Фаза I: май, 14 —июнь, 11

Силы противоборствующих сторон

Евреи. В Хагану, армию нового еврейского государства под командованием Израэля Галили, было мобилизовано около 30 тыс. человек, включая 2500 человек из состава Пальмаха под командованием полковника Игала Аллона. Запасов оружия должно было хватить на вооружение дополнительных 30 тыс. хорошо подготовленных солдат из состава резерва Хаганы. Кроме того, в каждом поселении была хорошо обученная вооруженная охрана. Номинально 3500 бойцов Иргуна и 500 человек группы Штерна подчинялись командованию Хаганы.

Арабы. Силы арабов были неоднородны. Арабская освободительная армия располагала 4 тыс. плохо обученных солдат, разделенных на четыре группы. Ливан выставил четыре пехотных батальона и две артиллерийские батареи – всего около 2,5 тыс. солдат и офицеров. Сирия выставила две пехотные бригады, один танковый батальон и две авиационные эскадрильи – всего около 10 тыс. солдат и офицеров. Трансиорданский арабский легион под командованием британского генерала Джона Глабба состоял из трех бригад и четырех бронеавтомобильных батальонов – всего около 10 тыс. человек. Это было лучшее по качеству подготовки и боеспособности арабское соединение. Египет выставил вначале одну бригаду, два или три отдельных батальона, две авиационные эскадрильи и вспомогательные подразделения – всего около 7500 человек. Кроме того, численность Армии спасения составляла 4 тыс. человек, а кроме того, в местных подразделениях числилось много вооруженных арабов (не меньше 50 тыс.), которые – несмотря на плохую организацию и отсутствие военной квалификации – представляли собой постоянную угрозу еврейским поселениям и сковывали действия существенной части мобилизованных евреями войск.

Операции на севере

1948, май, 14–19. Вторжение Сирии и Ливана.

Попытка сирийского вторжения была остановлена у границы в районе Дегания (здесь отличился генерал Моше Даян), Цмаха и Мишмар Хайярден. Ливанцы были остановлены у Малкайя.

1948, май, 15 —июнь, 4. Иракское вторжение. Наступая из Мафрака через Ирбид, иракцы пересекли Иорданию южнее Галилейского моря, но повторные попытки взять Гешир успеха не имели (май,

16—22). В то же время другие части двинулись на Дженин и оккупировали большую часть Самарии, при этом танковые клинья приблизились к Нетании (май, 30). Попытки израильтян занять Дженин были отбиты (июнь, 1–4), но иракцы были, вследствие этого, вынуждены сконцентрировать силы в районе Наблус – Дженин и уйти из Западной Самарии.

1948, май, 20. Назначение посредника ООН. Совет Безопасности ООН назначил посредником между евреями и арабами шведа Фольке Бернадота.

1948, июнь, 6—10. Возобновление сирийского и ливанского наступления. Сирийцы не смогли захватить Эйн-Гев, но смогли взять Мишмар-Хайярден. Ливанцы, при поддержке АОА и сирийских подразделений, взяли Матка (июнь, 6), Рамат-Нафтали (июнь, 7) и Кадеш (июнь, 7). Развивая успех, АОА смогла овладеть большей частью Центральной и Северной Галилеи.

Операции в центральном секторе

1948, май, 15–25. Битва за Иерусалим. В ходе тяжелых боев арабский легион генерала Глабба захватил и удержал восточную и южную часть Нового города, а также без сопротивления захватил большую часть Старого города.

1948, май, 15–28. Осада еврейского квартала в Старом городе Иерусалима. Пользуясь поддержкой местных арабов, арабский легион начал продвижение через еврейский квартал, отбив три попытки евреев остановить наступление. Окруженный еврейский гарнизон был вынужден сдаться.

1948, май, 18 —июнь, 10. Борьба за дорогу Тель-Авив – Иерусалим. Еврейские подразделения под командованием американского добровольца полковника Дэвида «Микки» Маркуса неудачно пытались прорваться по удерживаемой арабами дороге из Тель-Авива в Иерусалим, но зато смогли защитить строителей новой дороги, проложенной через горы южнее ее основного полотна. Дорога была открыта за один день до прекращения огня (июнь, 10). За несколько часов до перемирия полковник Маркус (не знавший иврита) был убит еврейским патрулем, так как не остановился по его требованию.

1948, май, 25–30. Первое сражение за Латрун (Баб-эль-Вед). Батальон арабского легиона под командованием подполковника Хабиса эль-Маджали занял Латрун, блокировав дорогу Тель-Авив – Иерусалим и создав угрозу Тель-Авиву. Повторные попытки евреев выбить арабов из Латруна успеха не имели.

1948, июнь, 9—10. Второе сражение за Латрун. Арабский легион снова отбил атаки евреев.

