Эфиопия

1975, январь, 31 —июль, 31. Эскалация гражданской войны в Эритрее. Эфиопские войска продолжали сражаться с эритрейскими сепаратистами в Асмаре и к северу от столицы провинции. Повстанцы, несмотря на все усилия, не смогли перерезать дорогу, связывающую столицу страны Аддис-Абебу с глубоководным портом Ассабой на Красном море. Повстанцам не удалось также захватить Асмару и Керен – город к северо-западу от Асмары. Несмотря на эти неудачи, мятежники контролировали сельские районы вокруг Асмары. Пытаясь добиться решающих успехов, две фракции повстанцев – Революционное командование эритрейского фронта освобождения и Народный фронт освобождения Эритреи – объединили свои вооруженные силы.

1976, май, 16. Мирные предложения Эфиопии. Бригадный генерал Тафари Банти, глава эфиопского государства и номинальный глава военного совета, предложил амнистию эритрейских политических заключенных, не исключив при этом возможность предоставления Эритрее региональной автономии, если повстанцы прекратят огонь.

1976, май, 18–22. Наступления эфиопского крестьянского ополчения. В то время, когда эфиопское правительство предлагало мир, против эритрейских мятежников начало наступление эфиопское крестьянское ополчение численностью около 50 тыс. человек. Наступательный порыв иссяк почти сразу после того, как эритрейские мятежники взорвали один из ключевых мостов. Вскоре крестьянское ополчение было распущено (июнь, 13).

1976, декабрь. Эфиопия подписывает пакт о взаимопомощи с Советским Союзом. Эфиопские лидеры подписали долговременное соглашение о военной помощи с Советским Союзом.

1977, январь, 5 —август, 25. Успехи эритрейских повстанцев. Народный фронт освобождения Эритреи одержал важную психологическую победу, заняв город Карора (январь, 5). Вскоре после этого повстанцы взяли окружной центр Накфу (март, 23). Потом был взят Керен, второй по величине город Эритреи и ключевой пункт обороны северных и западных районов провинции (июль, 3). Воспользовавшись тем, что эфиопская армия завязла в Огадене, эритрейцы атаковали глубоководный порт на Красном море Массива, в 72,4 км к востоку от Асмары (июль, 15). Массива была блокирована, и почти вся северная часть провинции оказалась в руках повстанцев (август, 25).

1977, январь – июнь. Восстание в провинции Огаден. Большинство населения пустынной эфиопской провинции Огаден составляли сомалийцы. Воодушевленный советской поддержкой сомалийского правительства Фронт освобождения Западного Сомали взялся за оружие, чтобы свергнуть эфиопское правление и воссоединиться с Сомали. Под натиском повстанцев эфиопским войскам пришлось отойти в укрепленные горные районы в Джиджиге, Хараре и Диредаве.

1977, февраль, 3. Менгисту захватывает власть.

Полковник Менгисту Хайле Мариам и его сторонники сместили бригадного генерала Тафари Банти в ходе кровавой перестрелки в Аддис-Абебе. Во время перестрелки Банти был убит. Менгисту стал править практически единолично.

Война с Сомали за Огаден

1977, июль, 13. Сомалийское вторжение в Огаден. Поощряемый советской экономической и военной помощью, а также воспользовавшись отвлечением эфиопской армии на фронты Эритреи, президент Сомали Сиад Барре направил войска в эфиопскую провинцию Огаден, расположенную у северо-западных границ Сомали, на помощь Фронту освобождения Западного Сомали с конечной целью аннексировать провинцию. Барре, однако, настаивал на том, что в Огадене воюют исключительно добровольцы, а не регулярные войска. Действия Барре были полной неожиданностью для Советского Союза, который начал также оказывать военную помощь Эфиопии.

1977, август, 16–19. Сражение за Диредаву. Эфиопские войска сумели отразить наступление сомалийцев и сил Фронта освобождения Западного Сомали и удержать позиции у Диредавы. Насколько эфиопы были обязаны своим успехом присутствию советских военных советников и кубинских солдат – неясно. Сомалийцам, однако, удалось перерезать железную дорогу между Аддис-Абебой и красноморским портом Джибути.

1977, сентябрь, 4—14. Сражение за Джиджигу.

Сомалийцы и силы Фронта освобождения Западного Сомали нанесли поражение эфиопам, уничтожив или захватив при этом около 50 танков. Потери были тяжелыми с обеих сторон. Сомалийцы захватили перевал Кара-Марда (сентябрь, 23–27) и начали наступление с севера и с востока, блокируя Хараре.

Эфиопские войска при помощи советских военных специалистов и кубинских частей остановили дальнейшее продвижение сомалийцев, и на фронте наступило затишье. СССР старался примирить двух своих воинственных клиентов.

