Третий крестовый поход

1189–1192 гг.

Папа Климент III обратился к христианам с призывом соединить силы против неверных, захвативших Иерусалим. По количеству собранного войска и числу венценосных особ, принявших личное участие в кампании, Третий крестовый поход сильно отличался от первых двух. Достаточно сказать, что на папский призыв откликнулись сразу три могущественных короля – германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард Львиное Сердце.

1189–1190. Поход Барбароссы. Выступив весной из Германии, семидесятилетний Барбаросса повел свое войско сухим путем через Константинополь и Малую Азию. Зимой 1189/90 г. возникли серьезные разногласия между Фридрихом и византийским императором Исааком Ангелом, который всячески препятствовал продвижению Барбароссы в Малую Азию. К середине февраля спорные вопросы были урегулированы, и Ангел разрешил немецким рыцарям переправу в Анатолию. Хорошо вооруженное, дисциплинированное 30-тысячное немецкое войско представляло реальную опасность для турок. В мае Барбаросса нанес сельджукам серьезное поражение при Иконии, вынудив румского султана заключить мир на выгодных для крестоносцев условиях и поклясться не оказывать никакого сопротивления продвижению немецкого войска. Однако в Киликии немецкое ополчение постигло несчастье – Барбаросса утонул при переправе через горную реку Салеф. После гибели Барбароссы поход возглавил его сын, Фридрих Швабский, не унаследовавший военного таланта и организаторских способностей своего отца. В результате часть немецких рыцарей отказалась от продолжения похода, часть погибла в пути от голода и болезней. В результате в конце лета 1190 г. в Акру, на соединение с основным христианским войском, прибыли лишь жалкие остатки немецкого воинства.

1190–1191. Походы Ричарда Львиное Сердце и Филиппа-Августа. Оба государя отправились на Восток морем, с остановкой на Сицилии. В дороге отношения между королями окончательно испортились, превратившись в едва прикрытую вражду. Весной Филипп отплыл в Палестину и присоединился к крестоносцам, осаждавшим Акру, а Ричард Львиное Сердце в одиночку овладел Кипром, превратив его в свою базу на Средиземном море.

1191, июль, 12. Падение Акры. 8 июля 1191 г. Ричард прибыл к стенам Акры. 12 июля истощенная осадой крепость сдалась христианам. К сожалению, после падения Акры разногласия между христианскими королями достигли такой остроты, что Филипп-Август объявил о своем возвращении во Францию.

1191, август – сентябрь. Поход к Аскалону. Ричард Львиное Сердце, оставшийся в одиночестве, был полон решимости добиться от Саладина возвращения Иерусалима. Объединив под своим началом различные христианские отряды, он собрал довольно внушительную армию (насчитывавшую, по разным оценкам, от 50 до 100 тыс. человек) и начал продвижение к Иерусалиму. В походе Ричард показал себя выдающимся военачальником, умелым стратегом и тактиком, способным удерживать в повиновении честолюбивых баронов, не привыкших выполнять чьи-либо приказания. Организация снабжения войска была поставлена на невиданную для средневековой Европы высоту. Достаточно сказать, что при обозе находилось даже некое подобие прачечной, в которой стирали одежду воинов, чтобы не допустить вспышек эпидемий. Войско Ричарда короткими дневными маршами двигалось по прибрежной полосе, стараясь держаться как можно ближе к морю, по которому подвозилось продовольствие и снаряжение. Армия Саладина следовала по пятам крестоносцев, время от времени атакуя их, в надежде отрезать какой-либо отряд или истребить случайно замешкавшихся. Однако Ричард не предоставил Саладину такой возможности. Более того, он строго-настрого запретил своим рыцарям вступать в столкновения с «неверными», а для защиты от нападения тюркских лучников выставил по флангам своего войска искусных арбалетчиков.

1191, сентябрь, 7. Битва при Арзуфе. В окрестностях Арзуфа Саладин неожиданно ударил в хвост колонне рыцарей, намереваясь заставить их обернуться и вступить в сражение. Первоначально Ричард решил не принимать боя и продолжать продвижение вперед. Однако, видя, что атаки сарацин становятся все более дерзкими, а задние ряды крестоносцев, отступая, в панике теснят впередиидущих, Ричард изменил свое решение и отдал приказ перейти в наступление. Турки, застигнутые врасплох, смешались и начали отступать. Крестоносцы бросились за ними и завершили разгром, перебив около 7 тыс. мусульман. После такого поражения Саладин больше никогда не отваживался встречаться с Ричардом в открытом бою.

1192. Наступление на Иерусалим. На зиму армия крестоносцев остановилась в Аскалоне. Во время этого вынужденного стояния погиб Конрад Монферратский, зарезанный подосланным к нему членом секты ассасинов. С наступлением весны Ричард продолжил поход на Иерусалим. Саладин двигался впереди его, стирая с лица земли все поселения, в которых крестоносцы могли бы отдохнуть и раздобыть еды. Тактика выжженной земли не замедлила принести свои плоды. Нечем стало кормить лошадей, начался падеж. Войско крестоносцев изнемогало от отсутствия пресной воды, рыцари роптали, многие подумывали о том, чтобы вернуться обратно. Ричард понял, что продолжение пути может привести к полной потере дисциплины и гибели войска. Скрепя сердце Ричард отдал приказ о возвращении на побережье.

