Польша

В начале рассматриваемого периода власть в Польше находилась в руках способных и воинственных правителей, которым удалось существенно расширить территорию своей страны. Однако в конце XIII столетия в Польше наступил период ослабления центральной власти, сопровождавшийся внутренней нестабильностью и династическими конфликтами.

992—1025. Правление Болеслава I Храброго. При Болеславе продолжился процесс централизации власти и расширения польских территорий. Болеслав участвовал в трех германо-польских войнах против императора Генриха III (1002–1018), в целом закончившихся победой Польши. Болеслав захватил Лужицу и земли мильчан, а также использовал династическую войну в Чехии для того, чтобы оспорить германский контроль над этой страной. В битве на Буге (1020) Болеслав нанес поражение киевскому князю Ярославу Мудрому и временно занял Киев. К моменту смерти Болеслава Польское государство занимало земли от Эльбы до Буга и от Балтийского моря до течения Дуная.

1025–1034. Правление Мешко II (сына Болеслава). При этом короле Польша переживает период упадка. Вначале Польша утрачивает контроль над Словакией и Моравией (1027, 1031), затем Ярослав Мудрый возвращает себе червенские города, а Померания попадает под власть Кнуда Датского (1031).

1034–1040. Период династических войн. Богемский князь Бржетислав I (1038) покоряет Силезию и даже временно занимает Краков (1039).

1038–1058. Правление Казимира I (сына Мешко). После наведения порядка в стране Казимир вплотную занялся внешней политикой и вернул Польше контроль над Силезией (1054).

1058–1079. Правление Болеслава II Смелого (сына Казимира). Этот сильный и энергичный правитель предпринял две неудавшиеся попытки отвоевать у немцев Богемию, однако сумел вернуть себе Верхнюю Словакию (1061–1063). Болеслав дважды занимал Киев, возвратил отнятые у Польши Ярославом Мудрым города Червонной Руси и лишился престола в результате заговора и мятежа польской знати.

1079–1102. Период упадка и междоусобиц.

1102–1138. Правление Болеслава III. Этот сильный правитель и выдающийся полководец в битве при Глогау (1109) сумел отразить вторжение в Силезию армии германского императора Генриха V. Разбив померанцев в сражении при Накло (1109), Болеслав возвратил померанские земли под польский контроль. Вспыхнувшее в Померании восстание под предводительством князя Варчислава Щецинского (1119–1124) было жестоко подавлено. Неудачные походы в Венгрию и Богемию (1132–1135) ослабили международные позиции Польши.

1138–1200. Период раздробленности и ослабления Польши. Ослаблением Польши не преминули воспользоваться ее западные соседи. Войска Альбрехта Медведя, маркграфа Бранденбургского, и саксонского герцога Генриха Льва последовательно оттесняют поляков на земли к востоку от Вислы, в то время как датчане под водительством короля Вальдемара и знаменитого Абсалона захватывают балтийские владения Польши.

Похожие книги из библиотеки

Великие танковые сражения. Стратегия и тактика. 1939-1945

Книга посвящена главной ударной мощи сухопутных сил – танковым войскам. Автор реконструировал основные танковые сражения Второй мировой войны, подробно рассказал о предыстории создания и послевоенном развитии бронетанковой техники, дал характеристику различных видов и типов танков, уделяя большое внимание броневой защите и параметрам танковых орудий, их маневренности в конкретных ландшафтах. Издание снабжено картами, схемами и фотографиями.

Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам

Во время Второй мировой войны миллионы советских военнопленных погибли в немецких концлагерях из-за того, что фашистская Германия проводила по отношению к ним, как и ко всему русскому народу, политику геноцида. После войны гитлеровские палачи оправдывали зверское отношение к советским людям тем, что СССР не подписал Женевскую конвенцию о военнопленных. Хотя никто не мешал немцам соблюдать в отношении советских пленных ее принципы. Более того, и сейчас находятся историки, в том числе и в России, которые цинично провозглашают, что в гибели наших соотечественников в немецких лагерях виноват вовсе не Гитлер и его последователи, уморившие голодом, расстрелявшие, лишившие медицинской помощи попавших в плен, то есть, фактически денонсировавший Женевскую конвенцию, а Сталин, отказавшийся ее подписать. По сути, эти историки повторяют геббельсовскую пропаганду. Целью этой книги является разоблачение этой старой но живучей лжи и восстановление исторической истины.

Неизвестный «МиГ». Гордость советского авиапрома

Это слово понятно без перевода в любой точке мира – совсем как «спутник» или «Калашников». Эти легендарные истребители всегда оправдывали свое стремительное имя, отличившись во всех войнах СССР. Высотные скоростные МиГ-3, на которых держалась наша ПВО в начале Великой Отечественной, надежно защитили Москву от немецких налетов. Великолепные МиГ-15 очистили небо Кореи от «Летающих крепостей», похоронив надежды США на победу в ядерной войне. Прославленные МиГ-21 сбивали американские «Фантомы» над Вьетнамом и израильские «Миражи» над Голанскими высотами. Вся история ОКБ им. А. И. Микояна – это летопись рекордов, достижений и побед: первый отечественный реактивный самолет Миг-9; первый в мире серийный сверхзвуковой МиГ-19; революционный для своего времени МиГ-23 с изменяемой геометрией крыла; стремительный МиГ-25, первым среди серийных машин достигший скорости 3000 км/ч.; сверхманевренный МиГ-29, по праву считающийся одним из лучших истребителей четвертого поколения, «мечтой любого пилота» … Менее известен вклад Микояна в космические победы СССР, а ведь именно под его руководством создавались искусственные спутники Земли и сверхсекретный пилотируемый воздушно-космический самолет «Спираль», не имеющий себе равных.

Снимая гриф секретности, эта книга восстанавливает подлинную историю МиГа за три четверти века. Это – лучшая творческая биография великого авиаконструктора и его легендарного КБ, ставшего гордостью отечественного авиапрома.

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.