Четвертый крестовый поход

1202–1204 гг.

Предпосылки 1195–1200 гг.

1195. Позиция Гогенштауфенов. Вместе с титулом императора Священной Римской империи и сицилийской короной Генрих IV унаследовал амбиции своего отца Фридриха Барбароссы: он задался целью завоевать Византийскую империю. Чтобы хоть как-то придать этим претензиям легитимный характер, он женил своего брата герцога Швабского на царевне Ирине, дочери низложенного византийского императора Исаака II Ангела. Он также жаждал преумножить достижения своего отца в роли крестоносца.

1197–1198. Подготовительные действия. Генрих послал в Святую землю передовой отряд немецких рыцарей. Они захватили Бейрут и другие прибрежные города (1198). Неожиданная смерть Генриха IV (1197) приостановила подготовку к Крестовому походу.

1199. Призыв папы Иннокентия III. Понтифик призвал христианский мир отбить Иерусалим у мусульман.

1200. На призыв папы откликнулись: Тибо III Шампанский, Людовик Блуаский и Балдуин Фландрский со своим братом Генрихом. Кроме них в походе приняли участие Бонифаций Монферратский и знаменитый Симон де Монфор. Король Англии Иоанн и король Франции Филипп отказались принять участие в походе. Во главе ополчения встал Тибо Шампанский.

1201. Переговоры с Венецией. Тибо Шампанский, Людовик Блуаский и Балдуин согласились с мнением Иннокентия III, считавшего, что маршрут Крестового похода должен проходить через Египет. Они провели переговоры с венецианским дожем Энрико Дандоло о транспортировке 25 тыс. крестоносцев и о снабжении их там в течение 3 лет в обмен на 85 тыс. марок и половину завоеваний крестоносцев.

1201, май. Смерть Тибо Шампанского. Предводителем похода избран итальянский маркиз Бонифаций Монферратский, который находился в близком родстве с Филиппом Швабским и был ревностным сторонником Гогенштауфенов.

1201, декабрь. Совещание в Хегенлу. Филипп Швабский уговорил Бонифация идти в Святую землю через Константинополь в соответствии с планами Генриха VI. В лагере крестоносцев находился византийский царевич Алексей, сын низложенного императора Исаака II Константинопольского и шурин Филиппа. Очевидно, он присутствовал на совещании. Несколькими годами раньше ему удалось из Византии перебраться в Европу, где полным ходом шла подготовка к Крестовому походу. Теперь он надумал с помощью рыцарского ополчения отомстить Алексею III, захватившему отцовский престол. Многие историки считают, что царевич Алексей действовал также в интересах Венеции (возможно, даже являясь ее агентом в стане крестоносцев). Как бы там ни было, очевидно одно – идея о походе на Константинополь не принадлежала венецианцам, хотя они охотно ее поддерживали.

1202. Совещание в Венеции. В подготовке и сборах прошло все лето и ранняя осень. Крестоносцам не удалось собрать 85 тыс. марок, но венецианцы потребовали после длительных переговоров в обмен на свою помощь отвоевать у Венеции город Зара (Задар), ранее зависимый от Венеции.

1202. Взятие Задара. Несмотря на возражения папы, войска крестоносцев и венецианцев разграбили и опустошили город. За насилие над жителями Иннокентий III простил крестоносцев, но отлучил от церкви Венецию.

Поход на Константинополь 1203–1204 гг.

1202–1203. Окончательное решение. В Задаре крестоносцы остались до весны 1203 г. Туда же прибыл и царевич Алексей с просьбой помочь ему вернуть отцовский трон. В обмен на константинопольский престол Алексей посулил уплатить крестоносцам 200 тыс. марок серебром, предоставить 10 тыс. воинов для похода в Святую землю, а также пообещал, что византийская церковь признает верховенство папы. Несмотря на протесты папы, лидеры крестоносцев согласились идти на Константинополь. Лишь небольшая группа крестоносцев во главе с Симоном де Монфором отказалась от участия в этом походе и отплыла в Палестину.

1203, июнь, 23. Прибытие в Константинополь.

Прибыв на Босфор, крестоносцы высадились около Халкидона. Затем они переправились в Галату, где, несмотря на противодействие византийцев, устроили укрепленный лагерь. Вскоре венецианский флот вошел в залив Золотой Рог.

1203, июль, 17. Первая атака.

1203, июль, 17. Первая атака.

Пока армия крестоносцев предпринимала атаку крепостных стен Константинополя с запада, венецианский флот оказывал им поддержку с моря. Вначале защитники города отбили атаку, но венецианцы, воодушевленные отвагой престарелого дожа Дандоло, с наступлением темноты овладели несколькими башнями крепостной стены. Глубокой ночью император Алексей III бежал из города, а утром византийская знать освободила из тюрьмы Исаака II и восстановила его на троне. Молодой Алексей был избран соимператором под именем Алексей IV.

1203–1204. Остановка в Константинополе. После бегства Алексея III венецианцы вернулись в бухту Золотой Рог на свои корабли, а крестоносцы отправились в свой лагерь в Галате и стали там ждать выплаты обещанных 200 тыс. марок. Исаак и Алексей начали сбор средств, попросив крестоносцев помочь им укрепить подорванную власть в империи.

1204, январь. Византийское восстание. Поборы населения, разбой и бесчинства рыцарей вызвали возмущение знати. Всеобщее недовольство вылилось в восстание, в результате которого Исаак был свергнут и заточен в тюрьму, Алексей IV казнен, а Алексей Дука – руководитель восстания – провозглашен императором Алексеем V. Потеря надежды получить обещанное вознаграждение давала крестоносцам повод для наступления на Константинополь. Обсудив ситуацию, крестоносцы и венецианцы приняли решение взять город штурмом.

