Китай (Китайская народная республика)

1976, сентябрь, 9. Смерть Мао Цзэдуна. Смерть первого лидера Китайской коммунистической партии, теоретика партизанской войны и основателя Китайской Народной Республики, дала возможность прагматически настроенным лидерам коммунистической партии перейти от идеализма к практике в делах управления самым многочисленным народом на Земле. Самым могущественным человеком в Китае вскоре стал Дэн Сяопин, который, консолидировав свою власть, сумел оттеснить на вторые роли преемника Мао Хуа Гофэна, который стал премьер-министром (1980, сентябрь, 4).

1979, январь, 1. Установление дипломатических отношений с США. Это был беспримерный дипломатический триумф КНР. США согласились разорвать дипломатические отношения с националистическим правительством Тайваня и расторгнуть с ним договор о совместной обороне. США согласились считать Тайвань провинцией Китая, а КНР взяла на себя обязательство не посягать на территорию Тайваня.

1979, февраль, 17. Вторжение во Вьетнам (см. с. 1093).

1980, май, 18. Испытательный запуск китайской межконтинентальной баллистической ракеты. Китайцы осуществили первый успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты. Она пролетела 9976 км.

1987, январь, 1–5. Массовые студенческие демонстрации. Тысячи студентов в 11 китайских городах вышли на мирные демонстрации, требуя большей демократии и свободы мнений.

1989, апрель – май. Студенческие волнения в Пекине. Толпы студентов и их сторонников прошли по городу и собрались на площади Тяньаньмэнь, требуя больших демократических свобод. Войска стояли в пригородах Пекина, но обеим сторонам удалось избежать насилия. 20 мая в Пекине было введено военное положение.

1989, июнь, 3–4. Кровопролитие на площади Тяньаньмэнь. Массы войск, собранные в пригородах, двинулись к площади Тяньаньмэнь, подавляя сопротивление (иногда серьезное) уличных баррикад танками и огнем из легкого стрелкового оружия. По разным оценкам, число жертв составило от нескольких сотен до полутора тысяч человек. Жестокое подавление демонстрации вызвало волну протестов во всем мире, включая и США. Соединенные Штаты прекратили всякие официальные контакты с Пекином. Дело едва не дошло до разрыва дипломатических отношений.

Похожие книги из библиотеки

АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили

С самого своего рождения отечественный автопром не был изолирован от остального мира – даже в наиболее сложные периоды истории, в разгар «холодной войны» и открытой конфронтации с Западом, иностранные машины составляли заметную часть автопарка СССР, активно использовались и в Советской Армии, и в народном хозяйстве. Речь прежде всего о сотнях тысяч автомобилей, полученных в годы Второй Мировой войны по ленд-лизу, а также о трофейной технике, захваченной у Вермахта и его союзников. Хотя в СССР об этом не принято было упоминать, трофейные и ленд-лизовские машины сыграли важную роль в развитии советской автомобильной промышленности, бурный прогресс которой в послевоенный период стал возможен благодаря тщательному изучению мирового опыта.

Много лет работая над этой темой, буквально по крупицам собрав и обработав колоссальный объем информации, автор впервые воссоздает подлинную историю этого автоНАШЕСТВИЯ на СССР, оставившего заметный след в судьбе отечественного автопрома.

Советские танковые армии в бою

Новая книга от автора бестселлеров «Штрафбаты и заградотряды Красной Армии» и «Бронетанковые войска Красной Армии». ПЕРВОЕ исследование истории создания и боевого применения советских танковых армий в ходе Великой Отечественной.

Они прошли долгий и трудный путь от первых неудач и поражений 1942 года до триумфа 1945-го. Они отличились во всех крупных сражениях второй половины войны – на Курской дуге и в битве за Днепр, в Белорусской, Яссо-Кишиневской, Висло-Одерской, Берлинской и других стратегических наступательных операциях. Обладая сокрушительной мощью и феноменальной подвижностью, гвардейские танковые армии стали элитой РККА и главной ударной силой «блицкригов по-русски», сломавших хребет прежде непобедимому Вермахту.

Неизвестный Лавочкин

Легендарные самолеты Героя Социалистического Труда С.А. Лавочкина по праву считаются одним из символов Победы. Хотя его первенец ЛаГГ-3 оказался откровенно неудачным, «заслужив» прозвище «лакированный гарантированный гроб», установка нового мотора и усовершенствование конструкции буквально преобразили эту тяжелую неповоротливую машину, превратив в лучший истребитель Великой Отечественной – прославленные Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7 сначала перехватили у немцев господство в воздухе, а затем и сломали хребет Люфтваффе. Именно на этих самолетах воевали двое из пяти лучших советских асов, а Иван Кожедуб первым сбил новейший реактивный Me.262. Именно Лавочкин стоял у истоков советской реактивной авиации – это его истребители первыми преодолели сверхзвуковой, а межконтинентальная крылатая ракета «Буря» – и тепловой барьер. Это в его ОКБ были созданы и первые отечественные беспилотники, и зенитные управляемые ракеты, прикрывавшие Москву в разгар холодной войны.

Прорывая завесу тотальной секретности, многие десятилетия окружавшую проекты Лавочкина, эта книга по крупицам восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора и подлинную историю его авиашедевров.

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.