Стратегия и политика
Катастрофические поражения, понесенные Японией в 1944 г. на суше, на море и в воздухе Тихоокеанского региона, привели к краху японского периметра обороны на востоке и юге и предрешили исход войны. В начале года казалось, что разгром Японии произойдет одновременно с разгромом Германии. Союзники не могли буквально придерживаться заранее намеченного плана – приоритета победы над Гитлером. Отход от этой стратегии был естественным следствием поразительного роста военной мощи, которой США достигли, сумев за три года создать огромную армию. В 1945 г. ни одна страна в мире, кроме Соединенных Штатов, не могла позволить себе сражаться на всей территории земного шара. Их мощь была так велика, что исход войны казался неизбежным. Фактически США начали демобилизацию еще до разгрома Германии и Японии.
Несмотря на неотвратимость победы, было очевидно, что для полного разгрома Японии потребуется много времени, материальных и людских ресурсов. Несмотря на ряд неудач японцев, их владычество в Бирме еще не было подорвано. Они продолжали оккупировать значительные территории в Зоне южных ресурсов. Хотя морские коммуникации, связывавшие Японию с этим богатым регионом, были перерезаны, благодаря успешным военным действиям в Китае, предпринятым в 1944 г., японцы овладели новыми сухопутными коммуникациями. Хотя американская военно-морская блокада в сочетании с немногочисленными рейдами стратегической бомбардировочной авиации подорвала экономическую мощь Японии, но действия японской противовоздушной обороны начинали подрывать боевой дух пилотов Б-29. Стойкость и мужество, не оставившие японцев после многочисленных поражений, заставляли командующих союзными войсками опасаться, что для победы над Японией, обороняемой двумя с лишним миллионами боеспособных солдат, понадобится кровопролитная борьба на каждом из ее главных островов. Возможно, наиболее серьезная опасность состояла в том, что завоевания самих Японских островов может оказаться недостаточно для победы. Япония сохраняла свое влияние в Азии, на части территории Кореи, в Маньчжурии, а также в самых богатых и густонаселенных провинциях Китая. В этом обширном регионе сохранились японские гарнизоны общей численностью 1 млн солдат-ветеранов, не знавших поражений. Если бы правительство Японии и значительная часть его внутренних войск переместились на континент, война могла бы продолжаться бесконечно.
Поэтому командование союзными войсками, в особенности американское, было крайне заинтересовано в том, чтобы как можно раньше втянуть Россию в войну с Японией, чтобы ускорить победу и избежать чрезвычайно высоких собственных людских потерь. Но соглашения, достигнутые в Ялте (а позже в Потсдаме), были малоэффективными и наивными. Участие России в войне с Японией, продолжавшееся всего несколько недель, никак не повлияло на ее исход. К тому времени Япония оказалась на краю экономической и социальной пропасти, понеся огромные человеческие жертвы. Пережитое психологическое потрясение заставило японское военное командование впервые в истории страны понять, что признать поражение легче, чем продолжать войну. После смерти Рузвельта (апрель, 12) президентом США стал Гарри С. Трумэн, но это не привело ни к каким изменениям ни в политике, ни в стратегии США.