Операции на юге

1948, май, 15. Египетское вторжение. Две египетские бригады вошли в Палестину под командованием генерал-майора Ахмеда Али эль-Мавави. Главные силы с базой в Эль-Арише продвинулись вдоль побережья, оккупировав Газу и создав угрозу Тель-Авиву. Меньшие силы – в основном добровольцы АОА – двинулись из Абу-Агейлы через Беершебу на Иерусалим.

1948, май, 16 —июнь, 7. Египетское прибрежное наступление. Египтяне прошли Газу, удерживаемую подразделениями АОА и местными отрядами (май, 16). После тяжелых боев эта колонна захватила Яд-Мордехай (май, 19–24), а затем начала наступать через Мадждал и Ашкелон, имея целью взятие Ашдода (май, 29), всего в 40 км от Тель-Авива. Попытки евреев отбить Ашдод успеха не имели (июнь, 2–3). Обойденный ранее населенный пункт Нитцанин был атакован и взят египтянами в ходе ожесточенного боя (июнь, 7). Этот успех обеспечил надежную связь бригад с тыловой базой в Эль-Арише.

1948, май, 16 —июнь, 10. Египетское наступление в глубь страны.

1948, май, 16 —июнь, 10. Египетское наступление в глубь страны.

Вторая колонна, наступая через Эль-Ауджу, захватила Беершебу (май, 20) и Хеврон (май, 21), и у Вифлеема соединилась с войсками Арабского легиона (май, 23).

1948, июнь, 11 —июль, 9. Первое перемирие. Под эгидой ООН обе стороны с готовностью согласились на возможность отдохнуть, реорганизовать и перегруппировать силы. Численность израильских сил к этому времени достигла 49 тыс. человек. Из Нью-Йорка прибыли первые международные полицейские силы —49 обмундированных в военную форму военнослужащих ООН (июнь, 20).

Похожие книги из библиотеки

Роль морских сил в мировой истории

Известный историк и морской офицер Альфред Мэхэн подвергает глубокому анализу значительные события эпохи мореплавания, произошедшие с 1660 по 1783 год. В качестве теоретической базы он избрал наиболее успешные морские стратегии прошлого – от Древней Греции и Рима до Франции эпохи Наполеона. Мэхэн обращает пристальное внимание на тактически значимые качества каждого типа судна (галер, брандер, миноносцев), пункты сосредоточения кораблей, их боевой порядок. Перечислены также недостатки в обороне и искусстве управления флотом. В книге цитируются редчайшие документы и карты. Этот классический труд оказал сильнейшее влияние на умы государственных деятелей многих мировых держав.

Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.

АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили

С самого своего рождения отечественный автопром не был изолирован от остального мира – даже в наиболее сложные периоды истории, в разгар «холодной войны» и открытой конфронтации с Западом, иностранные машины составляли заметную часть автопарка СССР, активно использовались и в Советской Армии, и в народном хозяйстве. Речь прежде всего о сотнях тысяч автомобилей, полученных в годы Второй Мировой войны по ленд-лизу, а также о трофейной технике, захваченной у Вермахта и его союзников. Хотя в СССР об этом не принято было упоминать, трофейные и ленд-лизовские машины сыграли важную роль в развитии советской автомобильной промышленности, бурный прогресс которой в послевоенный период стал возможен благодаря тщательному изучению мирового опыта.

Много лет работая над этой темой, буквально по крупицам собрав и обработав колоссальный объем информации, автор впервые воссоздает подлинную историю этого автоНАШЕСТВИЯ на СССР, оставившего заметный след в судьбе отечественного автопрома.

Неизвестный Лавочкин

Легендарные самолеты Героя Социалистического Труда С.А. Лавочкина по праву считаются одним из символов Победы. Хотя его первенец ЛаГГ-3 оказался откровенно неудачным, «заслужив» прозвище «лакированный гарантированный гроб», установка нового мотора и усовершенствование конструкции буквально преобразили эту тяжелую неповоротливую машину, превратив в лучший истребитель Великой Отечественной – прославленные Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7 сначала перехватили у немцев господство в воздухе, а затем и сломали хребет Люфтваффе. Именно на этих самолетах воевали двое из пяти лучших советских асов, а Иван Кожедуб первым сбил новейший реактивный Me.262. Именно Лавочкин стоял у истоков советской реактивной авиации – это его истребители первыми преодолели сверхзвуковой, а межконтинентальная крылатая ракета «Буря» – и тепловой барьер. Это в его ОКБ были созданы и первые отечественные беспилотники, и зенитные управляемые ракеты, прикрывавшие Москву в разгар холодной войны.

Прорывая завесу тотальной секретности, многие десятилетия окружавшую проекты Лавочкина, эта книга по крупицам восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора и подлинную историю его авиашедевров.