Операции на Синайском фронте

1967, июнь, 5. Упреждающий удар авиации Израиля. С одобрения премьер-министра Леви Эшкола и с санкции министра обороны генерала Моше Даяна израильский Генеральный штаб под началом генерал-лейтенанта Ицхака Рабина решил, что война неизбежна и поэтому Израиль должен, используя эффект внезапности, начать упреждающее наступление на суше и в воздухе. Рано утром израильская авиация была поднята в воздух. Самолеты углубились на запад, а затем развернулись над акваторией Средиземного моря на юг и атаковали все египетские военные аэродромы, одним ударом уничтожив практически всю египетскую военную авиацию. В тот же день Израильские ВВС такими же ударами уничтожили авиацию Иордании и Сирии, а также осуществили операцию возмездия за налет иракской авиации, причинив своей атакой большой урон иракской авиации на базе близ Мосула.

1967, июнь, 5. Первый день. С севера на юг наземные израильские силы состояли из усиленной механизированной бригады полковника Иегуды Решефа, механизированной дивизии генерал-майора Израэля Таля, бронетанковой дивизии генерал-майора Авраама Иоффе и механизированной дивизии генерал-майора Ариэля Шарона. Южнее, вдоль фронта были развернуты более мелкие части и подразделения – вплоть до Эйлата. Дивизия Таля начала наступление на участке Хан-Юнис – Рафах – Эль-Ариш. Бригада Решефа и приданные ей части вступили в сектор Газа, а дивизия Шарона ударила на юг, по важным укреплениям в районе Абу-Агейла – Куссейма. Позднее, в тот же день, между полосами наступления Решефа и Шарона, началось наступление на юг дивизии Иоффе, имевшей целью выйти на Синайский полуостров и отрезать египетской армии путь к отступлению.

1967, июнь, 6. Обвинение США в участии в конфликте. Из радиоперехвата израильской разведки стало известно о переговорах между королем Хусейном и президентом Насером, в ходе которых они решили публично обвинить США в участии в войне на стороне Израиля. Обвинение так и не было высказано, так как израильтяне опубликовали стенограмму переговоров. Большинство арабских стран, за исключением Иордании, последовало примеру Египта и разорвало дипломатические отношения с США.

1967, июнь, 6. Второй день. Во второй половине дня Газа сдалась войскам генерала Решефа. Таль, очистив Рафах и Эль-Ариш, отправил отряд спецназа к ведущей к Суэцкому каналу дороге Эль-Ариш – Романи и с остальными силами своей дивизии повернул в глубь Синая, присоединившись к Иоффе. Шарон, быстро захватив Абу-Агейлу, направил часть сил на зачистку Рафаха и Эль-Ариша. С оставшимися силами он повернул на юг и ударил в направлении Ан-Нахля и перевала Митла. Иоффе, после короткой задержки к востоку от Бир-Лахфана, совершил успешную ночную атаку главных египетских сил в Центральном Синае близ Джебель-Либни. Израильтяне не знали о том, что главнокомандующий египетской армией фельдмаршал Абдель Хаким Амер отдал приказ всем находящимся на Синайском полуострове частям и соединениям отступать за канал. Этот приказ довершил деморализацию, поразившую египтян после успешной израильской атаки.

1967, июнь, 7. Третий день. Главные силы Таля вышли к Бир-Гифгафа; на севере отряд его спецназа обошел Романи. Передовая бригада Иоффе, практически израсходовав горючее и боеприпасы, достигла восточного конца перевала Митла, где была окружена отступающими египетскими частями. На выручку попавшим в тяжелое положение израильтянам поспешила вторая бригада Иоффе. Шарон приблизился к Ан-Нахлю. Другие части очистили северо-восточную часть Синая; высаженным воздушным и морским десантом был взят Шарм-эш-Шейх.

