191

Война. Полная энциклопедия.

Новшества, введенные Адрианом, Марком Аврелием и Септимием Севером

Новшества, введенные Адрианом, Марком Аврелием и Септимием Севером

Несмотря на то что политика Августа и его преемников носила преимущественно оборонительный характер, территория империи за столетие, прошедшее после его смерти, несколько увеличилась. Адриан, отказавшись от сделанных его предшественником императором Траяном завоеваний, решил, что экспансия Рима должна прекратиться: и так уже империя достигла таких размеров, что полноценное управление и военный контроль становятся практически невозможны. Гибкую оборонительную концепцию Августа он превратил в закостеневшую концепцию обороны границ. Он вовсе не думал, что это приведет к падению мобильности легиона или тактической гибкости. Он просто хотел поставить на пути врага не только природные границы – реки и горы, но и препятствия, созданные рукой человека. Это затруднит набеги через границу варварских племен и облегчит борьбу с ними: не будет необходимости перебрасывать подкрепления с одной границы на другую или проводить крупномасштабные кампании на границах или за их пределами.

Пограничные укрепления в Германии (лимес) и стена Адриана в Британии представляли собою огромные земляные валы, укрепленные сверху деревянным частоколом. Римские воины не несли вблизи них караул: для этого в римской армии просто не хватило бы людей. Просто эти барьеры обеспечивали защиту и укрытие для приграничных патрулей римлян и затрудняли возможность для варваров незамеченными пересечь границу. Более того, они не позволяли варварам быстро уйти: многие были настигнуты и убиты у стен начавшими преследование легионерами.

Адриан ввел речные патрули на реках Дунае и Рейне также с целью затруднить вторжение. Кроме того, он всячески поддерживал и расширял сеть разведчиков в областях, населенных варварами.

Марк Аврелий служит лучшим примером римского полководца и сочетания политики со стратегией. Хотя он не внес значительных изменений в организацию, но добавил к численности постоянной армии два легиона и еще больше вспомогательных сил. В его время численность римской армии достигает 350 тыс. человек.

Септимий Север добавил к армии еще три легиона, один из которых находился в Италии в качестве мобильного резерва имперской армии. Общая численность армии в его время достигает 400 тыс. человек. Север улучшает снабжение воинов и разрешает им жениться, не уходя в отставку. Также он вносит изменения в организацию командования: он уменьшает возможности местных командующих поднять бунт против центральных властей. Стена Адриана на севере Британии при нем превратилась в каменную: она имела 5 метров в высоту и 2,5 метра в ширину.

Именно в это время в римской армии повышается роль конницы. С этим же связано появление конной пехоты, обеспечивавшей большую мобильность пехотных войск и быстрое передвижение объединенных родов войск на большое расстояние.

Похожие книги из библиотеки

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.

Сухопутные линкоры Сталина

Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.

Все авиа-шедевры Мессершмитта. Взлет и падение Люфтваффе

Как бы ни были прославлены Юнкерс, Хейнкель и Курт Танк, немецким авиаконструктором № 1 стали не они, а Вилли МЕССЕРШМИТТ.

Эта книга – первая творческая биография гения авиации, на счету которого множество авиашедевров – легендарный Bf 109, по праву считающийся одним из лучших боевых самолетов в истории; знаменитый истребитель-бомбардировщик Bf 110; самый большой десантный планер своего времени Ме 321; шестимоторный военно-транспортный Ме 323; ракетный перехватчик Ме 163 и, конечно, эпохальный Ме 262, с которого фактически началась реактивная эра. Случались у Мессершмитта и провалы, самым громким из которых стал скандально известный Ме 210, но, несмотря на редкие неудачи, созданного им хватило бы на несколько жизней.

Сам будучи авиаконструктором и профессором МАИ, автор не только восстанавливает подлинную биографию Мессершмитта и историю его непростых взаимоотношений с руководством Третьего Рейха, но и профессионально анализирует все его проекты.

Воздушные извозчики вермахта. Транспортная авиация люфтваффе 1939–1945

Изначально этот род авиации, оснащенный в основном неуклюжими с виду трехмоторными самолетами Ju-52, был создан в Третьем рейхе для обслуживания парашютно-десантных войск. Впервые воздушные десанты были использованы во время Польской кампании. Затем, период захватов Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Греции, транспортная авиация люфтваффе буквально «силами одного парашютно-десантного полка» захватывала аэродромы, крепости и стратегически важные мосты. Парашютисты внезапно опускались с небес прямо на голову противника, подготавливая плацдармы для выгрузки основного десанта. Уже в мае 1940 года транспортным самолетам впервые пришлось снабжать по воздуху отрезанные во вражеском тылу войска. В дальнейшем эта их функция стала основной. Демянск, Холм, Сталинград, Тунис, Кубань, Крым, Корсунь, Каменец-Подольский и многие другие котлы, образовавшиеся вследствие гитлеровской стратегии «стоять до последнего», неизменно снабжались с помощью пресловутых «воздушных мостов». На последнем этапе войны к ним прибавились многочисленные города-«крепости»: Будапешт, Кёнигсберг, Бреслау, Дюнкерк, Лорьян и многие другие.

В этой книге на основе многочисленных, в основном зарубежных источников и архивных документов впервые подробно рассказано практически обо всех невероятных по накалу и драматизму операциях транспортной авиации люфтваффе с 1939 по 1945 г.