Западная Римская империя

401. Первое вторжение Алариха в Италию. Во главе армии, состоящей как из варваров (готов), так и из римлян, Аларих, проследовав из Салоник через Паннонию и Юлианские Альпы (в октябре 401), захватывает Аквилею (город на побережье Адриатического моря), подвергает опустошению Истрию и Венецию. Стилихон, имперский патриций, фактически правивший Западной Римской империей (на положении опекуна некомпетентного императора Гонория), был застигнут врасплох, но тем не менее его войскам, которые уступали неприятелю по численности, все же удается путем беспокоящих атак и отвлекающих маневров задержать готов, так что зимовать Алариху приходится на севере Италии.

401–402, зима. Стилихон собирает войска. Самолично перейдя в разгар зимы через заснеженные альпийские перевалы, Стилихон приступает к вербовке солдат из числа федератов в Реции и Южной Германии. Одновременно он отдает приказ большей части своих рейнских гарнизонов и воинских частей на территории Галлии присоединиться к нему в Италии.

402, февраль (точная дата не установлена). Осада Милана. Стилихон возвращается из Италии (возможно, через перевал Сен-Готард или Шплюген) со своими новобранцами из числа германцев. В условиях зимы в материально-техническом отношении это было выдающееся деяние, настоящий подвиг – особенно для контингента аланской конницы. Вместе с присоединившимися к нему частями из Галлии Стилихон совершает бросок к Милану, блокированному армией Алариха. Аларих вынужен снять осаду; он начинает наступление в юго-западном направлении, стремясь настичь императора Гонория, бежавшего в Асту (современный Асти). Аларих явно надеется разбить по частям отряды римлян и захватить императора, прежде чем Стилихон сумеет ему помешать. Точная последовательность событий до 6 апреля не установлена.

402, март (точная дата не установлена). Битва под Астой. Судя по всему, Стилихону удается получить некоторое незначительное преимущество в этой по большому счету безрезультатной схватке. Войско Алариха отступает вверх по реке Танар (совр. Танаро) в район Полленции, Стилихон продолжает преследование.

402, апрель, 6. Битва при Полленции. Ранним пасхальным утром Алариха застает врасплох внезапная атака Стилихона. Тем не менее готам удается прийти в себя, собраться с силами, и в конце концов дисциплинированная готская конница даже заставляет отступить аланских федератов Стилихона. Но тем временем пехоте Стилихона удается отбросить готскую пехоту и захватить лагерь Алариха. Тогда Аларих отходит через Апеннины к Тоскане и начинает переговоры со Стилихоном и Гонорием, в результате которых стороны заключают договор. По нему Аларих соглашается покинуть Италию и отправляется зимовать в Истрии.

403, июнь. Битва при Вероне. В действительности Аларих и не собирается отказываться от вторжения. Он намерен начать наступление на Рецию через горный перевал Бреннер и продвинуться оттуда в Галлию, которую теперь защищает совсем мало гарнизонов. Стилихон разгадывает план Алариха. Севернее Вероны, в узкой долине реки Атесис (совр. Адидже) готские войска останавливает поднятый по тревоге римский контингент. Тут же Стилихон с другим контингентом нападает на готов с тыла и наносит им сокрушительное поражение. Тем не менее Алариху удается в достаточной мере восстановить боевой порядок и организованно отступить на восток – вероятно, через современные Тренто или Бассано-дель-Граппа. Вполне возможно, впрочем, что готский вождь заключил со Стилихоном тайную сделку. После этого Гонорий переносит свою столицу из Милана в Равенну с ее мощными укреплениями, которая к тому же надежно защищена лагунами и топями – за исключением двух узких и легко обороняемых подходов по суше.

404. Примирение Алариха со Стилихоном. Алариха, отрекшегося от своей присяги на верность императору Восточной Римской империи Аркадию, Гонорий (а фактически Стилихон) назначает наместником провинции Иллирика. Готский вождь получает необходимые субсидии и обязуется защищать и от варваров, и от войск Восточной Римской империи эту провинцию, которую раньше оборонял для Константиполя.

405. Вторжение Радагайса. Из Балтийского региона, с территории, занимаемой ныне современными Польшей, Литвой и Восточной Пруссией, катится волна, быть может, крупнейшей из всех варварских миграций. Конгломерат обосновавшихся там германских народов, будучи не в силах больше сдерживать натиск гуннов, образовывает союз под предводительством вождя по имени Радагайс и движется на запад. Точное число людей, охваченных подобным перемещением, неизвестно; возможно, оно приближается к полумиллиону человек, из которых около одной трети составляют воины. Среди этой волны преобладают вандалы, свевы и бургунды, но немало также и готов, аланов, представителей прочих более малочисленных народов. Захватчики переходят Альпы поздней осенью, и зимовать им приходится в долине реки По. Стилихон наблюдает за ними, однако у него пока недостаточно сил, чтобы атаковать.

406. Продвижение Радагайса на юг. Оставив в тылу, на севере, часть своих воинов и всю невоенную публику, Радагайс во главе контингента, составляющего около 70 тыс. человек – а это если не половина, то как минимум одна треть всей его армии, – начинает наступление на Среднюю Италию. Навстречу варварам выступает Стилихон, в распоряжении которого около 45 тыс. солдат (из них 30 тыс. легионеров и изрядное количество гуннов под командованием Ульдина, а также отряды аланской и готской конницы).

406. Осада Флоренции. Очевидно, пока малодисциплинированные варвары (по своему обыкновению неуклюже и медленно) готовятся к осаде Флоренции, Стилихон, опередив их, посылает в город значительный запас продовольствия, а затем сам окружает варваров и вынуждает их сдаться. Радагайс казнен, а уцелевшие воины его проданы в рабство. Остатки его войска отходят в Южную Германию, а затем переправляются через верхнее течение Рейна и готовятся к вторжению в Галлию (406–410).

406–410. Миграция варваров в Галлию. Остатки Радагайсова воинства теперь отступают через Альпы в Южную Германию, двигаясь отдельными племенами, самые многочисленные из которых – свевы, вандалы, бургунды и азиатские аланы. Часть вандалов по пути натыкается на франков, которыми командует Маркомир. В бою с ними вандалы терпят серьезное поражение; при этом погибает их король Годигиск. На протяжении последующих двух-трех лет все эти племена переправляются через верхний Рейн в Галлию, чтобы развернуть кульминационное наступление германцев на эту провинцию.

407–408. Узурпация власти Константином. В Британии простого солдата по имени Константин его товарищи по оружию провозглашают императором. Желая распространить свою власть на Галлию и Испанию, он забирает из Британии практически все римские гарнизоны и форсирует с ними Ла-Манш. Пока Константин устанавливает неустойчивый контроль над Галлией, поневоле деля власть с варварами, совершающими грабительские набеги, его сын Констант и военачальник Геронций завоевывают от имени Константина большую часть Испании.

407–450. Уход римлян из Британии. Отъезд Константина означает фактический уход римлян из Британии, которая становится полунезависимой под управлением местных региональных британско-римских вождей, каковые организуют собственные рекрутские наборы для защиты от саксов, совершающих пиратские набеги с моря.

408. Убийство Стилихона. Стилихон убит по подстрекательству Гонория. За этим следует массовое истребление его приверженцев, в связи с чем состоящие из варваров войска Стилихона восстают против императора, настойчиво побуждая Алариха вернуться в Италию, чтобы он их защитил и отомстил за их убиенного вождя.

Похожие книги из библиотеки

Неизвестный «МиГ». Гордость советского авиапрома

Это слово понятно без перевода в любой точке мира – совсем как «спутник» или «Калашников». Эти легендарные истребители всегда оправдывали свое стремительное имя, отличившись во всех войнах СССР. Высотные скоростные МиГ-3, на которых держалась наша ПВО в начале Великой Отечественной, надежно защитили Москву от немецких налетов. Великолепные МиГ-15 очистили небо Кореи от «Летающих крепостей», похоронив надежды США на победу в ядерной войне. Прославленные МиГ-21 сбивали американские «Фантомы» над Вьетнамом и израильские «Миражи» над Голанскими высотами. Вся история ОКБ им. А. И. Микояна – это летопись рекордов, достижений и побед: первый отечественный реактивный самолет Миг-9; первый в мире серийный сверхзвуковой МиГ-19; революционный для своего времени МиГ-23 с изменяемой геометрией крыла; стремительный МиГ-25, первым среди серийных машин достигший скорости 3000 км/ч.; сверхманевренный МиГ-29, по праву считающийся одним из лучших истребителей четвертого поколения, «мечтой любого пилота» … Менее известен вклад Микояна в космические победы СССР, а ведь именно под его руководством создавались искусственные спутники Земли и сверхсекретный пилотируемый воздушно-космический самолет «Спираль», не имеющий себе равных.

Снимая гриф секретности, эта книга восстанавливает подлинную историю МиГа за три четверти века. Это – лучшая творческая биография великого авиаконструктора и его легендарного КБ, ставшего гордостью отечественного авиапрома.

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.

Сухопутные линкоры Сталина

Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.

Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.