Западная Европа

Становление феодальных отношений в Западной Европе начинается уже в период, непосредственно следующий за падением Западной Римской империи. Именно в это время вожди варварских племен превращаются в крупных землевладельцев, предоставляющих своим подданным защиту и покровительство в обмен на верную службу и часть урожая. Стремление Карла Великого к централизации империи замедлило процесс феодализации, но лишь на время.

Непосредственным стимулом развития феодальных отношений становятся опустошительные набеги викингов и мадьяр, которые привели к следующему противоречию. С одной стороны, короли и знать стремились защитить принадлежащие им земельные владения, с другой – между преемниками Карла Великого вспыхивают распри, приведшие к распаду империи и началу феодальной анархии. Вследствие этого мероприятия, направленные на защиту от иноземных вторжений, неизбежно должны были принять локальный характер. Для обеспечения границ предпринимались следующие меры: 1) строительство оборонительных сооружений (замков и сторожевых башен); 2) организация вооруженных ополчений во главе с феодалом.

Феодальные дружины состояли из небольшого числа хорошо обученных воинов. Основным родом войск остается тяжелая кавалерия. Феодальное войско комплектовалось главным образом из свободных землевладельцев, хотя в редких случаях на военную службу в качестве пехотинцев призывались все мужчины, способные носить оружие. Однако наступательное и защитное вооружение пехотинцев оставляло желать лучшего, поэтому во время битвы им отводилась преимущественно оборонительная, пассивная роль.

В сложившемся таким образом феодальном обществе сильный защищал слабого в обмен на обязательство вассала служить верой и правдой сюзерену. Средний класс в феодальном обществе был обречен на исчезновение. В обмен на защиту свободные землевладельцы становились вассалами на строго оговоренных условиях, важнейшим из которых было обязательство выступить в поход на коне, с определенным оружием и доспехами. Происходит закабаление крестьян. Бедняки становятся крепостными крупных и мелких землевладельцев. Хотя формально они также были обязаны нести военную службу, реально их редко призывали в войско, оставляя нести оборону в господском замке.

Характерная для феодальной раздробленности децентрализация не обошла стороной и вооруженные силы Европы, что выражается как в наличии множества карликовых армий – ополчений феодала, так и в преобладании междоусобных войн и феодальной анархии. В обмен на полученные от короля земли крупные феодалы были обязаны ежегодно являться на монарший двор со своим войском и нести службу в течение строго оговоренного срока (обычно 40 дней). Однако феодала больше заботила защита собственных земельных владений. Это приводило к тому, что порой вассал покидал сеньора в самый разгар военной кампании. Ясно, что в подобных обстоятельствах не могло быть и речи о создании мощной королевской армии.

Объединяющей силой раннего Средневековья можно признать лишь христианство и возникший на его основе кодекс рыцарской чести.

Несмотря на то что процесс феодализации протекал одновременно в целом ряде стран, каждому региону была присуща своя специфика развития.

Главным родом войск в армии англосаксов (а впоследствии и норманнов) остается пехота. В Британии, в отличие от континентальной Европы, гораздо слабее было развито фортификационное искусство. В то время как Европа покрылась мощными каменными крепостями, в Британии основным видом оборонительных сооружений остаются рвы и частоколы.

Похожие книги из библиотеки

Пистолеты и револьверы. Выбор, конструкция, эксплуатация

В книге изложены история, конструктивные и эксплуатационные особенности наиболее интересных и выдающихся образцов автоматических пистолетов и револьверов – от самого зарождения этого класса оружия до наших дней. Книга рассчитана не на профессионалов стрелкового дела, а на тех мужчин, кто хочет вступить в «оружейный мир» уже вооруженный знаниями – об оружии, его истории, удобстве использования и предназначении.

Кроме того, книга поможет определиться тем, кто в данный момент выбирает для себя гражданское оружие самообороны, и сделать выбор, который, возможно, однажды спасет вам жизнь.

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.

Великие танковые сражения. Стратегия и тактика. 1939-1945

Книга посвящена главной ударной мощи сухопутных сил – танковым войскам. Автор реконструировал основные танковые сражения Второй мировой войны, подробно рассказал о предыстории создания и послевоенном развитии бронетанковой техники, дал характеристику различных видов и типов танков, уделяя большое внимание броневой защите и параметрам танковых орудий, их маневренности в конкретных ландшафтах. Издание снабжено картами, схемами и фотографиями.

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.