1977, ноябрь, 13. Изгнание советских специалистов из Сомали. Придя в ярость оттого, что его советские союзники помогали и его эфиопским врагам, Сиад Барре выгнал из страны советских военных и технических специалистов, а заодно и закрыл советские военные базы в Могадишо и в остальных пунктах побережья Индийского океана. Советский генерал-полковник Григорий Борисов, начальник советской военной миссии, переехал в Эфиопию.

1977, ноябрь —1978, январь. Нарастание советского и кубинского военного присутствия в Эфиопии. Число советских военных советников возросло от нескольких десятков до полутора тысяч человек. Численность кубинских частей, дислоцированных в Эфиопии, возросла с 500 до И тыс. военнослужащих. Советской военной миссией командовал генерал армии Василий Петров, заместитель командующего сухопутными силами ВС СССР. Помогал ему прибывший из Сомали генерал Борисов. Планировалось эфиопско-кубинское наступление в Огадене.

1978, февраль, 6. Освобождение Хараре. Эфиопские и кубинские войска, поддержанные с воздуха самолетами с советскими и кубинскими экипажами, вытеснили сомалийцев с позиций вокруг Хараре. Наступление было, однако, остановлено окопавшимися в районе Бабиле и перевала Кара-Марда сомалийскими войсками и силами ФОЗС (февраль, 14).

1978, март, 2–5. Сражение за Диредаву и Джиджигу. Эфиопско-кубинское наступление началось с высадки кубинского парашютного десанта, батальон которого, сброшенный вблизи Диредавы, разбил сомалийский отряд, перекрывший железную дорогу. Эфиопская 10-я дивизия, наступавшая вдоль железной дороги, блокировала главные сомалийские позиции вокруг Джиджиги с севера и с востока. Кубинские парашютисты обрушились с тыла на сомалийские позиции, в то время как третий кубинский пехотный полк и танковый полк продвигались на юг и восток через перевал Кара-Марда. Практически окруженные сомалийцы были разбиты, понеся при этом тяжелые потери.

1978, март, 8. Вывод сомалийских войск из Огадена. Президент Барре попросил о прекращении огня и начал выводить свои войска из Огадена. Сопротивление ФОЗС продолжилось, но было легко подавлено одержавшими победу эфиопами, которые могли теперь обратить все свое внимание на фронт борьбы с эритрейскими сепаратистами.

1978, апрель, 6—30. Концентрация эфиопских войск в Эритрее. Менгисту был преисполнен решимости военной силой решить эритрейскую проблему – будь то с участием советских и кубинских войск или без такового. Несмотря на то что советники рекомендовали Менгисту урегулировать конфликт мирными средствами, он начал концентрировать у границы с Эритреей силы численностью около 100 тыс. человек.

1978, июль – ноябрь. Эфиопское наступление в Эритрее. Эфиопские войска начали наступление в районе между Тигре и Багемдиром (июль, 26). Эфиопам удалось оттеснить эритрейцев от Массавы и продвинуться к Керену. После ряда кровопролитных боев эфиопам удалось взять Керен (ноябрь, 27). Повстанцы отступили в северо-западную часть провинции.

1979–1988. Гражданская война на севере. Несмотря на обладание современным советским оружием и помощь советских, кубинских и восточногерманских советников и инструкторов, правительственные войска не могли добиться решительной победы в длительной, шедшей уже несколько десятилетий (с 1962) вялой войне в провинции Тигре и в Эритрее. Хорошо организованные и опытные партизаны были на удивление хорошо вооружены и оснащены. Правительственная доктринерская марксистская программа реформ в сочетании с угнетением граждан, не принадлежавших к амхарскому этносу, отталкивали многих эфиопов и, по сути, помогали повстанцам.

1988–1989. Трудности в Тигре и Эритрее. Несколько крупных наступательных операций правительственных войск в Эритрее и Тигре закончились неудачей. Многие подразделения сдавались, и в руки повстанцев попало много оружия и военного снаряжения. Впервые Фронт освобождения Тигре стал представлять для правительства реальную угрозу. Инициатива в боевых действиях перешла к повстанцам.

1989, май. Попытка государственного переворота. В середине месяца, когда президента Менгисту не было в стране, группа недовольных офицеров попыталась совершить государственный переворот. После тяжелых боев в Аддис-Абебе и Асмаре, мятежники сдались. Впоследствии двенадцать высших офицеров армии предстали перед судом и были казнены (1990, май).

1989, осень —1990, весна. Победа повстанцев. Уставшие от войны, верные правительству войска начали отступать по всему фронту под натиском объединенных сил Тигре и Эритреи. Повстанцы осадили столицу Эритреи Асмару. Бои шли в 100 км от Аддис-Абебы (конец 1990).

