Военно-морская доктрина и тактика

Народы, жившие на побережье Средиземного и Эгейского морей, с давних времен использовали мореходство в военных целях. Однако до VII в. до н. э. возможности мореходства ограничивались лишь поддержкой сухопутных войск и заключались в перевозке людей, снаряжения, провианта и пр.

Примерно в 700 г. до н. э. финикийцы впервые применили суда, построенные специально для ведения боевых действий. Это были «биремы», быстроходные гребные галеры, имевшие две пары весел, длиннее и мелководнее торговых судов.

Греки, перенявшие у финикийцев галеры, довели искусство ведения боевых действий на них до совершенства.

Длинные и узкие афинские «триеры» имели три ряда весел, располагавшихся в шахматном порядке. Мореходные качества, комфортность, грузоподъемность были принесены в жертву скорости и маневренности. Для увеличения быстроходности в дополнение к веслам триеры имели и парусное снаряжение на двух мачтах, но в бою они приводились в движение с помощью 150 гребцов.

Боевой флот не был предназначен для перевозки провианта и пресной воды, в длительных походах эту задачу выполняла флотилия транспортных судов сопровождения. Уязвимые в шторм, флоты держались близко к берегу, избегая длительных походов на дальние расстояния.

Основным вооружением триеры являлся трехметровый металлический клюв, расположенный на носу судна, на уровне ватерлинии. Если клюв таранил борт вражеского корабля, эффект был смертельный. Однако совершить такой маневр было весьма сложно, и греки предпочитали придерживаться испытанной временем абордажной тактики.

Афинские мореходы превыше всего ценили быстроходность и маневренность. Если не представлялось возможным атаковать противника напрямую, афиняне меняли курс и, применив тактику «борт о борт», внезапно убирали свои весла и ломали весла противника. Судно неприятеля напоминало подстреленную утку. Теперь его могла протаранить любая афинская триера. Врагам Афин так и не удалось сравниться с эллинами в искусстве ведения морских сражений.

Похожие книги из библиотеки

Пистолеты и револьверы. Выбор, конструкция, эксплуатация

В книге изложены история, конструктивные и эксплуатационные особенности наиболее интересных и выдающихся образцов автоматических пистолетов и револьверов – от самого зарождения этого класса оружия до наших дней. Книга рассчитана не на профессионалов стрелкового дела, а на тех мужчин, кто хочет вступить в «оружейный мир» уже вооруженный знаниями – об оружии, его истории, удобстве использования и предназначении.

Кроме того, книга поможет определиться тем, кто в данный момент выбирает для себя гражданское оружие самообороны, и сделать выбор, который, возможно, однажды спасет вам жизнь.

Роль морских сил в мировой истории

Известный историк и морской офицер Альфред Мэхэн подвергает глубокому анализу значительные события эпохи мореплавания, произошедшие с 1660 по 1783 год. В качестве теоретической базы он избрал наиболее успешные морские стратегии прошлого – от Древней Греции и Рима до Франции эпохи Наполеона. Мэхэн обращает пристальное внимание на тактически значимые качества каждого типа судна (галер, брандер, миноносцев), пункты сосредоточения кораблей, их боевой порядок. Перечислены также недостатки в обороне и искусстве управления флотом. В книге цитируются редчайшие документы и карты. Этот классический труд оказал сильнейшее влияние на умы государственных деятелей многих мировых держав.

Советские танковые армии в бою

Новая книга от автора бестселлеров «Штрафбаты и заградотряды Красной Армии» и «Бронетанковые войска Красной Армии». ПЕРВОЕ исследование истории создания и боевого применения советских танковых армий в ходе Великой Отечественной.

Они прошли долгий и трудный путь от первых неудач и поражений 1942 года до триумфа 1945-го. Они отличились во всех крупных сражениях второй половины войны – на Курской дуге и в битве за Днепр, в Белорусской, Яссо-Кишиневской, Висло-Одерской, Берлинской и других стратегических наступательных операциях. Обладая сокрушительной мощью и феноменальной подвижностью, гвардейские танковые армии стали элитой РККА и главной ударной силой «блицкригов по-русски», сломавших хребет прежде непобедимому Вермахту.

Оружие возмездия. Баллистические ракеты Третьего рейха – британская и немецкая точки зрения

Известный английский историк Дэвид Ирвинг показывает, что склонность немцев к внешним эффектам и разногласия в высшем эшелоне власти Третьего рейха привели к тому, что значительные ресурсы, предназначенные для разработки самолета-снаряда и реактивного истребителя, были брошены на создание баллистических ракет. В британском правительстве многие считали несостоятельной весьма реальную угрозу, которая по замыслу Гитлера должна была переломить ход войны в пользу Германии.