Третий крестовый поход

1189–1192 гг.

Папа Климент III обратился к христианам с призывом соединить силы против неверных, захвативших Иерусалим. По количеству собранного войска и числу венценосных особ, принявших личное участие в кампании, Третий крестовый поход сильно отличался от первых двух. Достаточно сказать, что на папский призыв откликнулись сразу три могущественных короля – германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард Львиное Сердце.

1189–1190. Поход Барбароссы. Выступив весной из Германии, семидесятилетний Барбаросса повел свое войско сухим путем через Константинополь и Малую Азию. Зимой 1189/90 г. возникли серьезные разногласия между Фридрихом и византийским императором Исааком Ангелом, который всячески препятствовал продвижению Барбароссы в Малую Азию. К середине февраля спорные вопросы были урегулированы, и Ангел разрешил немецким рыцарям переправу в Анатолию. Хорошо вооруженное, дисциплинированное 30-тысячное немецкое войско представляло реальную опасность для турок. В мае Барбаросса нанес сельджукам серьезное поражение при Иконии, вынудив румского султана заключить мир на выгодных для крестоносцев условиях и поклясться не оказывать никакого сопротивления продвижению немецкого войска. Однако в Киликии немецкое ополчение постигло несчастье – Барбаросса утонул при переправе через горную реку Салеф. После гибели Барбароссы поход возглавил его сын, Фридрих Швабский, не унаследовавший военного таланта и организаторских способностей своего отца. В результате часть немецких рыцарей отказалась от продолжения похода, часть погибла в пути от голода и болезней. В результате в конце лета 1190 г. в Акру, на соединение с основным христианским войском, прибыли лишь жалкие остатки немецкого воинства.

1190–1191. Походы Ричарда Львиное Сердце и Филиппа-Августа. Оба государя отправились на Восток морем, с остановкой на Сицилии. В дороге отношения между королями окончательно испортились, превратившись в едва прикрытую вражду. Весной Филипп отплыл в Палестину и присоединился к крестоносцам, осаждавшим Акру, а Ричард Львиное Сердце в одиночку овладел Кипром, превратив его в свою базу на Средиземном море.

1191, июль, 12. Падение Акры. 8 июля 1191 г. Ричард прибыл к стенам Акры. 12 июля истощенная осадой крепость сдалась христианам. К сожалению, после падения Акры разногласия между христианскими королями достигли такой остроты, что Филипп-Август объявил о своем возвращении во Францию.

1191, август – сентябрь. Поход к Аскалону. Ричард Львиное Сердце, оставшийся в одиночестве, был полон решимости добиться от Саладина возвращения Иерусалима. Объединив под своим началом различные христианские отряды, он собрал довольно внушительную армию (насчитывавшую, по разным оценкам, от 50 до 100 тыс. человек) и начал продвижение к Иерусалиму. В походе Ричард показал себя выдающимся военачальником, умелым стратегом и тактиком, способным удерживать в повиновении честолюбивых баронов, не привыкших выполнять чьи-либо приказания. Организация снабжения войска была поставлена на невиданную для средневековой Европы высоту. Достаточно сказать, что при обозе находилось даже некое подобие прачечной, в которой стирали одежду воинов, чтобы не допустить вспышек эпидемий. Войско Ричарда короткими дневными маршами двигалось по прибрежной полосе, стараясь держаться как можно ближе к морю, по которому подвозилось продовольствие и снаряжение. Армия Саладина следовала по пятам крестоносцев, время от времени атакуя их, в надежде отрезать какой-либо отряд или истребить случайно замешкавшихся. Однако Ричард не предоставил Саладину такой возможности. Более того, он строго-настрого запретил своим рыцарям вступать в столкновения с «неверными», а для защиты от нападения тюркских лучников выставил по флангам своего войска искусных арбалетчиков.

1191, сентябрь, 7. Битва при Арзуфе. В окрестностях Арзуфа Саладин неожиданно ударил в хвост колонне рыцарей, намереваясь заставить их обернуться и вступить в сражение. Первоначально Ричард решил не принимать боя и продолжать продвижение вперед. Однако, видя, что атаки сарацин становятся все более дерзкими, а задние ряды крестоносцев, отступая, в панике теснят впередиидущих, Ричард изменил свое решение и отдал приказ перейти в наступление. Турки, застигнутые врасплох, смешались и начали отступать. Крестоносцы бросились за ними и завершили разгром, перебив около 7 тыс. мусульман. После такого поражения Саладин больше никогда не отваживался встречаться с Ричардом в открытом бою.

1192. Наступление на Иерусалим. На зиму армия крестоносцев остановилась в Аскалоне. Во время этого вынужденного стояния погиб Конрад Монферратский, зарезанный подосланным к нему членом секты ассасинов. С наступлением весны Ричард продолжил поход на Иерусалим. Саладин двигался впереди его, стирая с лица земли все поселения, в которых крестоносцы могли бы отдохнуть и раздобыть еды. Тактика выжженной земли не замедлила принести свои плоды. Нечем стало кормить лошадей, начался падеж. Войско крестоносцев изнемогало от отсутствия пресной воды, рыцари роптали, многие подумывали о том, чтобы вернуться обратно. Ричард понял, что продолжение пути может привести к полной потере дисциплины и гибели войска. Скрепя сердце Ричард отдал приказ о возвращении на побережье.