1991, май. Падение правительства. Менгисту бежал из страны (май, 21), а несколько дней спустя повстанцы вошли в Аддис-Абебу, где создали новое правительство (май, 28).

Похожие книги из библиотеки

Главные мифы о Второй Мировой

?Усилиями кинематографистов и публицистов создано множество штампов и стереотипов о Второй мировой войне, не выдерживающих при ближайшем рассмотрении никакой критики.

Ведущий российский военный историк Алексей Исаев разбирает наиболее нелепые мифы о самой большой войне в истории человечества: пресловутые «шмайсеры» и вездесущие пикирующие бомбардировщики, «неуязвимые» «тридцатьчетверки» и «тигры», «непреодолимая» линия Маннергейма, заоблачные счета асов Люфтваффе, реактивное «чудо-оружие», атаки в конном строю на танки и многое другое – эта книга не оставляет камня на камне от самых навязчивых штампов, искажающих память о Второй мировой, и восстанавливает подлинную историю решающей войны XX века.

?Книга основана на бестселлере Алексея Исаева «10 мифов о Второй мировой», выдержавшем 7 переизданий. Автор частично исправил и существенно дополнил первоначальный текст.

Неизвестный Лавочкин

Легендарные самолеты Героя Социалистического Труда С.А. Лавочкина по праву считаются одним из символов Победы. Хотя его первенец ЛаГГ-3 оказался откровенно неудачным, «заслужив» прозвище «лакированный гарантированный гроб», установка нового мотора и усовершенствование конструкции буквально преобразили эту тяжелую неповоротливую машину, превратив в лучший истребитель Великой Отечественной – прославленные Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7 сначала перехватили у немцев господство в воздухе, а затем и сломали хребет Люфтваффе. Именно на этих самолетах воевали двое из пяти лучших советских асов, а Иван Кожедуб первым сбил новейший реактивный Me.262. Именно Лавочкин стоял у истоков советской реактивной авиации – это его истребители первыми преодолели сверхзвуковой, а межконтинентальная крылатая ракета «Буря» – и тепловой барьер. Это в его ОКБ были созданы и первые отечественные беспилотники, и зенитные управляемые ракеты, прикрывавшие Москву в разгар холодной войны.

Прорывая завесу тотальной секретности, многие десятилетия окружавшую проекты Лавочкина, эта книга по крупицам восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора и подлинную историю его авиашедевров.

Израильские танки в бою

Крошечный Израиль по праву считается третьей (после Рейха и СССР) великой танковой державой, что неудивительно: израильтяне – самые воевавшие танкисты второй половины XX века, грандиозные танковые сражения Шестидневной войны и войны Судного Дня по размаху, напряженности и динамизму не уступают битвам Второй Мировой, а легендарную «Меркаву» не зря величают одним из лучших современных танков (если не самым лучшим), который доказал свою высочайшую эффективность как на войне, так и в ходе антитеррористических операций.

Новая книга ведущего историка бронетехники воздает должное еврейским «колесницам» (именно так переводится с иврита слово «меркава»), восстанавливая подлинную историю боевого применения ВСЕХ типов израильских танков во ВСЕХ арабо-израильских войнах и опровергая множество мифов и небылиц, порожденных режимом секретности, с которой на Святой Земле все в порядке – СССР отдыхает! Эта книга – настоящая энциклопедия израильской танковой мощи, иллюстрированная сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий.

Великий Ильюшин. Авиаконструктор №1

К 120-летию гения авиации! Самая полная творческая биография великого авиаконструктора, чей легендарный Ил-2, по словам Сталина, «нужен был нашей Красной Армии как воздух, как хлеб». Подлинная история всех проектов С.В. Ильюшина — как военных, так и гражданских, от первых опытных моделей 1930-х гг. до современных авиалайнеров.

Мало кому из конструкторов удается создать больше одного по-настоящему легендарного самолета, достойного войти в «высшую лигу» мировой авиации. У ильюшинского КБ таких шедевров более десятка. Непревзойденный Ил-2 по праву считается лучшим штурмовиком Второй Мировой, Ил-4 — выдающимся бомбардировщиком, Ил-28 — «гордостью советского авиапрома», а военно-транспортный Ил-76 в строю уже 40 лет! Не менее впечатляют и триумфы заслуженного ОКБ в гражданском авиастроении — «илы» успешно конкурировали с лучшими зарубежными авиалайнерами, четыре самолета, носивших имя Ильюшина, выбирали советские руководители, а Ил-96 и поныне «борт № 1» российских президентов.