1204, апрель, 11–13. Падение Константинополя. В течение двух дней штурм города с моря и суши успешно отражала византийская армия. Варяжская гвардия, состоявшая из английских и датских наемников, отличилась особенно. Катапульты с венецианских кораблей забросали город огнем. Начался страшный пожар. Лишь на третий день штурма крестоносцам и венецианцам удалось занять часть наземных крепостных стен и дамбу. В городе началась паника. Наутро крестоносцы ворвались в Константинополь, уничтожив варяжскую гвардию. Три дня в городе продолжались грабежи, насилие, резня, мародерство.

Комментарий. В апреле 1204 г. город был взят и разграблен участниками Четвертого крестового похода, что означало конец Византийской империи. Оставшиеся византийцы стойко удерживали позиции – берега Анатолии и Греции – и 57 лет спустя смогли вернуться и обосноваться в Константинополе. До середины XIV в. город оставался крупным торговым центром, затем постепенно пришел в запустение, ключевые позиции в нем захватили венецианцы и генуэзцы. Таким образом, Четвертый крестовый поход положил конец оплоту христианства на Востоке. (Авт.)

Похожие книги из библиотеки

Снайперская война

Впервые в отечественной литературе!

Глубокое исследование снайперской войны на протяжении двух столетий – с позапрошлого века до наших дней. Анализ развития снайперского дела в обеих мировых войнах и многочисленных локальных конфликтах, на поле боя и в тайных операциях спецслужб. Настоящая энциклопедия снайперского искусства – не ремесла, а именно искусства! – ведь точность выстрела зависит от десятков факторов: времени суток и температуры воздуха, скорости и направления ветра, расстояния до цели, как падет свет, куда перемещаются тени и т. д., и т. п. Исчерпывающая информация о вооружении и обучении стрелков, их тактике и боевом применении, снайперских дуэлях и контрснайперской борьбе, о прошлом, настоящем и будущем самого жестокого из воинских искусств.

Воздушные извозчики вермахта. Транспортная авиация люфтваффе 1939–1945

Изначально этот род авиации, оснащенный в основном неуклюжими с виду трехмоторными самолетами Ju-52, был создан в Третьем рейхе для обслуживания парашютно-десантных войск. Впервые воздушные десанты были использованы во время Польской кампании. Затем, период захватов Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Греции, транспортная авиация люфтваффе буквально «силами одного парашютно-десантного полка» захватывала аэродромы, крепости и стратегически важные мосты. Парашютисты внезапно опускались с небес прямо на голову противника, подготавливая плацдармы для выгрузки основного десанта. Уже в мае 1940 года транспортным самолетам впервые пришлось снабжать по воздуху отрезанные во вражеском тылу войска. В дальнейшем эта их функция стала основной. Демянск, Холм, Сталинград, Тунис, Кубань, Крым, Корсунь, Каменец-Подольский и многие другие котлы, образовавшиеся вследствие гитлеровской стратегии «стоять до последнего», неизменно снабжались с помощью пресловутых «воздушных мостов». На последнем этапе войны к ним прибавились многочисленные города-«крепости»: Будапешт, Кёнигсберг, Бреслау, Дюнкерк, Лорьян и многие другие.

В этой книге на основе многочисленных, в основном зарубежных источников и архивных документов впервые подробно рассказано практически обо всех невероятных по накалу и драматизму операциях транспортной авиации люфтваффе с 1939 по 1945 г.

Авиация Красной армии

В краткой энциклопедии летательных аппаратов, разрабатывавшихся в СССР накануне и во время Второй мировой войны и состоявших на вооружении Красной армии, представлены проекты самолетов (в том числе двухбалочных и двухфюзеляжных «бесхвосток» и «летающих крыльев»), самолетов-снарядов, составных самолетов, вертолетов, автожиров, планеров, конвертопланов, кольцепланов, аппаратов на воздушной подушке, крылатых ракет и т. д. Рассмотрены аппараты, строившиеся серийно или опытными партиями, принимавшие участие в боевых действиях или вспомогательных операциях. Рассказано также об опытных машинах, запланированное производство которых было прервано окончанием войны, машинах, которые по тем или иным причинам не производились серийно, полученным по ленд-лизу трофейным самолетам и самолетам лицензионной постройки, принятым на вооружение.

В книге приведены основные характеристики летательных аппаратов и сведения о боевых операциях, в которых они применялись. Книга снабжена большим количеством иллюстративного материала и предназначена для широкого круга читателей.

Неизвестный Лавочкин

Легендарные самолеты Героя Социалистического Труда С.А. Лавочкина по праву считаются одним из символов Победы. Хотя его первенец ЛаГГ-3 оказался откровенно неудачным, «заслужив» прозвище «лакированный гарантированный гроб», установка нового мотора и усовершенствование конструкции буквально преобразили эту тяжелую неповоротливую машину, превратив в лучший истребитель Великой Отечественной – прославленные Ла-5, Ла-5ФН и Ла-7 сначала перехватили у немцев господство в воздухе, а затем и сломали хребет Люфтваффе. Именно на этих самолетах воевали двое из пяти лучших советских асов, а Иван Кожедуб первым сбил новейший реактивный Me.262. Именно Лавочкин стоял у истоков советской реактивной авиации – это его истребители первыми преодолели сверхзвуковой, а межконтинентальная крылатая ракета «Буря» – и тепловой барьер. Это в его ОКБ были созданы и первые отечественные беспилотники, и зенитные управляемые ракеты, прикрывавшие Москву в разгар холодной войны.

Прорывая завесу тотальной секретности, многие десятилетия окружавшую проекты Лавочкина, эта книга по крупицам восстанавливает творческую биографию великого авиаконструктора и подлинную историю его авиашедевров.