Первая война с Римом

55—38 гг. до н. э

Предыстория. Римский наместник в Сирии Авл Габин поддержал бежавшего в провинцию Митридата против Орода и дал ему войска для вторжения в Месопотамию. Сурен, выдающийся полководец войска Орода, наносит в битве при Селевкии поражение Митридату (55). В Вавилоне войско Митридата было блокировано, сам он взят в плен и убит (54).

54–53. Военная кампания при Каррах. Участие римлян в этой военной кампании послужило предлогом для вторжения Красса в Парфию. Перейдя Евфрат, на 39-тысячную армию Красса неожиданно напал у Карр Сурен, командовавший конницей, точная численность которой неизвестна. Римляне, попав в этой полупустынной степи в окружение, выстроились в каре против конницы парфянцев. Однако Сурен вовсе не собирался смыкать кольцо окружения. Вместо этого он применил тактику обстрела: римляне были осыпаны стрелами парфян; когда у одного воина стрелы в колчане заканчивались, на его место вставал другой; тем временем первый пополнял свой запас из верблюжьего обоза. Римляне, не в силах противостоять врагу, страдая от недостатка воды и жаркого солнца, понесли тяжелые потери. Красе направляет сына, Публия Красса, с 6-тысячным войском из легионеров, кавалерии и вспомогательных отрядов лучников в атаку в обход главных сил парфянского войска. Конница парфян, отступив, отрезала отряд Красса от основных сил римлян, окружила его и полностью уничтожила. Тем временем продолжался обстрел основных сил римского войска. С наступлением темноты Красе отошел на запад; 4 тыс. раненых он оставил парфянам на растерзание. Однако уже на следующий день схватка возобновилась. Красе, покинувший войско для начавшихся затем переговоров, был предательски убит парфянами. Отступление римского войска продолжалось; за римлянами неотступно следовали парфяне. Лишь 5 тыс. римлян удалось вернуться на родину. 10 тыс. попали в плен и были проданы парфянами в рабство. Остальные погибли.

Комментарий. Поражение при Каррах имело как политические, так и военные последствия. Рассматривая Карры с точки зрения политической истории, следует отметить усиление взаимной ненависти между парфянами и римлянами; кроме того, в руках парфянских правителей временно оказались Месопотамия и Армения. Значение битвы для военной истории состоит в том, что впервые не знавшая поражений римская пехота была уничтожена кавалерийскими войсками, основу боеспособности которых составляли высокая подвижность и применение обстрела противника, а не мощный удар. Конница парфян становится предвестием господства кавалерии на Ближнем и Среднем Востоке.

53–38. Столкновения между римлянами и парфянами. Римляне без особого труда дают отпор нескольким вторжениям в Сирию, предпринятым парфянами. В битве при Гиндарии (близ Антиохии) погиб парфянский царевич Пакор (38).

36–34. Неоднократные вторжения римских войск под командованием Антония в Парфию.

32–31. Завоевание парфянами ряда римских областей. Воспользовавшись тем, что римляне были поглощены войной между Антонием и Октавианом, парфянский царь Фраат IV захватывает некоторые области, подвластные Риму.

31–26. Династическая война. Фраат IV с большими потерями подавляет поднятый Тридатом мятеж.

20. Мир между Парфией и Римом.

Похожие книги из библиотеки

Великие танковые сражения. Стратегия и тактика. 1939-1945

Книга посвящена главной ударной мощи сухопутных сил – танковым войскам. Автор реконструировал основные танковые сражения Второй мировой войны, подробно рассказал о предыстории создания и послевоенном развитии бронетанковой техники, дал характеристику различных видов и типов танков, уделяя большое внимание броневой защите и параметрам танковых орудий, их маневренности в конкретных ландшафтах. Издание снабжено картами, схемами и фотографиями.

АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили

С самого своего рождения отечественный автопром не был изолирован от остального мира – даже в наиболее сложные периоды истории, в разгар «холодной войны» и открытой конфронтации с Западом, иностранные машины составляли заметную часть автопарка СССР, активно использовались и в Советской Армии, и в народном хозяйстве. Речь прежде всего о сотнях тысяч автомобилей, полученных в годы Второй Мировой войны по ленд-лизу, а также о трофейной технике, захваченной у Вермахта и его союзников. Хотя в СССР об этом не принято было упоминать, трофейные и ленд-лизовские машины сыграли важную роль в развитии советской автомобильной промышленности, бурный прогресс которой в послевоенный период стал возможен благодаря тщательному изучению мирового опыта.

Много лет работая над этой темой, буквально по крупицам собрав и обработав колоссальный объем информации, автор впервые воссоздает подлинную историю этого автоНАШЕСТВИЯ на СССР, оставившего заметный след в судьбе отечественного автопрома.

Пистолеты и револьверы. Выбор, конструкция, эксплуатация

В книге изложены история, конструктивные и эксплуатационные особенности наиболее интересных и выдающихся образцов автоматических пистолетов и револьверов – от самого зарождения этого класса оружия до наших дней. Книга рассчитана не на профессионалов стрелкового дела, а на тех мужчин, кто хочет вступить в «оружейный мир» уже вооруженный знаниями – об оружии, его истории, удобстве использования и предназначении.

Кроме того, книга поможет определиться тем, кто в данный момент выбирает для себя гражданское оружие самообороны, и сделать выбор, который, возможно, однажды спасет вам жизнь.

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.