Католическая церковь

На словах католическая церковь выступала постоянной противницей кровопролитной жестокости, отличавшей крупные и мелкие столкновения эпохи Средневековья. На деле же церковь смотрела на вещи весьма практично. Высшие представители католической церкви не просто мирились с агрессивными устремлениями своей паствы, но порой и сами не брезговали прибегать к военной силе, преследуя как клерикальные, так и сугубо приземленные интересы. Именно так действовала католическая церковь в период затянувшейся борьбы с германскими императорами.

Эпоха Средневековья отмечена еще одним потрясающим явлением – непосредственным участием священнослужителей в жестоких сражениях. Многие из этих рыцарей в сутанах принадлежали к высшим представителям знати, которые приняли сан, преследуя свои личные, весьма далекие от искреннего служения Богу цели. С другой стороны, среди них были и священники, всецело посвятившие себя Господу и вступавшие в кровопролитные поединки всякий раз, когда им не удавалось мирно решить какой-либо вопрос в соответствии с Божественным откровением. Именно к таким священнослужителям можно отнести Адемара Монтейльского, епископа из Пюи, который был свято убежден в том, что Крестовые походы против неверных совершаются во славу Господню и являются прямой обязанностью христианского мира.

Тем не менее именно к этому периоду относятся первые попытки католической церкви хоть как-то ограничивать жестокость военных столкновений в Европе. Этот процесс шел по трем основным направлениям:

1. «Божий мир». В конце X в. (ок. 990) католическая церковь во Франции начинает внушать своей пастве простую истину, согласно которой священники, монахи и монахини ни в коем случае не должны подвергаться нападениям в ходе боевых действий. Позже этот постулат был распространен на пастухов, школьников, купцов и путешественников. В дальнейшем закон «Божьего мира» стал касаться как церквей, так и людей, входящих и выходящих из храмов по воскресеньям. Именно от доктрины «Божьего мира» берет свое начало традиция святости и неприкосновенности церковных зданий. Европейцы искренне соблюдали «Божий мир», тем более что эта доктрина в целом не препятствовала им вести боевые действия.

2. Постулат «Божьего перемирия» требовал от средневековых вояк гораздо больших «жертв» и в силу этого не получил широкого распространения в Западной Европе. Движение за «Божье перемирие» возникло во французской Аквитании в самом начале IX в. и заключалось в запрете на военные действия по воскресеньям. Первоначально движение имело широкую поддержку среди мирян, однако по мере того, как епископы попытались распространить «воскресное перемирие» сначала на весь период с вечера каждой среды до утра понедельника, потом на дни Великого поста, затем на Рождественский пост, а потом и на все церковные праздники, «Божье перемирие» потеряло свой авторитет и перестало соблюдаться.

3. Третьим церковным мероприятием, направленным на ограничение кровопролития в Европе, стала попытка установить прямой контроль над вооружением. Эдиктом от 1139 г. на Втором Латеранском соборе арбалет был признан оружием «варварским» и запрещен для использования в Европе. Разумеется, ни один эдикт не запрещал использование «варварского» оружия против мусульман и прочих «неверных».

Похожие книги из библиотеки

Роль морских сил в мировой истории

Известный историк и морской офицер Альфред Мэхэн подвергает глубокому анализу значительные события эпохи мореплавания, произошедшие с 1660 по 1783 год. В качестве теоретической базы он избрал наиболее успешные морские стратегии прошлого – от Древней Греции и Рима до Франции эпохи Наполеона. Мэхэн обращает пристальное внимание на тактически значимые качества каждого типа судна (галер, брандер, миноносцев), пункты сосредоточения кораблей, их боевой порядок. Перечислены также недостатки в обороне и искусстве управления флотом. В книге цитируются редчайшие документы и карты. Этот классический труд оказал сильнейшее влияние на умы государственных деятелей многих мировых держав.

Авиация Красной армии

В краткой энциклопедии летательных аппаратов, разрабатывавшихся в СССР накануне и во время Второй мировой войны и состоявших на вооружении Красной армии, представлены проекты самолетов (в том числе двухбалочных и двухфюзеляжных «бесхвосток» и «летающих крыльев»), самолетов-снарядов, составных самолетов, вертолетов, автожиров, планеров, конвертопланов, кольцепланов, аппаратов на воздушной подушке, крылатых ракет и т. д. Рассмотрены аппараты, строившиеся серийно или опытными партиями, принимавшие участие в боевых действиях или вспомогательных операциях. Рассказано также об опытных машинах, запланированное производство которых было прервано окончанием войны, машинах, которые по тем или иным причинам не производились серийно, полученным по ленд-лизу трофейным самолетам и самолетам лицензионной постройки, принятым на вооружение.

В книге приведены основные характеристики летательных аппаратов и сведения о боевых операциях, в которых они применялись. Книга снабжена большим количеством иллюстративного материала и предназначена для широкого круга читателей.

Великие танковые сражения. Стратегия и тактика. 1939-1945

Книга посвящена главной ударной мощи сухопутных сил – танковым войскам. Автор реконструировал основные танковые сражения Второй мировой войны, подробно рассказал о предыстории создания и послевоенном развитии бронетанковой техники, дал характеристику различных видов и типов танков, уделяя большое внимание броневой защите и параметрам танковых орудий, их маневренности в конкретных ландшафтах. Издание снабжено картами, схемами и фотографиями.

Советские танковые армии в бою

Новая книга от автора бестселлеров «Штрафбаты и заградотряды Красной Армии» и «Бронетанковые войска Красной Армии». ПЕРВОЕ исследование истории создания и боевого применения советских танковых армий в ходе Великой Отечественной.

Они прошли долгий и трудный путь от первых неудач и поражений 1942 года до триумфа 1945-го. Они отличились во всех крупных сражениях второй половины войны – на Курской дуге и в битве за Днепр, в Белорусской, Яссо-Кишиневской, Висло-Одерской, Берлинской и других стратегических наступательных операциях. Обладая сокрушительной мощью и феноменальной подвижностью, гвардейские танковые армии стали элитой РККА и главной ударной силой «блицкригов по-русски», сломавших хребет прежде непобедимому Вермахту.