Южно-Африканская Республика

1975–1982. Военные операции ЮАР в Анголе и Намибии. Южноафриканские войска неоднократно проводили широкомасштабные военные операции, вмешиваясь в гражданскую войну в Анголе на стороне УНИТА Жонаса Савимби, а также вели активные контрпартизанские боевые действия против боевиков СВАПО в Северной Намибии и в Анголе.

1976, июнь, 16. Инцидент в Соуэто. В Соуэто, поселке в пригороде Йоханнесбурга, силы безопасности открыли огонь по толпе демонстрантов, протестовавших против правительственной политики апартеида. Были убиты десятки человек. Этот инцидент привел к восстаниям и беспорядкам по всей стране. Порядок удалось восстановить лишь через три недели.

1976, июнь —1991. Волна насилия в черных поселках. Населенные черными поселки в пригородах крупных южноафриканских городов стали ареной массовых беспорядков после событий в Соуэто. Рассеянные по всей стране спорадические протесты, временами сопровождавшиеся насилием, продолжались до конца 1980-х гг. К 1989–1990 гг. либерализация законов апартеида несколько приглушила протесты черного населения против правления белых. Тем не менее противоречия между ориентированным на классический марксизм АНК (и, в меньшей степени, более умеренным Объединенным демократическим фронтом), основную массу сторонников которого составляли представители народности коса, и ориентированной на сотрудничество с Западом организации Никита, сторонники которой принадлежали в основном к народности зулу (организацию возглавлял зулусский вождь Мангосуту Гатша Бутелези), усугублялись этническим соперничеством и провоцировали насилие в отношениях между черными южноафриканцами. Некоторые из этих столкновений принимали характер локальных гражданских войн, особенно в провинции Наталь, где коса и зулу жили бок о бок. Стычки между чернокожими африканцами унесли жизни более 4 тыс. человек к декабрю 1990 г. Столкновения продолжались ив 1991 г.

1976–1981. Предоставление «независимости бантустанам. Четыре южноафриканских племенных бантустана, Транскей (26 октября 1976), Бопхутатсвана (6 декабря 1977), Венда (13 сентября 1979) и Цискей (4 декабря 1981), получили формальную независимость от Южно-Африканской Республики. В действительности, однако, они зависели от финансовой, технической и военной поддержки ЮАР. Более того, большинство черных лидеров, особенно АНК, считало независимость бантустанов попыткой «разделять и властвовать», попыткой расколоть черную оппозицию. Ни одна страна мира, кроме Южно-Африканской Республики, не признала новые «независимые» государства.

1981–1982. Рейды против партизан в Мозамбике. Южноафриканские коммандос совершили ряд успешных рейдов против баз Африканского национального конгресса в Мозамбике.

1982, декабрь, 9. Антипартизанские рейды в Лесото. Южноафриканские коммандос совершили несколько рейдов против предполагаемых баз Африканского национального конгресса в Лесото. Штаб-квартиры движения располагались в жилых кварталах, и поэтому наряду с боевиками было убито много мирных жителей.

1983, май, 20–23. Атака террористов и авиационный удар возмездия. От взрыва бомбы вблизи главного штаба Южноафриканских ВВС погибли 18 гражданских лиц, еще 200 были ранены (май, 20). Южноафриканская авиация ответила ударом по базе АНК в пригороде Мапуту в Мозамбике. Мозамбикские власти обвинили ЮАР в том, что удар был нанесен исключительно по гражданским объектам и жилым кварталам. ЮАР отрицала эти обвинения, утверждая, что ракеты поразили только боевиков АНК.

1983, декабрь, 6 —1984, январь, 8. Операции против партизан в Анголе. Южноафриканские войска атаковали позиции СВАПО в Южной Анголе, уничтожив базы, с которых действовали намибийские боевики, и продолжили наступление, развивая успех. У Кувелаи южноафриканцы разгромили соединенные силы кубинцев, ангольцев и боевиков СВАПО, уничтожив 324 человека. Потери ЮАР составили 21 человек (январь, 3–5).

1984, январь, 17 —март, 16. Подписание договора с Мозамбиком. Представители ЮАР и Мозамбика встретились в городе Коматипорте на берегу Комати и после напряженных переговоров согласились не поддерживать подрывные силы на территории друг друга.

1984, январь, 31. ЮАР начинает вывод войск из Анголы.

1984, февраль, 23. Перемирие со СВАПО. Правительство ЮАР и лидер СВАПО Сэм Нуджома согласились заключить перемирие в Намибии.