1192. Перемирие с Саладином. Отказавшись от мысли вернуть Иерусалим, Ричард был вынужден пойти на переговоры. В итоге было заключено перемирие сроком на три года. По условиям этого перемирия Иерусалим оставался в руках мусульман, но христианские паломники получили право беспошлинного посещения Гроба Господня.

1193. Смерть Саладина и наступивший вслед за этим распад его империи существенно улучшили положение христианских государств.

Похожие книги из библиотеки

Неизвестный Лангемак. Конструктор «катюш»

Он был одним из величайших конструкторов XX века, главным инженером первого в мире Реактивного института, пионером космонавтики (именно Г.Э. Лангемак ввел этот термин), соавтором легендарной «Катюши» – но звание Героя Социалистического Труда получил лишь посмертно. Его арестовали по доносу подчиненного, осудили как «вредителя», «заговорщика» и «врага народа» и казнили в январе 1938 года. Полвека спустя маршал Устинов сказал: «Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов». Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) «по профсоюзным путевкам».

Почему все эти великие начинания пошли прахом? Кто погубил великого конструктора и присвоил его открытия? Как разгромили Реактивный институт, замедлив развитие космонавтики на десятилетия? Воздавая должное гению Лангемака, эта фундаментальная биография проливает свет на самые героические и трагические страницы родной истории.

Сухопутные линкоры Сталина

Их величали «сухопутными линкорами Сталина». В 1930-х годах они были главными символами советской танковой мощи, «визитной карточкой» Красной Армии, украшением всех военных парадов, патриотических плакатов и газетных передовиц. Именно пятибашенный Т-35 изображен на самой почетной советской медали – «За отвагу».

И никто, кроме военных профессионалов, не осознавал, что к началу Второй мировой не только неповоротливые монстры Т-35, но и гораздо более совершенные Т-28 уже безнадежно устарели и абсолютно не соответствовали требованиям современной войны, будучи практически непригодны для модернизации. Почти все много-башенные танки были потеряны в первые месяцы Великой Отечественной, не оказав сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий. К лету 1944 года чудом уцелели несколько Т-28 и всего один Т-35…

Эта фундаментальная работа – лучшее на сегодняшний день, самое полное, подробное и достоверное исследование истории создания и боевого применения советских многобашенных танков, грозных на вид, но обреченных на быстрое «вымирание» и не оправдавших надежд, которые возлагало на них советское командование.

Все авиа-шедевры Мессершмитта. Взлет и падение Люфтваффе

Как бы ни были прославлены Юнкерс, Хейнкель и Курт Танк, немецким авиаконструктором № 1 стали не они, а Вилли МЕССЕРШМИТТ.

Эта книга – первая творческая биография гения авиации, на счету которого множество авиашедевров – легендарный Bf 109, по праву считающийся одним из лучших боевых самолетов в истории; знаменитый истребитель-бомбардировщик Bf 110; самый большой десантный планер своего времени Ме 321; шестимоторный военно-транспортный Ме 323; ракетный перехватчик Ме 163 и, конечно, эпохальный Ме 262, с которого фактически началась реактивная эра. Случались у Мессершмитта и провалы, самым громким из которых стал скандально известный Ме 210, но, несмотря на редкие неудачи, созданного им хватило бы на несколько жизней.

Сам будучи авиаконструктором и профессором МАИ, автор не только восстанавливает подлинную биографию Мессершмитта и историю его непростых взаимоотношений с руководством Третьего Рейха, но и профессионально анализирует все его проекты.

Воздушные извозчики вермахта. Транспортная авиация люфтваффе 1939–1945

Изначально этот род авиации, оснащенный в основном неуклюжими с виду трехмоторными самолетами Ju-52, был создан в Третьем рейхе для обслуживания парашютно-десантных войск. Впервые воздушные десанты были использованы во время Польской кампании. Затем, период захватов Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Греции, транспортная авиация люфтваффе буквально «силами одного парашютно-десантного полка» захватывала аэродромы, крепости и стратегически важные мосты. Парашютисты внезапно опускались с небес прямо на голову противника, подготавливая плацдармы для выгрузки основного десанта. Уже в мае 1940 года транспортным самолетам впервые пришлось снабжать по воздуху отрезанные во вражеском тылу войска. В дальнейшем эта их функция стала основной. Демянск, Холм, Сталинград, Тунис, Кубань, Крым, Корсунь, Каменец-Подольский и многие другие котлы, образовавшиеся вследствие гитлеровской стратегии «стоять до последнего», неизменно снабжались с помощью пресловутых «воздушных мостов». На последнем этапе войны к ним прибавились многочисленные города-«крепости»: Будапешт, Кёнигсберг, Бреслау, Дюнкерк, Лорьян и многие другие.

В этой книге на основе многочисленных, в основном зарубежных источников и архивных документов впервые подробно рассказано практически обо всех невероятных по накалу и драматизму операциях транспортной авиации люфтваффе с 1939 по 1945 г.