Западная Европа

Становление феодальных отношений в Западной Европе начинается уже в период, непосредственно следующий за падением Западной Римской империи. Именно в это время вожди варварских племен превращаются в крупных землевладельцев, предоставляющих своим подданным защиту и покровительство в обмен на верную службу и часть урожая. Стремление Карла Великого к централизации империи замедлило процесс феодализации, но лишь на время.

Непосредственным стимулом развития феодальных отношений становятся опустошительные набеги викингов и мадьяр, которые привели к следующему противоречию. С одной стороны, короли и знать стремились защитить принадлежащие им земельные владения, с другой – между преемниками Карла Великого вспыхивают распри, приведшие к распаду империи и началу феодальной анархии. Вследствие этого мероприятия, направленные на защиту от иноземных вторжений, неизбежно должны были принять локальный характер. Для обеспечения границ предпринимались следующие меры: 1) строительство оборонительных сооружений (замков и сторожевых башен); 2) организация вооруженных ополчений во главе с феодалом.

Феодальные дружины состояли из небольшого числа хорошо обученных воинов. Основным родом войск остается тяжелая кавалерия. Феодальное войско комплектовалось главным образом из свободных землевладельцев, хотя в редких случаях на военную службу в качестве пехотинцев призывались все мужчины, способные носить оружие. Однако наступательное и защитное вооружение пехотинцев оставляло желать лучшего, поэтому во время битвы им отводилась преимущественно оборонительная, пассивная роль.

В сложившемся таким образом феодальном обществе сильный защищал слабого в обмен на обязательство вассала служить верой и правдой сюзерену. Средний класс в феодальном обществе был обречен на исчезновение. В обмен на защиту свободные землевладельцы становились вассалами на строго оговоренных условиях, важнейшим из которых было обязательство выступить в поход на коне, с определенным оружием и доспехами. Происходит закабаление крестьян. Бедняки становятся крепостными крупных и мелких землевладельцев. Хотя формально они также были обязаны нести военную службу, реально их редко призывали в войско, оставляя нести оборону в господском замке.

Характерная для феодальной раздробленности децентрализация не обошла стороной и вооруженные силы Европы, что выражается как в наличии множества карликовых армий – ополчений феодала, так и в преобладании междоусобных войн и феодальной анархии. В обмен на полученные от короля земли крупные феодалы были обязаны ежегодно являться на монарший двор со своим войском и нести службу в течение строго оговоренного срока (обычно 40 дней). Однако феодала больше заботила защита собственных земельных владений. Это приводило к тому, что порой вассал покидал сеньора в самый разгар военной кампании. Ясно, что в подобных обстоятельствах не могло быть и речи о создании мощной королевской армии.

Объединяющей силой раннего Средневековья можно признать лишь христианство и возникший на его основе кодекс рыцарской чести.

Несмотря на то что процесс феодализации протекал одновременно в целом ряде стран, каждому региону была присуща своя специфика развития.

Главным родом войск в армии англосаксов (а впоследствии и норманнов) остается пехота. В Британии, в отличие от континентальной Европы, гораздо слабее было развито фортификационное искусство. В то время как Европа покрылась мощными каменными крепостями, в Британии основным видом оборонительных сооружений остаются рвы и частоколы.

Похожие книги из библиотеки

Пистолеты и револьверы. Выбор, конструкция, эксплуатация

В книге изложены история, конструктивные и эксплуатационные особенности наиболее интересных и выдающихся образцов автоматических пистолетов и револьверов – от самого зарождения этого класса оружия до наших дней. Книга рассчитана не на профессионалов стрелкового дела, а на тех мужчин, кто хочет вступить в «оружейный мир» уже вооруженный знаниями – об оружии, его истории, удобстве использования и предназначении.

Кроме того, книга поможет определиться тем, кто в данный момент выбирает для себя гражданское оружие самообороны, и сделать выбор, который, возможно, однажды спасет вам жизнь.

Оружие возмездия. Баллистические ракеты Третьего рейха – британская и немецкая точки зрения

Известный английский историк Дэвид Ирвинг показывает, что склонность немцев к внешним эффектам и разногласия в высшем эшелоне власти Третьего рейха привели к тому, что значительные ресурсы, предназначенные для разработки самолета-снаряда и реактивного истребителя, были брошены на создание баллистических ракет. В британском правительстве многие считали несостоятельной весьма реальную угрозу, которая по замыслу Гитлера должна была переломить ход войны в пользу Германии.

Великие танковые сражения. Стратегия и тактика. 1939-1945

Книга посвящена главной ударной мощи сухопутных сил – танковым войскам. Автор реконструировал основные танковые сражения Второй мировой войны, подробно рассказал о предыстории создания и послевоенном развитии бронетанковой техники, дал характеристику различных видов и типов танков, уделяя большое внимание броневой защите и параметрам танковых орудий, их маневренности в конкретных ландшафтах. Издание снабжено картами, схемами и фотографиями.

Неизвестный Лавочкин

Легендарные самолеты Героя Социалистического Труда С.А. Лавочкина по праву считаются одним из символов Победы. Хотя его первенец ЛаГГ-3 оказался откровенно неудачным, «заслужив» прозвище «лакированный гарантированный гроб», установка нового мотора и усовершенствование конструкции буквально преобразили эту тяжелую неповоротливую машину, превратив в лучший истребитель Великой Отечественной – прославленные Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7 сначала перехватили у немцев господство в воздухе, а затем и сломали хребет Люфтваффе. Именно на этих самолетах воевали двое из пяти лучших советских асов, а Иван Кожедуб первым сбил новейший реактивный Me.262. Именно Лавочкин стоял у истоков советской реактивной авиации – это его истребители первыми преодолели сверхзвуковой, а межконтинентальная крылатая ракета «Буря» – и тепловой барьер. Это в его ОКБ были созданы и первые отечественные беспилотники, и зенитные управляемые ракеты, прикрывавшие Москву в разгар холодной войны.

Прорывая завесу тотальной секретности, многие десятилетия окружавшую проекты Лавочкина, эта книга по крупицам восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора и подлинную историю его авиашедевров.