1985, июль, 20 —1986, март, 7. Режим чрезвычайного положения. В ответ на неспособность сил безопасности обеспечить порядок в черных поселениях президент Бота объявил в стране чрезвычайное положение, наделив службы безопасности беспрецедентными полномочиями. США ответили экономическими санкциями (1985, июль, 31). После отмены чрезвычайного положения на свободу были отпущены почти 7 тыс. задержанных.

1986, май, 19. ЮАР атакует базы боевиков АНК. Военная авиация ЮАР и войска специального назначения атаковали базы боевиков АНК и их укрепления в трех сопредельных странах – Зимбабве, Ботсване и Замбии.

1986, июнь, 12. Объявление в стране чрезвычайного положения. Силы безопасности получили неограниченные полномочия при подавлении бунтов и разгоне демонстраций.

1988, февраль, 10. Переворот в Бопхутатсване. Группа недовольных военных сместила с поста президента Лукаса Мангопе, но была разбита после вмешательства ЮАР.

1990, февраль, 2. Отмена запрещения АНК. Помимо АНК легальная деятельность была разрешена Коммунистической партии Южной Африки и еще 33 организациям, выступавшим против апартеида. За этим жестом президента Ф.В. де Клерка последовало освобождение лидера АНК Нельсона Манделы (февраль, И). Эти события вызвали волнения в трех из четырех бантустанов, когда в них был снят запрет на деятельность выступавших за отмену апартеида группировок и оживилось движение за воссоединение с ЮАР.

1990, апрель. Нападение на штаб военно-воздушных сил. Ультраправая группировка под руководством Пита Рудольфа совершила нападение на штаб ВВС в Претории. Нападавшим, вооруженным автоматическим оружием, удалось уйти, но Рудольф позже был арестован.

1990, май, 4. Протокол «Хроте Схюр». После долгих и мучительных раздумий и под давлением Нельсона Манделы АНК и Коммунистическая партия Южной Африки объявили о готовности приложить все силы к прекращению насилия и способствовать отмене чрезвычайного положения. Потом последовал протокол Претории (август, 8), согласно которому КПЮА и АНК отказались от вооруженной борьбы.

1990, июль – сентябрь. «Наступление» Инкаты в Трансваале. Вооруженные члены Инкаты решили укрепить свои позиции в черных поселках, окружающих Преторию и Йоханнесбург, в результате чего были убиты более 800 человек. АНК заявил решительный протест, и толпы численностью до 80 тыс. человек окружили общежития рабочих мигрантов, где находились штаб-квартиры Инкаты.

1990, сентябрь, 15. Ответ правительства. Пытаясь остановить акты междоусобного насилия среди чернокожего населения, правительство приступило к осуществлению операции «Железный кулак». Пятнадцать поселков были объявлены зоной чрезвычайного положения. В этих поселках был введен комендантский час (отмененный через несколько недель), а на полицейских машинах были установлены пулеметы.

Похожие книги из библиотеки

Неизвестный «МиГ». Гордость советского авиапрома

Это слово понятно без перевода в любой точке мира – совсем как «спутник» или «Калашников». Эти легендарные истребители всегда оправдывали свое стремительное имя, отличившись во всех войнах СССР. Высотные скоростные МиГ-3, на которых держалась наша ПВО в начале Великой Отечественной, надежно защитили Москву от немецких налетов. Великолепные МиГ-15 очистили небо Кореи от «Летающих крепостей», похоронив надежды США на победу в ядерной войне. Прославленные МиГ-21 сбивали американские «Фантомы» над Вьетнамом и израильские «Миражи» над Голанскими высотами. Вся история ОКБ им. А. И. Микояна – это летопись рекордов, достижений и побед: первый отечественный реактивный самолет Миг-9; первый в мире серийный сверхзвуковой МиГ-19; революционный для своего времени МиГ-23 с изменяемой геометрией крыла; стремительный МиГ-25, первым среди серийных машин достигший скорости 3000 км/ч.; сверхманевренный МиГ-29, по праву считающийся одним из лучших истребителей четвертого поколения, «мечтой любого пилота» … Менее известен вклад Микояна в космические победы СССР, а ведь именно под его руководством создавались искусственные спутники Земли и сверхсекретный пилотируемый воздушно-космический самолет «Спираль», не имеющий себе равных.

Снимая гриф секретности, эта книга восстанавливает подлинную историю МиГа за три четверти века. Это – лучшая творческая биография великого авиаконструктора и его легендарного КБ, ставшего гордостью отечественного авиапрома.

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.

Сухопутные линкоры Сталина

Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.

Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.