Тактика и доктрина войны на суше

К этому периоду появились некоторые достижения в использовании существовавших видов вооружения. В середине VI в. до н. э. Кир Великий начал последовательно вводить в войсках дисциплину и обучение. Хотя эти методы были известны со времен Древней Месопотамии, большое значение они приобрели лишь по мере втягивания человечества в войны. В результате возросла роль пехоты при организованном передвижении войск в ходе боевых действий.

Боевые порядки, ритуалы, предшествующие битвам, религиозные обряды еще долго оставались неизменными. Астрологи и предсказатели советовались с богами, со звездами, будет ли сопутствовать удача в битве, или следует воздержаться от сражения. Получив благословение, военачальник обращался к воинам со словами напутствия и давал команду вступать в бой. Искусство ведения боя относится к области тактики, в отличие от операций, относящихся к области стратегии. На протяжении истории войн формы и способы ведения боя изменялись под влиянием развития боевой техники и качественного состава войск.

Выстроенные фронтом армии сближались, пехота – в центре, кавалерия и колесницы – на флангах, реже по фронту. Лучники и пращники прикрывали наступление, пока основные силы не оказывались на расстоянии около ста метров друг от друга. Изменения в боевом порядке случались редко, за исключением кавалерии и колесниц, перемещавшихся от фланга к центру или наоборот. Непосредственно перед началом сражения легкая пехота проходила сквозь главные линии через специально оставленные для этой цели проходы и таким же образом уходила обратно. Иногда одна из сторон занимала оборонительную позицию, но чаще обе стороны бросались друг на дружку – крики воинов и лязг оружия оглушали.

Опыт показал, что внезапные кратковременные маневры лишь создают бреши в рядах и обнажают фланги, делая их уязвимыми при обстреле метательным оружием. Поэтому тактический замысел был направлен на то, чтобы вынудить противника вступить в бой. Обычно объектом нападения служили фланги, более уязвимые и менее вооруженные, нежели основная часть пехоты, глубиной строя 10–30 шеренг.

Конница сохраняла ведущую роль, особенно на обширных равнинах Центральной и Юго-Западной Азии. Колесницы, за исключением индийской и персидской армий, перестали быть основной ударной силой.

Царь Персии Кир Великий одержал свои первые победы благодаря пешим лучникам, намного превосходившим лучников других азиатских стран своим искусством стрельбы и дисциплиной. Но и он отметил, что необходимо нейтрализовать всадников, от действий которых во многом зависел успех его врагов. Завоевание Лидии дало возможность Киру завербовать в свою армию отличных наездников. Подражая им, персы быстро освоили верховую езду, и вскоре персидская конница стала лучшей в мире.

Тактика и доктрина войны на суше

Греческие гоплиты

Гористая местность Греции не позволяла использовать конницу, поэтому эллины не делали ставки на этот род войск, за исключением северных равнинных районов Фессалии и Македонии.

На остальной части Балканской Греции, Эгейских островах вдоль побережья Ионического моря широко применялась фаланга, тесно сомкнутое линейное построение тяжелой пехоты в бою длинным фронтом, достигавшим в глубину 8—16 (реже 25) шеренг по 800—1000 воинов в каждой. Обладая большой ударной силой, фаланга была малоподвижной. Со второй половины IV в. до н. э. греческую фалангу прикрывали с фронта пелтасты (свыше 8 тыс. человек), а с флангов – конница (свыше 4 тыс. человек).

Фаланга состояла из гоплитов – тяжеловооруженных пехотинцев. Отборные, наиболее обученные воины, они были вооружены длинными (2–3 м) копьями и короткими мечами. Их защитное вооружение состояло из панциря, щита, шлема, набедренников и поножей. Пелтасты представляли собой вид пехоты, занимавшей промежуточное положение между гоплитами и псилами (легкой пехотой). Пелтасты были вооружены дротиками и короткими мечами. Их защитное вооружение состояло из шлема, холщового панциря, ножных лат и легкого кожаного щита – пелта (отсюда и название).

Псилы были вооружены луком, пращой, копьем, ножом и не имели никакого защитного вооружения.

Во время битвы гоплиты выставляли копья, укладывая их на плечи впередистоящих, образуя своего рода стену, защищавшую их от летящих стрел неприятеля. Сражения обычно велись на ровной местности, так как при движении по пересеченной местности в линии фаланги образовывались бреши, которые могли оказаться роковыми.

Легкую пехоту набирали преимущественно из низших классов общества, но в ней было и немало наемников. На марше и в бою легкая пехота вместе с довольно слабой конницей защищали фланги фаланги. Некоторые лучники и пращники, например жители Крита и Родоса, отличались высоким мастерством. Помимо приобретенного опыта и превосходной физической формы, греческий гоплит обладал всеми достоинствами свободного гражданина независимой страны. Эллины недолюбливали субординацию, хотя прекрасно осознавали необходимость воинской дисциплины.

В области инженерного дела в этот период не произошло никаких значительных открытий. Ни персы, ни эллины, ни китайцы не сумели превзойти уровень военной техники, достигнутый ассирийцами. Впрочем, искусство фортификации развивалось в рамках доступных технических средств, а осадное искусство несколько отставало. За исключением единичных ярких примеров удачного штурма крепостей, достигнутых за счет внезапности, хитрости или измены, осажденные города сдавались лишь перед лицом голода.

Похожие книги из библиотеки

Пистолеты и револьверы. Выбор, конструкция, эксплуатация

В книге изложены история, конструктивные и эксплуатационные особенности наиболее интересных и выдающихся образцов автоматических пистолетов и револьверов – от самого зарождения этого класса оружия до наших дней. Книга рассчитана не на профессионалов стрелкового дела, а на тех мужчин, кто хочет вступить в «оружейный мир» уже вооруженный знаниями – об оружии, его истории, удобстве использования и предназначении.

Кроме того, книга поможет определиться тем, кто в данный момент выбирает для себя гражданское оружие самообороны, и сделать выбор, который, возможно, однажды спасет вам жизнь.

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.

Снайперская война

Впервые в отечественной литературе!

Глубокое исследование снайперской войны на протяжении двух столетий – с позапрошлого века до наших дней. Анализ развития снайперского дела в обеих мировых войнах и многочисленных локальных конфликтах, на поле боя и в тайных операциях спецслужб. Настоящая энциклопедия снайперского искусства – не ремесла, а именно искусства! – ведь точность выстрела зависит от десятков факторов: времени суток и температуры воздуха, скорости и направления ветра, расстояния до цели, как падет свет, куда перемещаются тени и т. д., и т. п. Исчерпывающая информация о вооружении и обучении стрелков, их тактике и боевом применении, снайперских дуэлях и контрснайперской борьбе, о прошлом, настоящем и будущем самого жестокого из воинских искусств.

Шпионские штучки, или Секреты тайной радиосвязи

В предлагаемой книге рассматриваются особенности схемотехнических решений, применяемых при создании миниатюрных транзисторных радиопередающих устройств. В соответствующих главах приводится информация о принципах действия и особенностях функционирования отдельных узлов и каскадов, принципиальные схемы, а также другие сведения, необходимые при самостоятельном конструировании простых радиопередатчиков и радиомикрофонов. Отдельная глава посвящена рассмотрению практических конструкций транзисторных микропередатчиков для систем связи малого радиуса действия.

Книга предназначена для начинающих радиолюбителей, интересующихся особенностями схемотехнических решений узлов и каскадов миниатюрных транзисторных радиопередающих устройств.