Роль наемников-варваров

До небывалых и все возраставших масштабов довели в начале V в. Восточная и Западная Римские империи использование варваров-наемников. Их вербовали в регулярные армейские подразделения, число которых постоянно сокращалось, а еще чаще включали в качестве федератов[13] в соответствующие национальные или племенные воинские формирования под руководством их же собственных племенных вождей.

И вполне естественно, что с ростом значимости конницы имперские военачальники благоволили к племенам, чьи воины были прирожденными конниками. Так, в подразделения легких кавалеристов-лучников вербовались воины из племен азиатского происхождения: гунны, аланы, авары, булгары. Для отрядов более тяжелой кавалерии, вооруженных в основном ударным оружием – копьями или длинными пиками, – воинов обычно выделяли германские племена, обитавшие на равнинах между Дунаем и Черным морем – в основном готы, герулы, вандалы, гепиды и ломбарды. Многих своих пехотинцев армия Восточной Римской империи вербовала в собственных провинциях, особенно в Анатолии, хотя в пехоту набирали и некоторое количество варваров – германцев и славян. В Западной Римской империи жители собственно имперских провинций составляли лишь небольшую в процентном отношении часть личного состава армии, да и их набирали в основном из Галлии. Таким образом, и пехотинцев, так же как и кавалеристов, вербовали из варварских племен, причем пехоту комплектовали преимущественно из франков и бургундов. Несомненно, пример падения Рима повлиял на решение императора Восточной Римской империи Льва I и его преемника Зенона (Зинона) поменьше полагаться на федератов. Эти правители изо всех сил старались комплектовать свои воинские части не выходя за пределы имперских границ. В частности, иноземных варваров, доселе преобладавших в рядах восточно-римской армии, стали заменять исаврийцами (исаврами)[14]. Ко времени правления Юстиниана имперские войска состояли примерно поровну из федератов и из профессиональных подразделений, укомплектованных гражданами империи.

Похожие книги из библиотеки

Израильские танки в бою

Крошечный Израиль по праву считается третьей (после Рейха и СССР) великой танковой державой, что неудивительно: израильтяне – самые воевавшие танкисты второй половины XX века, грандиозные танковые сражения Шестидневной войны и войны Судного Дня по размаху, напряженности и динамизму не уступают битвам Второй Мировой, а легендарную «Меркаву» не зря величают одним из лучших современных танков (если не самым лучшим), который доказал свою высочайшую эффективность как на войне, так и в ходе антитеррористических операций.

Новая книга ведущего историка бронетехники воздает должное еврейским «колесницам» (именно так переводится с иврита слово «меркава»), восстанавливая подлинную историю боевого применения ВСЕХ типов израильских танков во ВСЕХ арабо-израильских войнах и опровергая множество мифов и небылиц, порожденных режимом секретности, с которой на Святой Земле все в порядке – СССР отдыхает! Эта книга – настоящая энциклопедия израильской танковой мощи, иллюстрированная сотнями эксклюзивных чертежей и фотографий.

Неизвестный Лавочкин

Легендарные самолеты Героя Социалистического Труда С.А. Лавочкина по праву считаются одним из символов Победы. Хотя его первенец ЛаГГ-3 оказался откровенно неудачным, «заслужив» прозвище «лакированный гарантированный гроб», установка нового мотора и усовершенствование конструкции буквально преобразили эту тяжелую неповоротливую машину, превратив в лучший истребитель Великой Отечественной – прославленные Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7 сначала перехватили у немцев господство в воздухе, а затем и сломали хребет Люфтваффе. Именно на этих самолетах воевали двое из пяти лучших советских асов, а Иван Кожедуб первым сбил новейший реактивный Me.262. Именно Лавочкин стоял у истоков советской реактивной авиации – это его истребители первыми преодолели сверхзвуковой, а межконтинентальная крылатая ракета «Буря» – и тепловой барьер. Это в его ОКБ были созданы и первые отечественные беспилотники, и зенитные управляемые ракеты, прикрывавшие Москву в разгар холодной войны.

Прорывая завесу тотальной секретности, многие десятилетия окружавшую проекты Лавочкина, эта книга по крупицам восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора и подлинную историю его авиашедевров.

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.

Великие танковые сражения. Стратегия и тактика. 1939-1945

Книга посвящена главной ударной мощи сухопутных сил – танковым войскам. Автор реконструировал основные танковые сражения Второй мировой войны, подробно рассказал о предыстории создания и послевоенном развитии бронетанковой техники, дал характеристику различных видов и типов танков, уделяя большое внимание броневой защите и параметрам танковых орудий, их маневренности в конкретных ландшафтах. Издание снабжено картами, схемами и фотографиями.