Стратегия и политика

Катастрофические поражения, понесенные Японией в 1944 г. на суше, на море и в воздухе Тихоокеанского региона, привели к краху японского периметра обороны на востоке и юге и предрешили исход войны. В начале года казалось, что разгром Японии произойдет одновременно с разгромом Германии. Союзники не могли буквально придерживаться заранее намеченного плана – приоритета победы над Гитлером. Отход от этой стратегии был естественным следствием поразительного роста военной мощи, которой США достигли, сумев за три года создать огромную армию. В 1945 г. ни одна страна в мире, кроме Соединенных Штатов, не могла позволить себе сражаться на всей территории земного шара. Их мощь была так велика, что исход войны казался неизбежным. Фактически США начали демобилизацию еще до разгрома Германии и Японии.

Несмотря на неотвратимость победы, было очевидно, что для полного разгрома Японии потребуется много времени, материальных и людских ресурсов. Несмотря на ряд неудач японцев, их владычество в Бирме еще не было подорвано. Они продолжали оккупировать значительные территории в Зоне южных ресурсов. Хотя морские коммуникации, связывавшие Японию с этим богатым регионом, были перерезаны, благодаря успешным военным действиям в Китае, предпринятым в 1944 г., японцы овладели новыми сухопутными коммуникациями. Хотя американская военно-морская блокада в сочетании с немногочисленными рейдами стратегической бомбардировочной авиации подорвала экономическую мощь Японии, но действия японской противовоздушной обороны начинали подрывать боевой дух пилотов Б-29. Стойкость и мужество, не оставившие японцев после многочисленных поражений, заставляли командующих союзными войсками опасаться, что для победы над Японией, обороняемой двумя с лишним миллионами боеспособных солдат, понадобится кровопролитная борьба на каждом из ее главных островов. Возможно, наиболее серьезная опасность состояла в том, что завоевания самих Японских островов может оказаться недостаточно для победы. Япония сохраняла свое влияние в Азии, на части территории Кореи, в Маньчжурии, а также в самых богатых и густонаселенных провинциях Китая. В этом обширном регионе сохранились японские гарнизоны общей численностью 1 млн солдат-ветеранов, не знавших поражений. Если бы правительство Японии и значительная часть его внутренних войск переместились на континент, война могла бы продолжаться бесконечно.

Поэтому командование союзными войсками, в особенности американское, было крайне заинтересовано в том, чтобы как можно раньше втянуть Россию в войну с Японией, чтобы ускорить победу и избежать чрезвычайно высоких собственных людских потерь. Но соглашения, достигнутые в Ялте (а позже в Потсдаме), были малоэффективными и наивными. Участие России в войне с Японией, продолжавшееся всего несколько недель, никак не повлияло на ее исход. К тому времени Япония оказалась на краю экономической и социальной пропасти, понеся огромные человеческие жертвы. Пережитое психологическое потрясение заставило японское военное командование впервые в истории страны понять, что признать поражение легче, чем продолжать войну. После смерти Рузвельта (апрель, 12) президентом США стал Гарри С. Трумэн, но это не привело ни к каким изменениям ни в политике, ни в стратегии США.

Похожие книги из библиотеки

Великие танковые сражения. Стратегия и тактика. 1939-1945

Книга посвящена главной ударной мощи сухопутных сил – танковым войскам. Автор реконструировал основные танковые сражения Второй мировой войны, подробно рассказал о предыстории создания и послевоенном развитии бронетанковой техники, дал характеристику различных видов и типов танков, уделяя большое внимание броневой защите и параметрам танковых орудий, их маневренности в конкретных ландшафтах. Издание снабжено картами, схемами и фотографиями.

Все авиа-шедевры Мессершмитта. Взлет и падение Люфтваффе

Как бы ни были прославлены Юнкерс, Хейнкель и Курт Танк, немецким авиаконструктором № 1 стали не они, а Вилли МЕССЕРШМИТТ.

Эта книга – первая творческая биография гения авиации, на счету которого множество авиашедевров – легендарный Bf 109, по праву считающийся одним из лучших боевых самолетов в истории; знаменитый истребитель-бомбардировщик Bf 110; самый большой десантный планер своего времени Ме 321; шестимоторный военно-транспортный Ме 323; ракетный перехватчик Ме 163 и, конечно, эпохальный Ме 262, с которого фактически началась реактивная эра. Случались у Мессершмитта и провалы, самым громким из которых стал скандально известный Ме 210, но, несмотря на редкие неудачи, созданного им хватило бы на несколько жизней.

Сам будучи авиаконструктором и профессором МАИ, автор не только восстанавливает подлинную биографию Мессершмитта и историю его непростых взаимоотношений с руководством Третьего Рейха, но и профессионально анализирует все его проекты.

Неизвестный Лавочкин

Легендарные самолеты Героя Социалистического Труда С.А. Лавочкина по праву считаются одним из символов Победы. Хотя его первенец ЛаГГ-3 оказался откровенно неудачным, «заслужив» прозвище «лакированный гарантированный гроб», установка нового мотора и усовершенствование конструкции буквально преобразили эту тяжелую неповоротливую машину, превратив в лучший истребитель Великой Отечественной – прославленные Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7 сначала перехватили у немцев господство в воздухе, а затем и сломали хребет Люфтваффе. Именно на этих самолетах воевали двое из пяти лучших советских асов, а Иван Кожедуб первым сбил новейший реактивный Me.262. Именно Лавочкин стоял у истоков советской реактивной авиации – это его истребители первыми преодолели сверхзвуковой, а межконтинентальная крылатая ракета «Буря» – и тепловой барьер. Это в его ОКБ были созданы и первые отечественные беспилотники, и зенитные управляемые ракеты, прикрывавшие Москву в разгар холодной войны.

Прорывая завесу тотальной секретности, многие десятилетия окружавшую проекты Лавочкина, эта книга по крупицам восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора и подлинную историю его авиашедевров.

Израильские танки в бою

Крошечный Израиль по праву считается третьей (после Рейха и СССР) великой танковой державой, что неудивительно: израильтяне – самые воевавшие танкисты второй половины XX века, грандиозные танковые сражения Шестидневной войны и войны Судного Дня по размаху, напряженности и динамизму не уступают битвам Второй Мировой, а легендарную «Меркаву» не зря величают одним из лучших современных танков (если не самым лучшим), который доказал свою высочайшую эффективность как на войне, так и в ходе антитеррористических операций.

Новая книга ведущего историка бронетехники воздает должное еврейским «колесницам» (именно так переводится с иврита слово «меркава»), восстанавливая подлинную историю боевого применения ВСЕХ типов израильских танков во ВСЕХ арабо-израильских войнах и опровергая множество мифов и небылиц, порожденных режимом секретности, с которой на Святой Земле все в порядке – СССР отдыхает! Эта книга – настоящая энциклопедия израильской танковой мощи, иллюстрированная сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий.