Упадок Меровингов

600—731 гг.

Воинственный напор франков не уменьшился и во времена упадка и вырождения дома Меровингов. Сумев удержать высокое положение и фамильную честь, потомки Меровея утратили реальную власть. Фактическое руководство землями перешло в руки представителя знатного рода Пипина I. В начале VII в. он стал майордомом, исполняющим функции премьер-министра Австразии. По прошествии лет без достойного правления и череды кровопролитных гражданский войн его сын – Пипин II – унаследовал пост майордома Австразии, а затем подчинил и Нейстрию. В начале VIII в. майордомом стал его незаконнорожденный сын, Карл Мартелл (Молот).

В борьбе за Аквитанию его главным соперником стал граф Эд (или О до). Однако основные силы ему пришлось бросить на отражение мусульманских вторжений на Пиренеи (начиная с 712 г.). С каждым годом их набеги становились все чаще и разорительнее. Эд, более успешный поначалу в противостоянии с Карлом Мартеллом, к 731 г. почувствовал, что не в состоянии одновременно поддерживать неприкосновенность северо-восточных границ своих владений и справляться с вторжениями мусульман с юга.

613. Временное объединение Австразии, Нейстрии и Бургундии под властью короля из династии Меровингов Хлотаря И.

623–629. Майордомом Австразии в период малолетства короля Дагоберта I становится Пипин I.

Возмужав, Дагоберт прогнал Пипина, однако после его смерти Пипин снова занимает должность майордома (638–639).

675–678. Пипин II Геристальский после целого ряда междоусобиц занимает должность майордома.

Выиграв сражение под Сен-Кантеном, он присоединяет к своим владениям Нейстрию (687). В результате успешных войн с алеманнами, фризами и бургундами во власти Пипина II оказываются все территории, входившие в состав королевства Хлодвига, за исключением Аквитании.

712. Первый набег арабов к северу от Пиренеев.

714. Возвышение Карла Мартелла. После смерти Пипина Геристальского начинаются междоусобицы, победителем из которых выходит незаконнорожденный сын Пипина Карл Мартелл (Молот).

Одержав блестящую победу над нестрийцами, Карл Мартелл двинулся к Кельну, взял город и возвел на престол Австразии Меровинга Хлотаря (717). Два года спустя он занял Париж и Орлеан, превратившись, по существу, в правителя Австразии и Нейстрии. После смерти Хлотаря Карл признает нового короля Хильдерика и, в свою очередь, заключает договор с аквитанским герцогом Эвдоном, по которому тот признал Карла Мартелла майордомом. Именем сменившего Хильдерика Теодериха III Карл Мартелл правил до самой его смерти (737).

725 и 728. Карл совершает два похода в Баварию, которая подчинилась ему, но сохранила своего герцога. В начале 730-х гг. подчиняется Карлу и Алемания.

Похожие книги из библиотеки

Неизвестный Лавочкин

Легендарные самолеты Героя Социалистического Труда С.А. Лавочкина по праву считаются одним из символов Победы. Хотя его первенец ЛаГГ-3 оказался откровенно неудачным, «заслужив» прозвище «лакированный гарантированный гроб», установка нового мотора и усовершенствование конструкции буквально преобразили эту тяжелую неповоротливую машину, превратив в лучший истребитель Великой Отечественной – прославленные Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7 сначала перехватили у немцев господство в воздухе, а затем и сломали хребет Люфтваффе. Именно на этих самолетах воевали двое из пяти лучших советских асов, а Иван Кожедуб первым сбил новейший реактивный Me.262. Именно Лавочкин стоял у истоков советской реактивной авиации – это его истребители первыми преодолели сверхзвуковой, а межконтинентальная крылатая ракета «Буря» – и тепловой барьер. Это в его ОКБ были созданы и первые отечественные беспилотники, и зенитные управляемые ракеты, прикрывавшие Москву в разгар холодной войны.

Прорывая завесу тотальной секретности, многие десятилетия окружавшую проекты Лавочкина, эта книга по крупицам восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора и подлинную историю его авиашедевров.

Роль морских сил в мировой истории

Известный историк и морской офицер Альфред Мэхэн подвергает глубокому анализу значительные события эпохи мореплавания, произошедшие с 1660 по 1783 год. В качестве теоретической базы он избрал наиболее успешные морские стратегии прошлого – от Древней Греции и Рима до Франции эпохи Наполеона. Мэхэн обращает пристальное внимание на тактически значимые качества каждого типа судна (галер, брандер, миноносцев), пункты сосредоточения кораблей, их боевой порядок. Перечислены также недостатки в обороне и искусстве управления флотом. В книге цитируются редчайшие документы и карты. Этот классический труд оказал сильнейшее влияние на умы государственных деятелей многих мировых держав.

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.

Великий Ильюшин. Авиаконструктор №1

К 120-летию гения авиации! Самая полная творческая биография великого авиаконструктора, чей легендарный Ил-2, по словам Сталина, «нужен был нашей Красной Армии как воздух, как хлеб». Подлинная история всех проектов С.В. Ильюшина — как военных, так и гражданских, от первых опытных моделей 1930-х гг. до современных авиалайнеров.

Мало кому из конструкторов удается создать больше одного по-настоящему легендарного самолета, достойного войти в «высшую лигу» мировой авиации. У ильюшинского КБ таких шедевров более десятка. Непревзойденный Ил-2 по праву считается лучшим штурмовиком Второй Мировой, Ил-4 — выдающимся бомбардировщиком, Ил-28 — «гордостью советского авиапрома», а военно-транспортный Ил-76 в строю уже 40 лет! Не менее впечатляют и триумфы заслуженного ОКБ в гражданском авиастроении — «илы» успешно конкурировали с лучшими зарубежными авиалайнерами, четыре самолета, носивших имя Ильюшина, выбирали советские руководители, а Ил-96 и поныне «борт № 1» российских президентов.