1192. Перемирие с Саладином. Отказавшись от мысли вернуть Иерусалим, Ричард был вынужден пойти на переговоры. В итоге было заключено перемирие сроком на три года. По условиям этого перемирия Иерусалим оставался в руках мусульман, но христианские паломники получили право беспошлинного посещения Гроба Господня.

1193. Смерть Саладина и наступивший вслед за этим распад его империи существенно улучшили положение христианских государств.

Похожие книги из библиотеки

Тайна Безымянной высоты. 10-я армия в Московской и Курской битвах. От Серебряных Прудов до Рославля.

Это был стремительный и кровавый марш из юго-восточного Подмосковья через районы Тульской и Калужской областей до Смоленщины. Месяц упорных и яростных атак в ходе московского контрнаступления, а затем – почти два года позиционных боев в районе Кирова и Варшавского шоссе. И – новый рывок на северном фасе Курской дуги. Именно солдатам 10-й армии довелось брать знаменитую Безымянную высоту, ту самую, «у незнакомого поселка», о которой вскоре после войны сложат песню.

В книге известного историка и писателя, лауреата литературных премий «Сталинград» и «Прохоровское поле» Сергея Михеенкова на основе документов и свидетельств фронтовиков повествуется об этом трудном походе. Отдельной темой проходят события, связанные с секретными операциями ГРУ в так называемом «кировском коридоре», по которому наши разведывательно-диверсионные отряды и группы проникали в глубокий тыл немецких войск в районах Вязьмы, Спас-Деменска, Брянска и Рославля. Другая тема – судьба 11-го отдельного штрафного батальона в боях между Кировом и Рославлем.

Рассекреченные архивы и откровения участников тех событий легли в основу многих глав этой книги.

АвтоНАШЕСТВИЕ на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили

С самого своего рождения отечественный автопром не был изолирован от остального мира – даже в наиболее сложные периоды истории, в разгар «холодной войны» и открытой конфронтации с Западом, иностранные машины составляли заметную часть автопарка СССР, активно использовались и в Советской Армии, и в народном хозяйстве. Речь прежде всего о сотнях тысяч автомобилей, полученных в годы Второй Мировой войны по ленд-лизу, а также о трофейной технике, захваченной у Вермахта и его союзников. Хотя в СССР об этом не принято было упоминать, трофейные и ленд-лизовские машины сыграли важную роль в развитии советской автомобильной промышленности, бурный прогресс которой в послевоенный период стал возможен благодаря тщательному изучению мирового опыта.

Много лет работая над этой темой, буквально по крупицам собрав и обработав колоссальный объем информации, автор впервые воссоздает подлинную историю этого автоНАШЕСТВИЯ на СССР, оставившего заметный след в судьбе отечественного автопрома.

Пистолеты и револьверы. Выбор, конструкция, эксплуатация

В книге изложены история, конструктивные и эксплуатационные особенности наиболее интересных и выдающихся образцов автоматических пистолетов и револьверов – от самого зарождения этого класса оружия до наших дней. Книга рассчитана не на профессионалов стрелкового дела, а на тех мужчин, кто хочет вступить в «оружейный мир» уже вооруженный знаниями – об оружии, его истории, удобстве использования и предназначении.

Кроме того, книга поможет определиться тем, кто в данный момент выбирает для себя гражданское оружие самообороны, и сделать выбор, который, возможно, однажды спасет вам жизнь.

Воздушные извозчики вермахта. Транспортная авиация люфтваффе 1939–1945

Изначально этот род авиации, оснащенный в основном неуклюжими с виду трехмоторными самолетами Ju-52, был создан в Третьем рейхе для обслуживания парашютно-десантных войск. Впервые воздушные десанты были использованы во время Польской кампании. Затем, период захватов Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Греции, транспортная авиация люфтваффе буквально «силами одного парашютно-десантного полка» захватывала аэродромы, крепости и стратегически важные мосты. Парашютисты внезапно опускались с небес прямо на голову противника, подготавливая плацдармы для выгрузки основного десанта. Уже в мае 1940 года транспортным самолетам впервые пришлось снабжать по воздуху отрезанные во вражеском тылу войска. В дальнейшем эта их функция стала основной. Демянск, Холм, Сталинград, Тунис, Кубань, Крым, Корсунь, Каменец-Подольский и многие другие котлы, образовавшиеся вследствие гитлеровской стратегии «стоять до последнего», неизменно снабжались с помощью пресловутых «воздушных мостов». На последнем этапе войны к ним прибавились многочисленные города-«крепости»: Будапешт, Кёнигсберг, Бреслау, Дюнкерк, Лорьян и многие другие.

В этой книге на основе многочисленных, в основном зарубежных источников и архивных документов впервые подробно рассказано практически обо всех невероятных по накалу и драматизму операциях транспортной авиации люфтваффе с 1939 по 1945 г.