1967, июнь, 8. Четвертый день. Египетские танковые части из Исмаилии попытались прикрыть общий отход египетских войск, но были без труда отброшены Талем, который затем продолжил наступление к Суэцкому каналу между Кантарой и Исмаилией. Дивизия Иоффе, освободив окруженную бригаду, пробилась через перевал Митла и вышла к Суэцкому каналу против Суэца. После изнурительного марша по пустыне дивизия Шарона взяла Ан-Нахль, а затем, вслед за дивизией Иоффе, преодолела перевал Митла. Если не считать разрозненных, попавших в окружение египетских частей, Синай был полностью в руках израильской армии.

1967, июнь, 9. Прекращение огня. Совет Безопасности ООН призвал стороны прекратить огонь. По условиям прекращения военных действий под контролем Израиля оставалась вся территория Синая к востоку от Суэцкого канала. Израиль немедленно принял условия Совета Безопасности, в тот же день с ними согласился и Египет.

Похожие книги из библиотеки

АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили

С самого своего рождения отечественный автопром не был изолирован от остального мира – даже в наиболее сложные периоды истории, в разгар «холодной войны» и открытой конфронтации с Западом, иностранные машины составляли заметную часть автопарка СССР, активно использовались и в Советской Армии, и в народном хозяйстве. Речь прежде всего о сотнях тысяч автомобилей, полученных в годы Второй Мировой войны по ленд-лизу, а также о трофейной технике, захваченной у Вермахта и его союзников. Хотя в СССР об этом не принято было упоминать, трофейные и ленд-лизовские машины сыграли важную роль в развитии советской автомобильной промышленности, бурный прогресс которой в послевоенный период стал возможен благодаря тщательному изучению мирового опыта.

Много лет работая над этой темой, буквально по крупицам собрав и обработав колоссальный объем информации, автор впервые воссоздает подлинную историю этого автоНАШЕСТВИЯ на СССР, оставившего заметный след в судьбе отечественного автопрома.

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.

Авиация Красной армии

В краткой энциклопедии летательных аппаратов, разрабатывавшихся в СССР накануне и во время Второй мировой войны и состоявших на вооружении Красной армии, представлены проекты самолетов (в том числе двухбалочных и двухфюзеляжных «бесхвосток» и «летающих крыльев»), самолетов-снарядов, составных самолетов, вертолетов, автожиров, планеров, конвертопланов, кольцепланов, аппаратов на воздушной подушке, крылатых ракет и т. д. Рассмотрены аппараты, строившиеся серийно или опытными партиями, принимавшие участие в боевых действиях или вспомогательных операциях. Рассказано также об опытных машинах, запланированное производство которых было прервано окончанием войны, машинах, которые по тем или иным причинам не производились серийно, полученным по ленд-лизу трофейным самолетам и самолетам лицензионной постройки, принятым на вооружение.

В книге приведены основные характеристики летательных аппаратов и сведения о боевых операциях, в которых они применялись. Книга снабжена большим количеством иллюстративного материала и предназначена для широкого круга читателей.

Все авиа-шедевры Мессершмитта. Взлет и падение Люфтваффе

Как бы ни были прославлены Юнкерс, Хейнкель и Курт Танк, немецким авиаконструктором № 1 стали не они, а Вилли МЕССЕРШМИТТ.

Эта книга – первая творческая биография гения авиации, на счету которого множество авиашедевров – легендарный Bf 109, по праву считающийся одним из лучших боевых самолетов в истории; знаменитый истребитель-бомбардировщик Bf 110; самый большой десантный планер своего времени Ме 321; шестимоторный военно-транспортный Ме 323; ракетный перехватчик Ме 163 и, конечно, эпохальный Ме 262, с которого фактически началась реактивная эра. Случались у Мессершмитта и провалы, самым громким из которых стал скандально известный Ме 210, но, несмотря на редкие неудачи, созданного им хватило бы на несколько жизней.

Сам будучи авиаконструктором и профессором МАИ, автор не только восстанавливает подлинную биографию Мессершмитта и историю его непростых взаимоотношений с руководством Третьего Рейха, но и профессионально анализирует все его проекты.