Руководство военными операциями

Одной из главных особенностей периода, охватывающего два десятилетия, явилось вовлечение руководства стран в детали повседневных военных операций на суше и на море. Характерные примеры этого феномена – увольнение в отставку президентом США Гарри Трумэном генерала Дугласа Макартура, командующего силами ООН в Корее; принятие президентом Дуайтом Эйзенхауэром на себя ответственности за инцидент с самолетом-разведчиком У-2; приказ президента Франции генерала Шарля де Голля подавить мятеж в Алжире войсками, лояльными французскому правительству; явный просчет президента США Джона Ф. Кеннеди и его администрации, взявших на себя руководство неудачной попыткой высадки на остров Куба в бухте Кочинос противников режима Кастро; решение президента Линдона Джонсона расширить операцию во Вьетнаме до размеров полномасштабной войны; вторжение в то же время американских войск в Доминиканскую Республику. Все эти события не являлись свидетельством возвращения в прошлое, когда за политику отвечали короли-полководцы; они проистекали из политического осознания того факта, что любая конфликтная ситуация несет в себе вероятность возникновения неуправляемой ядерной войны. Считалось, что военачальник, действуя по собственной инициативе, в соответствии с локальной ситуацией, традиционными или нетрадиционными методами, может довести конфликт до эскалации ядерной войны, в результате чего ситуация выйдет из-под контроля. Усиление контроля гражданского руководства за проведением военных операций в конфликтных ситуациях является следствием всеобщего решения, что право определять степень риска должно оставаться за высшим руководством.

С чисто военной точки зрения авторитет генерала армии Дугласа Макартура укрепился в ходе успешного командования силами ООН в Корее. Краеугольным камнем его карьеры стала высадка десанта в Инчхоне (Чемульпо), после чего началось контрнаступление. Однако Макартур совершил промах, настояв на перенесении войны на территорию КНР. Президент Трумэн сместил его и назначил командующим войсками генерала Мэтью Банкера Риджуэя. Затем в войну вступила китайская армия, она оттеснила американцев на юг от 38-й параллели. А быстрый разгром националистов (гоминьдана) армиями коммунистов в ходе гражданской войны в Китае стал доказательством военно-политического таланта Мао Цзэдуна.

Таким образом, уже в 1960-х гг. стало очевидно, что командование в эпоху мгновенного принятия решений, в эпоху разрушительного ядерного потенциала должно осуществляться новыми методами, и прежде всего оно должно иметь тесную связь с гражданской администрацией, которая руководствуется в своих действиях политической целесообразностью. Это, между прочим, противоречит словам английского поэта Альфреда Теннисона: «Я вас прошу не рассуждать, а выполнять и умирать». Однако люди уже успели понять, что пылкая и кипучая военная инициатива должна блюсти политические интересы государства. В итоге в период с 1945 по 1965 г. каждый военачальник решал одну и ту же проблему: как избежать слишком тесного сближения с властью и сохранить равновесие сил на полях сражений. Одним таким солдатом, образцово выполнявшим свой долг в условиях политического давления, был американский генерал Крейтон В. Абрамс; другим – блистательный полководец Северного Вьетнама, архитектор победы Вьет-Миня над Францией и торжества Северного Вьетнама над США и Южным Вьетнамом, Во Нгуен Зиап, которому тоже приходилось выполнять свой долг под сильным прессингом, хотя и по совершенно иной причине.

Похожие книги из библиотеки

Воздушные извозчики вермахта. Транспортная авиация люфтваффе 1939–1945

Изначально этот род авиации, оснащенный в основном неуклюжими с виду трехмоторными самолетами Ju-52, был создан в Третьем рейхе для обслуживания парашютно-десантных войск. Впервые воздушные десанты были использованы во время Польской кампании. Затем, период захватов Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Греции, транспортная авиация люфтваффе буквально «силами одного парашютно-десантного полка» захватывала аэродромы, крепости и стратегически важные мосты. Парашютисты внезапно опускались с небес прямо на голову противника, подготавливая плацдармы для выгрузки основного десанта. Уже в мае 1940 года транспортным самолетам впервые пришлось снабжать по воздуху отрезанные во вражеском тылу войска. В дальнейшем эта их функция стала основной. Демянск, Холм, Сталинград, Тунис, Кубань, Крым, Корсунь, Каменец-Подольский и многие другие котлы, образовавшиеся вследствие гитлеровской стратегии «стоять до последнего», неизменно снабжались с помощью пресловутых «воздушных мостов». На последнем этапе войны к ним прибавились многочисленные города-«крепости»: Будапешт, Кёнигсберг, Бреслау, Дюнкерк, Лорьян и многие другие.

В этой книге на основе многочисленных, в основном зарубежных источников и архивных документов впервые подробно рассказано практически обо всех невероятных по накалу и драматизму операциях транспортной авиации люфтваффе с 1939 по 1945 г.

Неизвестный «МиГ». Гордость советского авиапрома

Это слово понятно без перевода в любой точке мира – совсем как «спутник» или «Калашников». Эти легендарные истребители всегда оправдывали свое стремительное имя, отличившись во всех войнах СССР. Высотные скоростные МиГ-3, на которых держалась наша ПВО в начале Великой Отечественной, надежно защитили Москву от немецких налетов. Великолепные МиГ-15 очистили небо Кореи от «Летающих крепостей», похоронив надежды США на победу в ядерной войне. Прославленные МиГ-21 сбивали американские «Фантомы» над Вьетнамом и израильские «Миражи» над Голанскими высотами. Вся история ОКБ им. А. И. Микояна – это летопись рекордов, достижений и побед: первый отечественный реактивный самолет Миг-9; первый в мире серийный сверхзвуковой МиГ-19; революционный для своего времени МиГ-23 с изменяемой геометрией крыла; стремительный МиГ-25, первым среди серийных машин достигший скорости 3000 км/ч.; сверхманевренный МиГ-29, по праву считающийся одним из лучших истребителей четвертого поколения, «мечтой любого пилота» … Менее известен вклад Микояна в космические победы СССР, а ведь именно под его руководством создавались искусственные спутники Земли и сверхсекретный пилотируемый воздушно-космический самолет «Спираль», не имеющий себе равных.

Снимая гриф секретности, эта книга восстанавливает подлинную историю МиГа за три четверти века. Это – лучшая творческая биография великого авиаконструктора и его легендарного КБ, ставшего гордостью отечественного авиапрома.

Пистолеты и револьверы. Выбор, конструкция, эксплуатация

В книге изложены история, конструктивные и эксплуатационные особенности наиболее интересных и выдающихся образцов автоматических пистолетов и револьверов – от самого зарождения этого класса оружия до наших дней. Книга рассчитана не на профессионалов стрелкового дела, а на тех мужчин, кто хочет вступить в «оружейный мир» уже вооруженный знаниями – об оружии, его истории, удобстве использования и предназначении.

Кроме того, книга поможет определиться тем, кто в данный момент выбирает для себя гражданское оружие самообороны, и сделать выбор, который, возможно, однажды спасет вам жизнь.

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.