сферу генерала Макартура входят Австралия, Новая Гвинея, голландская Ост-Индия (за исключением Суматры, остающейся в британской сфере), а также Филиппины. В собственно тихоокеанскую сферу адмирала Честера У. Нимица входит остальная акватория Тихого океана, поделенная на три главные зоны боевых действий: северную, центральную и южную.

1942, апрель – май. Пересмотр японского плана. Второй этап первоначального японского плана ведения боевых действий предусматривает усиление периметра обороны, на западе проходящего по гористой пограничной территории между Бирмой и Индией, а на юго-востоке и востоке – по северной территории Новой Гвинеи, архипелагу Бисмарка, островам Гилберта, острову Уэйк и их собственным островам в Тихом океане. Японцы легко и быстро завоевали территории, намеченные на первом этапе плана, включая захват всех планируемых островных аванпостов. Это побуждает их внести в план расширение сферы влияния на центральную и южную части Тихого океана. Новая фаза плана предусматривает захват острова Мидуэй (в качестве базы для нападения на Гавайи), а также южной территории Новой Гвинеи и южных Соломоновых островов, где предполагается создать базы для нападения на Австралию и перекрытия трансокеанских коммуникаций, по которым идут военные поставки из США и зоны Панамского канала. Однако японцы понимают, что это расширение сферы их влияния вызовет усиление ответных мер союзников, направленных на возвращение завоеванных территорий.

1942, май – август. Сдерживание волны японской экспансии. Поражение в долгом морском сражении в Коралловом море, полный разгром в битве при Мидуэе, а также провал японского наступления в южной части Новой Гвинеи заставляют японцев отказаться от большинства завоеваний, намеченных их новым планом, и ограничиться беспрепятственной оккупацией южных Соломоновых островов.

1942, август – декабрь. Наступление союзников на отдельных участках. Развивая свои предыдущие успехи в Тихоокеанском регионе, союзники начинают локальные наступательные действия в Новой Гвинее и на Соломоновых островах. Поскольку большая часть ресурсов союзников направлена на разгром Германии, эти наступательные операции имеют ограниченный характер и направлены главным образом на уменьшение японской угрозы морским коммуникациям, захват баз, удобных для ведения последующих наступлений и осуществления экономической блокады Японии, невозможной при существующих обстоятельствах.

Похожие книги из библиотеки

Сухопутные линкоры Сталина

Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.

Авиация Красной армии

В краткой энциклопедии летательных аппаратов, разрабатывавшихся в СССР накануне и во время Второй мировой войны и состоявших на вооружении Красной армии, представлены проекты самолетов (в том числе двухбалочных и двухфюзеляжных «бесхвосток» и «летающих крыльев»), самолетов-снарядов, составных самолетов, вертолетов, автожиров, планеров, конвертопланов, кольцепланов, аппаратов на воздушной подушке, крылатых ракет и т. д. Рассмотрены аппараты, строившиеся серийно или опытными партиями, принимавшие участие в боевых действиях или вспомогательных операциях. Рассказано также об опытных машинах, запланированное производство которых было прервано окончанием войны, машинах, которые по тем или иным причинам не производились серийно, полученным по ленд-лизу трофейным самолетам и самолетам лицензионной постройки, принятым на вооружение.

В книге приведены основные характеристики летательных аппаратов и сведения о боевых операциях, в которых они применялись. Книга снабжена большим количеством иллюстративного материала и предназначена для широкого круга читателей.

Самозарядные пистолеты

Книга представляет собой систематизированный обзор наиболее известных боевых пистолетов, разработанных и выпускавшихся в период с начала XX века по наши дни. В этой работе представлена не только информация по конструкции, характеристикам и отличительным особенностями различных моделей пистолетов, но и личные впечатления владельцев и пользователей некоторых из представленных в книге образцов, а так же краткие обзоры исторических событий, послуживших основой к разработке и принятию на вооружение тех или иных систем.

«Крайним средством защиты народа от государственной тирании является право хранить и носить оружие – и это главный довод для сохранения этого права»

Третий президент США Томас Джефферсон

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.